Фото Александра Махачкеева
С октября 2006 года в исправительной колонии №4 в посёлке Выдрино жизнь заключённых освещала светом Учения Будды буддийская ступа. Её построили ученики Дандарона при активной помощи администрации и заключённых. Ведь именно здесь великий йогин провёл последние годы жизни и ушёл непобеждённым из этого мира и этой жизни.
Освящение ступы
Тогда на освящение субургана приехали ламы, родственники, ученики и я, как репортёр. Наша процессия стала объектом повышенного внимания в зоне. Для её обитателей это было исключительным событием в череде монотонных будней. За происходящим наблюдала толпа в телогрейках, ушанках, по лагерной моде сшитых из отрезов цигейковых шуб.
Ближе подошли только двое, с уверенной и независимой манерой держаться. Судя по наколкам, приверженцы «чёрного хода» - жизни по воровским понятиям. Мы разговорились. На вопрос об их знаменитом предшественнике получил утвердительный ответ: «Да, слышали». Но тут подошёл оперативник с цепким взглядом и стал напряжённо прислушиваться. Разговор с арестантами утих сам собой, и вопросы к ним повисли в воздухе...
Знали ли они, что и в зоне Дандарон страстно стремился к знаниям и занимался буддийской практикой? Сопоставляли ли они своё пребывание здесь с его опытом? По словам Бидии Дандаровича, в условиях лагерной жизни процесс нравственного преобразования, обретения сиддх шёл удивительно быстро, но при этом добавлял: «Всё же для подобных занятий йогой не хватало питания – хотя бы чашки бульона в день».
В довоенные и послевоенные годы в лагерях сидели и ламы, и профессора, и другие интеллектуалы, жертвы репрессий, а он был организатором интеллектуальных семинаров, читал небольшие сообщения по буддизму, в свою очередь, слушая лекции по европейской философии. Эти зэки, лишённые элементарных прав и удобств, с риском для себя наполняли заключение высочайшим духовным смыслом.
Для тех, кто живёт
Между тем, монахи начали чтение молитв. Основание ступы заставили подношениями в виде фруктов, сладостей, молока и других продуктов. Из дугана принесли портрет Дхармараджи, его книги. Разожгли небольшой костёр и наполнили его благовонными палочками. Холодным, пронизывающим ветром с Байкала ароматный, очистительный дым понесло на отряд зэков и развеяло в осеннем небе. Прозвучал трубный звук морской раковины, символизирующий торжество Учения Будды, и ступа великого йогина ожила. В этот момент она обрела рождение в эпицентре океана страданий сансары, там, где она нужнее всего. Она обрела жизнь как идея и судьба Дандарона, как то сокровенное, что невыразимо словами. «Ступа - не для ушедших, таких просто не бывает, они живы, - сказал ученик Дандарона Владимир Монтлевич. - Ступа - для тех, кто живёт». Для тех, кто живёт по ту сторону колючей проволоки…
Фото Александра Махачкеева
Неожиданные параллели
С того октября прошло тринадцать лет, и зона уже закрыта. Спецконтингент и часть сотрудников перевели в «однёрку» - зону в Гусиноозёрске. Пустые бараки, хозблок и здания администрации, по периметру забор с колючей проволокой, а над ними вышки. На этот раз я оказался здесь в компании с литераторами Сергеем Тумуровым и Надеждой Низовкиной, более известной по своей прежней правозащитной деятельности. Оказалось, что и в её биографии есть Выдрино. Когда её этапировали из иркутского СИЗО в Улан-Удэ, иркутяне передали арестантку своим бурятским коллегам на трассе, прямо на границе между двумя регионами. Напомню, что 19 сентября с.г. здесь же был задержан якутский шаман Габышев. Все повторяется. Жизнь идёт по кругу.
Безлюдная зона уже густо заросла травой и кустарником. Утопают в зарослях ступа Дандарона, дуган и православная часовня. Но это не «мерзость запустения» в библейском смысле. Напротив, около ступы пахло густым цветочным ароматом, напоминающим запах миндаля. В храме гунгарба – иконостас и на нём портрет Дхармараджи. Ничего не порушено, всё в целости и сохранности, словно дуган был только что в спешке покинут.
Фото Александра Махачкеева
- Летом ступу навестила группа молодых людей, - сообщил нам местный житель Виталий. Возможно, это были ученики учеников Дандарона, а может быть, бывшие зэки буддисты. Ведь ступа исполняет своё высокое предназначение. Она многим помогла выстоять здесь, не сломаться, сохранить душу и обрести спасение в Учении Будды.
Звон колокольчиков
Буддисты верят, что субурганы обладают магической силой добра, помогают людям внести гармонию в свою жизнь, очиститься от пороков и развить в себе добродетели. С этой точки зрения, это сырое и гиблое место на южном берегу Байкала перестало быть эпицентром человеческих страданий. Зоны теперь здесь нет. Но ступа стоит. Она не такая высокая и красивая, как другой субурган Дандарона, в Усть-Ороте, Кижинге. Тот стоит на вершине горы, в тиши тайги, а его сваямбху наверху окаймляют колокольчики.
Здесь же, за колючей проволокой, маленькая ступа выглядела испуганной пришелицей из другого мира. Но вот с Байкала подул вечерний бриз, развеяв влагой аромат миндаля, и мне показалось, что и здесь раздаётся нежный, трогающий за душу звон, что звенят колокольчики с привязанными к язычкам баданами - разноцветными стягами победы…
Ступа Дандарона
Фото Александра Махачкеева
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: