Обложка журнала «Байкал» (№ 5, сентябрь-октябрь, 2019)
В преддверии зимней стужи и долгих вечеров у верных ценителей литературы – а таких немало, и число их постоянно растет – есть прекрасная возможность, устроившись с чашкой ароматного чая на любимом диване, развернуть страницы нового номера журнала «Байкал» (№ 5, сентябрь-октябрь, 2019).
Какие литературные новинки и встречи с признанными мастерами прозы и поэзии, что за тайны, подвергнутые дотошному научному анализу, ждут читателя, взявшего в руки свежий, только из типографии, журнал?
На поэтических страницах «Байкала», открывающих номер, представлена подборка стихов Кирилла Корчагина. Кирилл – поэт, критик и переводчик, лауреат малой премии «Московский счет» и премии Андрея Белого. В своем творчестве он обращается к обозначению современным автором участка мира, замкнутого в себе, к развитию чувств, которые зарождаются, проходит через сомнение и удивление, чтобы потом утвердиться в себе, а может быть, потерпеть крах. Его стихи – это попытка передать что-то пульсирующее, живущее собственной жизнью. Поэт ищет новые ресурсы, используя обширную традицию, что дает впечатляющий художественный эффект.
* * *
Пела она на улице и поселилась
между лестничными пролетами,
где зябкая тяга — кто она? кажется
революция: круглые фрукты падают
на ступени, погибают плохие поэты
и хорошие пишут в своих дневниках:
выйдем на серый лед — там где нас
огибают речные ветры и, вращаясь
над нами, скользят китайские волны
вай-фая, скейтеров огибая, вовлекая
лонгборды в течения капитализма…
«Только текст»
Погружение в стихию могучего озера, любовь и удивление перед чудом природы, которое дано нам всем, чтобы сохранить гармонию в мире, чтобы надеяться на будущее, которое мы должны передать грядущим поколениям… Все это прозвучало в конкурсе короткого рассказа «Только текст» на тему «озеро Байкал», проведенного этим летом сайтом Vsekonkursy.ru совместно с редакцией журнала «Байкал». Авторам было предложено «широко интерпретировать темы, связанные с самым глубоким озером на планете: отдых на Байкале, воспоминания или сны о Байкале, ассоциации, связанные с озером». Поступило более 400 заявок со всех регионов России, в том числе из республик постсоветского пространства и от соотечественников из-за рубежа. Сотрудники редакции, взяв на себя миссию по отбору и оценке конкурсных произведений, приятно удивились, что, как можно предположить, магическое словосочетание «озеро Байкал», подобно своеобразному коду, активизировало у самого широкого диапазона участников настоящий поток «творческого сознания». В данном случае речь идет о пронзительной, по-настоящему народной любви к Священному морю, что было отражено с той или иной мерой писательского мастерства в присланных произведениях. В подборке, публикуемой в журнале, представлены рассказы всех авторов, вошедших в короткий список.
«Про отважную девочку»
Рассказы иркутского автора Анжелы Базарон «Про отважную девочку» подкупают искренним удивлением перед красотой и гармонией мира, переданным через взгляд ребенка. Между тем, профессионализм и умение выделить самое яркое, запоминающееся, при этом перенести второстепенные детали в фоновое описание происходящего, что усиливает в целом многогранность действительности, – позволяет читателю совершить еще одно удивительное путешествие в прошлое, чтобы оттуда по-новому увидеть настоящее.
«И в пяти метрах за нашими спинами я заметила кочку с брусникой, рядом еще одну, и целый склон этих кочек. Кочки были меньше метра в диаметре, ровненькие, одинаковые, сплошь усыпанные ягодами. Тут я поняла, что такое «рясно», это восхитительно! Берешь веточку, и сразу полна горсть. Я методично поворачивалась от одной кочки к другой, сестренка бегала по всему склону. Мокрая крепкая ягода блестела, капли воды работали, как линзы, ягоды казались еще больше. Собирали мы руками, примерно за час набрали по большому ведру до риски. Слили воду, придерживая ягоду, завязали ведра платками. Все, как положено. Спокойно спустились по тропе, тропа вывела на дорогу», - пишет Анжела Базарон.
Литературный вечер
В этом году литературная общественность отмечает 75-летний юбилей писателя Владимира Гармаева. Слава и признание пришли к нему после выхода в свет романов «В улусе Алтанхана», «Бальжин-хатун», «Бабжа-батор», объединенных в трилогию «Десятый рабджун». Автор также известен повестями «Загадка талисмана» (1989), «Сакура в снегах Забайкалья» (1991), «Третий фронт» (1992), «Хоры» (2011) и другими. В своих произведениях Владимир Гармаев обращался к изучению предыстории монголов мира, призывал помнить и развивать лучшие традиции хоров, стремиться к гармоничному познанию и существованию в согласии с природой, что отличало традиционный уклад жизни древних кочевых народов.
Писателю удалось завершить две книги романа-трилогии «Копачи»: «Хара Баргут» (Байкал, № 1-3, 2014) и «В низовьях родовой реки» (Байкал, № 1-3, 2015). Однако работа над третьей книгой «Пустота» осталась незавершенной (главы опубликованы в № 6, 2016).
Большой друг «Байкала» Владимир Гармаев – с 1996 по 1997 год работал ответственным секретарем журнала – был интересен в общении. Он увлеченно рассказывал о своем любимом предмете – изучении «белых пятен» в многовековой истории монголов, ведь искажение прошлого, по его мнению, не дает видеть настоящее и не оставляет перспектив на развитие в будущем.
В августе 2015 года в уютном дворике Музея истории города прошла встреча с писателем, организованная сотрудниками журнала «Байкал». Ирина Булгутова, кандидат филологических наук, задала ряд вопросов Владимиру Гармаеву в связи с публикацией второй книги трилогии «В низовьях родовой реки». Сохранилась видеозапись этой встречи и беседы. Вниманию читателей предлагается расшифровка состоявшегося разговора.
Тайны биографии
Была ли отправка Доржи Банзарова в Иркутск в чине чиновника особых поручений выразительной иллюстрацией колониально-эксплуататорской природы Российской империи? Почему, не жалея темных красок в описании жизненной трагедии первого бурятского ученого, советские идеологи настаивают, что в отношении него была осуществлена расправа? Эти и другие вопросы рассматриваются в статье доктора исторических наук, профессора Назарбаев Университета (г. Астана) Николая Цыремпилова «Правда и миф в биографии первого бурятского ученого Доржи Банзарова».
«В статье речь пойдет не только и не столько о первом бурятском ученом Доржи Банзарове, чья жизнь еще в ранней молодости стала достоянием публичных дискуссий вокруг представлений об империи, расе, национальности, культуре, угнетении, неравенстве, религиозной принадлежности, регрессе и прогрессе, но, что важнее, речь здесь пойдет о биографических дискурсах, сложившихся вокруг этой фигуры. Различные авторы в разные эпохи писали о Банзарове как о диковинном создании с внешностью варвара и манерами европейца, живом свидетельстве благотворного влияния европейского образования на отсталые расы, защитнике и покровителе бурятских инородцев от посягательств империи и православной миссии и, наконец, первом бурятском социалисте и материалисте, павшем от руки царизма и церкви», - пишет Николай Цыремпилов.