Блоги 25 окт 2019 3072

​​В зоне ступы

Фото Александра Махачкеева

С октября 2006 года в исправительной колонии №4 в посёлке Выдрино жизнь заключённых освещала светом Учения Будды буддийская ступа. Её постро­или ученики Дандарона при активной помощи адми­нистрации и заключённых. Ведь именно здесь великий йогин провёл последние годы жизни и ушёл непобеждён­ным из этого мира и этой жизни.

Освящение ступы

Тогда на освящение су­бургана приехали ламы, родственники, ученики и я, как репортёр. Наша процес­сия стала объектом повы­шенного внимания в зоне. Для её обитателей это было исключительным событием в череде монотонных буд­ней. За происходящим на­блюдала толпа в телогрей­ках, ушанках, по лагерной моде сшитых из отрезов цигейковых шуб.

Ближе подошли только двое, с уверенной и незави­симой манерой держаться. Судя по наколкам, при­верженцы «чёрного хода» - жизни по воровским понятиям. Мы разговорились. На вопрос об их знаменитом предшественнике получил утвердительный ответ: «Да, слышали». Но тут подо­шёл оперативник с цепким взглядом и стал напряжённо прислушиваться. Разговор с арестантами утих сам собой, и вопросы к ним повисли в воздухе...

Знали ли они, что и в зоне Дандарон страстно стремился к знаниям и занимался буддийской прак­тикой? Сопоставляли ли они своё пребывание здесь с его опытом? По словам Би­дии Дандаровича, в услови­ях лагерной жизни процесс нравственного преобразо­вания, обретения сиддх шёл удивительно быстро, но при этом добавлял: «Всё же для подобных занятий йогой не хватало питания – хотя бы чашки бульона в день».

В довоенные и послево­енные годы в лагерях сиде­ли и ламы, и профессора, и другие интеллектуалы, жертвы репрессий, а он был организатором интеллектуальных семинаров, читал небольшие сообщения по буддизму, в свою очередь, слушая лекции по европей­ской философии. Эти зэки, лишённые элементарных прав и удобств, с риском для себя наполняли заключе­ние высочайшим духовным смыслом.

Для тех, кто живёт

Между тем, монахи на­чали чтение молитв. Осно­вание ступы заставили под­ношениями в виде фруктов, сладостей, молока и других продуктов. Из дугана при­несли портрет Дхармарад­жи, его книги. Разожгли небольшой костёр и напол­нили его благовонными па­лочками. Холодным, прони­зывающим ветром с Байкала ароматный, очистительный дым понесло на отряд зэков и развеяло в осеннем небе. Прозвучал трубный звук морской раковины, симво­лизирующий торжество Уче­ния Будды, и ступа великого йогина ожила. В этот момент она обрела рождение в эпи­центре океана страданий сансары, там, где она нужнее всего. Она обрела жизнь как идея и судьба Дандарона, как то сокровенное, что не­выразимо словами. «Ступа - не для ушедших, таких просто не бывает, они живы, - сказал ученик Дандарона Владимир Монтлевич. - Сту­па - для тех, кто живёт». Для тех, кто живёт по ту сторону колючей проволоки…

Фото Александра Махачкеева

Неожиданные параллели

С того октября прошло тринадцать лет, и зона уже закрыта. Спецконтингент и часть сотрудников перевели в «однёрку» - зону в Гусино­озёрске. Пустые бараки, хоз­блок и здания администра­ции, по периметру забор с колючей проволокой, а над ними вышки. На этот раз я оказался здесь в компании с литераторами Сергеем Тумуровым и Надеждой Ни­зовкиной, более известной по своей прежней правоза­щитной деятельности. Ока­залось, что и в её биографии есть Выдрино. Когда её этапировали из иркутского СИЗО в Улан-Удэ, иркутяне передали арестантку своим бурятским коллегам на трас­се, прямо на границе между двумя регионами. Напомню, что 19 сентября с.г. здесь же был задержан якутский ша­ман Габышев. Все повторя­ется. Жизнь идёт по кругу.

Безлюдная зона уже густо заросла травой и кустар­ником. Утопают в зарослях ступа Дандарона, дуган и православная часовня. Но это не «мерзость запустения» в библейском смысле. Напротив, около ступы пах­ло густым цветочным арома­том, напоминающим запах миндаля. В храме гунгарба – иконостас и на нём портрет Дхармараджи. Ничего не по­рушено, всё в целости и со­хранности, словно дуган был только что в спешке покинут.

Фото Александра Махачкеева

- Летом ступу навестила группа молодых людей, - со­общил нам местный житель Виталий. Возможно, это были ученики учеников Дандарона, а может быть, бывшие зэки буддисты. Ведь ступа исполняет своё высо­кое предназначение. Она многим помогла выстоять здесь, не сломаться, сохра­нить душу и обрести спасе­ние в Учении Будды.

Звон колокольчиков

Буддисты верят, что су­бурганы обладают магиче­ской силой добра, помогают людям внести гармонию в свою жизнь, очиститься от пороков и развить в себе добродетели. С этой точки зрения, это сырое и гиблое место на южном берегу Бай­кала перестало быть эпи­центром человеческих стра­даний. Зоны теперь здесь нет. Но ступа стоит. Она не такая высокая и красивая, как другой субурган Данда­рона, в Усть-Ороте, Кижинге. Тот стоит на вершине горы, в тиши тайги, а его сваямбху наверху окаймляют коло­кольчики.

Здесь же, за колючей проволокой, маленькая сту­па выглядела испуганной пришелицей из другого мира. Но вот с Байкала по­дул вечерний бриз, развеяв влагой аромат миндаля, и мне показалось, что и здесь раздаётся нежный, трогаю­щий за душу звон, что звенят колокольчики с привязан­ными к язычкам баданами - разноцветными стягами победы…


Ступа Дандарона

Фото Александра Махачкеева

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

По ту сторону решётки

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ