На круглом столе в Хурале
Фото отдела по работе со СМИ НХ РБ
За более чем шесть лет к омбудсмену по правам человека в Бурятии поступило свыше 6,5 тысячи обращений. За время с начала действия республиканского закона в него внесено 12 поправок. Люди зачастую идут на приём к уполномоченному «от безысходности», сообщает газета «Бурятия».
Эти и другие цифры и факты озвучили на заседании круглого стола в парламенте республики по теме о ходе реализации закона об уполномоченном по правам человека в Республике Бурятия.
Напомним, что он принят в декабре 2012 года, а первым омбудсменом республики на сессии Народного Хурала избрали Ивана Калашникова.
Зампред Правительства РБ Баир Цыренов отметил, что институт уполномоченного по правам человека в республике стал чувствительным индикатором реального качества жизни людей.
- Институт уполномоченного - это связующее звено между обществом и властью, которое призвано обеспечить подчинение государственной власти праву и осуществлять контроль общества над властью, - задал тон дискуссии председатель комитета НХ РБ по госустройству Виктор Малышенко.
Особая специфика
По словам уполномоченного по правам человека в РБ Юлии Жамбаловой, омбудсмен - это дополнительный механизм защиты прав людей, который не призван подменять действующие государственные учреждения, «решения уполномоченного носят рекомендательный характер, но это не слабость института, а его особая специфика».
Время показало, что институт регионального омбудсмена вполне востребован и работоспособен, а диапазон вопросов, которые решает омбудсмен, действительно обширный. Обращения к уполномоченному – своего рода индикатор, который показывает, какие проблемы больше всего волнуют граждан. Это острые вопросы по ветхому и аварийному жилью, обманутым дольщикам, детям-сиротам, положению отбывающих наказание в исправительных учреждениях, нарушению прав по охране здоровья людей. Широкое распространение в деятельности уполномоченного получила практика личного приема пенсионеров, инвалидов, иных лиц с ограниченными возможностями здоровья по месту их жительства, а также приема сообщений на телефон «горячей линии». В 2016 году омбудсмену вместе с парламентариями удалось добиться создания межведомственной комиссии по регулированию проблемных вопросов завершения долевого строительства многоквартирных домов в республике. К слову, как заметил парламентарий Владимир Ведерников, обратная связь, налаженная между депутатами и уполномоченным, «дает серьезный фактический материал для анализа и законотворческой деятельности».
Новые инициативы
Этот важный республиканский нормативно-правовой акт работает. И все же, как считают депутаты, время требует внесения поправок в закон. Так, вице-спикер парламента Цырен-Даши Доржиев поднял вопрос о необходимости определиться по статусу трех институтов уполномоченных (по правам - человека, ребенка и предпринимателей) – чтобы они были независимы от исполнительной и законодательной власти. Другие предложения по внесению изменения в закон - упростить порядок обращения к омбудсмену, установить взаимозаменяемость уполномоченных на время их отпуска или болезни. Декан юрфака БГУ Эльвира Раднаева выступила с инициативой о том, чтобы недавно созданный в университете центр инновационных средств правого просвещения действовал при уполномоченном по правам человека.
- Мы проанализировали проблемные вопросы, которые связаны с деятельностью уполномоченного по правам человека в республике, - резюмировал Виктор Малышенко. – И отметили моменты, которые должны учесть на будущее в законотворческой деятельности, чтобы улучшить работу по защите прав и свобод граждан.
СПРАВКА:
Участники круглого стола рекомендовали республиканскому парламенту рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 12 Закона РБ в части дополнения видов обращений, принимаемых к рассмотрению уполномоченным:
- обращениями в форме электронного документа;
- устными обращениями;
- публикациями в СМИ о массовых нарушениях прав граждан либо о нарушениях прав граждан, вызвавших широкий общественный резонанс.