Общество 22 окт 2019 810

​Дополнительное образование в Бурятии: проблемы и решения

Фото предоставлено пресс-службой Народного Хурала РБ

Реализациязакона «Об образовании в Республике Бурятия» в части дополнительного образования стала темой «круглого стола» комитета Народного Хурала по социальной политике. В рамках подготовки мероприятия депутаты посетили учреждения дополнительного образования в Улан-Удэ и Заиграевском районе. В работе «круглого стола» приняли участие представители профильных министерств и ведомств, руководители учреждений дополнительного образования г. Улан-Удэ и районов республики, сообщили ИА Буряад Yнэн в республиканском парламенте.

Председатель комитета Игорь Марковец, открывая круглый стол, отметил важность дополнительного образования для профессиональной ориентации детей. Депутат напомнил, что к 2020 году в Бурятии дополнительным образованием нужно охватить 70% детей от пяти до 18 лет, а к 2024 году – 80%.

При этом четверть кружков должны быть технической направленности, в них должно заниматься 42 тысячи детей. Достижение этих показателей требует серьезных усилий.

Между тем допобразование, по словам Игоря Марковца, уже сегодня «работает на пределе». За несколько лет накопилось немало проблем, поскольку эта сфера до недавнего времени финансировалась по остаточному принципу. Необходимо выработать новые подходы и пути решения наболевших вопросов.

Замминистра образования Валерий Поздняков сообщил, что сегодня в дополнительном образовании работает 152 учреждения, трудится более тысячи педагогов, но их по-прежнему остро не хватает. В шести районах республики в секциях, кружках и студиях занимается менее 50% детей. Одна из причин сложившейся ситуации разница в размерах субсидий, которые выделяются муниципалитетам на выравнивание заработной платы педагогов. Действующаяметодика расчета учитывает количество педагогов допобразования в районах. При этом берутся данные пятилетней давности.

- То есть субсидии распределяются неравномерно и несправедливо, что не позволяет увеличить охват детей, - подчеркнул Поздняков.

Разработана новая методика, учитывающая количество детей. Она начнет действовать 1 января 2020 года. Районы будут получать больше денег, но при этом вырастет и размер софинансирования – до 50%. Участники совещания обратили внимание, что эта сумма будет «неподъемной» для бюджетов муниципалитетов и предложили снизить ее до 20%.

Еще одно нововведение – переход с 1 сентября 2020 года на систему именных сертификатов, при которой «деньги следуют за ребенком». Это позволит сделать систему дополнительного образования прозрачной, убеждены ее разработчики. Вместе с тем, руководители учреждений отметили, что это лишь частично повысит доступность дополнительного образования.

Были озвучены и другие проблемы. Так большая часть учреждений дополнительного образования находится в приспособленных и ветхих помещениях, многие здания признаны аварийными. Нужен и капитальный ремонт.

Заработная плата педагогов в Бурятии составляет 33 тысячи рублей, но это при условиисовмещения. То есть преподавателям приходиться работать на полторы-две ставки. Молодежь идет неохотно из-за низкой зарплаты.

Участники совещания обратили внимания на то, что одним из путей решения вопроса может стать развитие системы частных учреждений.

По итогам «круглого стола» были выработаны рекомендации правительству Бурятии, министерству образования и муниципалитетам.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Финансирование дополнительного образования в муниципалитетах Бурятии увеличат уже в следующем году

Треть детей в Бурятии не посещают кружки и секции