Блоги 8 ноя 2019 2138

​​«Эпоха Минерта» в архитектурном облике Улан-Удэ

Фото Юрия Невского

В Музее истории города открылась выставка к 100-летию выдающегося сибирского архитектора, исследователя храмового зодчества, педагога, живописца Людвига Карловича Минерта. Документы, фотографии, чертежи, графические работы, любовно собранные сотрудниками музея, раскрывают одну из славных страниц истории города.

На открытии выставки присутствовали известные архитекторы города. Краевед Виктор Харитонов, выступая с приветственной речью, отметил, что в сравнительно небольшой период творческой деятельности Минерта в Улан-Удэ, совпали благоприятные обстоятельства, которые вдохновили молодого архитектора на проекты, несущие в себе не тяжелое наследие сталинского режима – а ощущение имперской победоносности, торжество народа-победителя, созидающие и романтические мотивы, нашедшие воплощение в «заставшей музыке нашего города».

Фото Юрия Невского

Действительно, начало жизненного пути будущего градостроителя было нелегким – сказались немецкие корни в происхождении, так что на строительстве северной ветки железной дороги «Воркута – Котлас» он оказался не по своей воле. Однако судьба благоволила к нему, и в 1950 году, защитив диплом Новосибирского инженерно-строительного института, Людвиг Минерт отправляется по распределению в Бурятию. Вскоре, благодаря своей поразительной работоспособности и страстному интересу к новым для него принципам восточной архитектуры, тридцатилетний зодчий становится во главе «Бурятмонголпроекта». Здесь же, в Улан-Удэ, он встретил свою любовь – Тамару Аполлинарьевну, ставшую верной спутницей на всю жизнь. За небольшое время – всего 5 лет – Людвиг Минерт создал неповторимый облик столицы республики.

Фото Юрия Невского

В те годы получил развитие так называемый «сталинский ампир с национальным декором». Архитектор с немецкими корнями, изучив образцы буддийских строений, удачно вписал присущие им традиционные элементы в проекты новых зданий. По разработанным им чертежам – индивидуальным либо в соавторстве с опытными архитекторами А.Р. Вампиловым и Д.Н. Меньшиковым, построены здания, без которых ныне трудно представить образ города. Это здание Дома художника, Дома политического просвещения, городской АТС, аэровокзала, комбината «Забайкаллес», республиканской больницы и Госкомитета телевидения и радиовещания БМАССР, а также интерьеры клубов стеклозавода, мясокомбината и авиационного завода, жилые дома.

Фото Юрия Невского

Уже в пятьдесят пятом году вся его семья получила разрешение переехать в Новосибирск. Людвиг Карлович преподает на кафедре рисунка, живописи и скульптуры архитектурного института. Градостроительные особенности города Улан-Удэ, прошедшего за трехсотлетнюю историю путь от Удинского острога, форпоста русских первопроходцев, до развитого торгового города Верхнеудинска и республиканской столицы, стали темой успешно завершенной диссертации. Став руководителем кафедры и получить звание профессора, он посвятил преподавательской работе более сорока лет. Будучи талантливым художником, Людвиг Минерт не только обучал студентов рисовать, но и сам создал более ста семидесяти живописных полотен и графических рисунков, регулярно принимая участие в выставках.

Свой научный архив он пополнял всю жизнь, продолжая исследовательскую работу. В 1983 году были изданы уникальные монографии «Архитектура Улан-Удэ» и «Памятники архитектуры Бурятии».

Фото Юрия Невского

Обсуждая представленную экспозицию в Музее истории города, присутствующие архитекторы высказывали свое видение градостроительных перспектив Улан-Удэ. Было высказано мнение об актуальности исследований Людвига Минерта, сделавшего ряд рекомендаций для столицы республики в автореферате кандидатской диссертации 1961 года. В частности, он рекомендовал прекратить практику «расширения города за счет уничтожения леса на склонах, окружающих Улан-Удэ», поскольку она «способствует развитию эрозионных процессов, ухудшает санитарно-гигиенические условия города». Нынешние пыльные бури и песок повсюду – последствия того, что к словам архитектора не прислушались.

Фото Юрия Невского

Здания, построенные по проектам Людвига Карловича стали и визитной карточкой города – и тем архитектурным ландшафтом, который во многом определил – через художественное воздействие – менталитет городской среды, сформировав мировоззрение нескольких поколений улан-удэнцев. 

Автор: Юрий НЕВСКИЙ