За два года тренировок четверо выполнили нормативы первого юношеского разряда по плаванию
В Бурятии, как, впрочем, и по всей России, становится все больше особых детей. Сегодня их принято делить на две категории - «дети-инвалиды» и «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Но и те и другие имеют равные шансы стать полноценными членами общества, считает инструктор-методист по лечебной физкультуре Татьяна Намагуруева. С особыми детьми она работает уже около 30 лет, сообщает газета «Бурятия».
Через себя
- Это случилось в конце 80-х годов. Я тогда работала в физкультурном диспансере, и от знакомого невролога узнала, что в школу № 60 требуются специалисты моего профиля, - начинает свой рассказ Татьяна Очировна. - Так и стала работать с детьми, как тогда говорили - с ослабленным здоровьем. Первые годы, признаюсь, трудиться было очень тяжело, потому что все пропускала через себя. А тут важно не просто работать, но и постоянно развиваться, находить какие-то новые методы. Дети разные, у кого-то отставание в развитии, у кого-то - ДЦП или расстройство аутистического спектра и т.д.
С 2007 года я начала работать целенаправленно только с особыми детьми. В первую группу набрали 44 человека, с разными диагнозами, но в основном это были дети с сохраненным интеллектом. Именно они стали костяком, своим примером повели остальных детей, в том числе и тех, у кого наблюдались психиатрические отклонения.
Начинали с плавания, но постепенно брали на вооружение спортивные и интеллектуальные игры, проводили походы и экскурсии по святым и историческим местам, принимали участие в соревнованиях и спартакиадах. За два года тренировок четверо из той группы сумели выполнить нормативы первого юношеского разряда по плаванию.
В 2010 году я впервые услышала о том, что у нас в городе появилась федерация стендового скалолазания. Встретились с тренерами этой федерации, Павлом и Натальей Колесовыми, нашли общий язык и начали работать. В скалолазании уже в 2014 году двое наших ребят стали победителями первенства России.
Огромное значение в нашем деле имеет поддержка родителей. Есть у меня один воспитанник с диагнозом ДЦП. Когда он только пришел к нам, даже ходил с трудом - какие там походы, какое плавание? Но его мама постоянно внушала ему, что он не хуже других. И ребенок начал ходить в походы, начал плавать и даже встал на лыжи. Как-то взрослые пловцы, глядя, как он плавает, спросили, что за стиль у него такой? Им даже в голову не пришло, что у него есть какие-то ограничения.
Путь к доверию
- Сейчас такое время, когда наше общество очень мало двигается, - продолжает Татьяна Очировна. - И вот такой пример видят наши дети. Чтобы мозг особого ребенка полноценно развивался, нужна этакая смесь интеллектуальных и физических нагрузок. Часто к интеллектуальным нагрузкам особый ребенок начинает привыкать именно через физическое воспитание.
Почему за основу мы взяли плавание и скалолазание? На воде ребенок начинает работать всеми конечностями в различных плоскостях, что сказывается на деятельности спинного мозга и нервных корешков, а значит, и на центре головного мозга, который отвечает за интеллектуальное развитие.
В скалолазании ребенок учится синтезировать свои возможности на высоте, анализировать, выбирать точки и достигать цели вопреки страху упасть. К тому же это мощная и естественная физическая закалка и воспитание доверия через взаимодействие с тем, кто его страхует, и тренером, чьи подсказки помогают найти выход из определенной ситуации.
Благодаря упорным тренировкам в 2014 году наши дети прошли большой паломнический тур вокруг горы Алханай, 108 километров. К этому походу мы готовились четыре года. Участвовали в туре в основном наши старшие ребята, от 14 лет, но был и один 9-летний ребенок.
Очень много интересных и символичных ситуаций случилось на этом пути. У особых детей и восприятие особое. Это нужно понимать, даже по природе они более замкнуты и ранимы. Маршрут как естественное испытание помог многим из наших ребят пересмотреть свои привычки, ведь они были командой и не могли обойтись без помощи друг друга. Но самый важный результат похода, мне кажется, заключался в том, что ребята смогли ощутить силу веры. Это была настоящая духовная закалка. Именно вера, как мы знаем, творит чудеса.
Миссия
- Вообще, как я поняла за годы своей практики, работа с особыми детьми – это миссия, потому как без понимания своего предназначения в этой сфере не то, чтобы тяжело, эта сфера просто тебя не примет. Ведь особые дети отличаются особой чуткостью, - считает Татьяна Намагуруева. - Они были всегда, и общий уровень понимания их проблем — это показатель цивилизованности общества, тут не скажу ничего нового. Но я точно знаю, что даже очень тяжелые от рождения дети адаптируются, раскрываются, обретают стремление быть полезными обществу. Главное - не упустить их, помочь им вовремя раскрыться, а где-то и уберечь, защитить. Тут важно все: и усилия родителей, и помощь компетентных специалистов, и поддержка государства. Но посыл, хотим мы того или нет, должен исходить от родителей, тех, кому это нужно в первую очередь. Потому сегодня нужно как-то помочь объединиться родителям особых детей в единое сообщество. Особые дети не появляются просто так, они посланы свыше, и помогают нам многое осознать.
По-хорошему нужны универсальные специализированные центры, где родители могли бы узнать о новых методиках и получить консультации, вдохновиться в конце концов. Будущее особого ребенка в первую очередь зависит от позиции и настроя его родителей. Какое у него будет будущее, если родители целыми днями на работе, а ребенок в телевизоре, телефоне или планшете? Воспитание — это постоянный поиск и постоянный рост, как ребенка, так и его родителей. Пенсию особому ребенку платят не для того, чтобы ее проедали, а для того, чтобы он постоянно развивался. Чем больше неравнодушных и компетентных родителей, тем ощутимее будет поддержка от общества и государства.
МНЕНИЕ:
Специалист по инклюзивному образованию Бурятского общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», мать особого ребенка Инна Молчанова:
- В Бурятии около 16 тысяч детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Потому отрадно, что в нашем городе появляются новые люди, проекты и целые организации, которые видят перспективу в особых детях. Все больше появляется центров, детских садов, школ, в которых мы можем встретить ребят с особенностями развития. Это результат деятельности замечательных людей, они много учились, взращивали свои идеи, создавали команды.
Службы ранней помощи детям с особенностями развития, различные творческие и спортивные проекты, теплые бассейны, АФК, музыкальные, языковые центры, танцевальные студии, терапия на лошадях и многое другое позволяют ребенку с особенностями развития найти то, что приносит ему не только реабилитационный эффект, но и удовольствие. Ребенок в процессе развития должен ощущать радость!
Город постепенно начинает понимать и принимать особых детей и их семьи. Доступность объектов для семей с особыми детьми в Улан-Удэ на порядок выше, чем в близлежащих городах. Сама это вижу, когда посещаю их как мать особого ребенка. Наверное, неинтересно было жить, если все у нас гладко и без проблем. В нашем городе они решаются.
Но еще больше таких задач в районах Бурятии, где тоже есть особые дети. Их родители создают сообщества, общественные организации, ищут возможности сделать своих детей и себя счастливыми и нуждаются в нашей поддержке. Если мы говорим о создании единого сообщества родителей особых детей, то в первую очередь это единение нужно начинать с районов. Эта работа уже ведется.
Фото предоставлено Татьяной Намагуруевой