Экономика 14 ноя 2019 896

​Отмена запрета на госзакупки мебели у иностранцев приведет к потере до 10 млрд рублей

Фото FireStock

С 1 декабря 2019 года правительство РФ снимает запрет на покупку мебели у иностранцев для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений. Правило «третий лишний», которое должно было бы компенсировать негативный эффект от допуска иностранцев на отечественный рынок, работать не будет. Слабый рост производства в мебельной отрасли сменится стагнацией, а отечественные мебельщики потеряют до 10 млрд рублей уже в 2020 году, сообщает ИА Буряад Yнэн по информации Ассоциации мебельных и деревообрабатывающих предприятий России.

Постановление правительства РФ от 5 сентября 2017 года, которое ввело двухгодичный прямой запрет на закупки мебели иностранного производства государственными и муниципальными учреждениями с 1 декабря 2017 года, в значительной степени способствовало развитию российской мебельной отрасли. По данным Росстата, в 2018 году по сравнению с предыдущим годом объемы производства российской мебели выросли на 25%, а продажи на 29%.

В среднем в 2018 году в рамках государственных и муниципальных закупок отечественными предприятиями реализовывалось 6,3% всей произведенной продукции. Так, посчитал Росстат, при общем объеме производства мебели в 2018 году в 190,7 млрд рублей в рамках госзакупок было реализовано продукции на 14,5 млрд рублей. В 2019 году, по оценкам Ассоциации мебельных и деревообрабатывающих предприятий России (АМДПР), государственные и муниципальные учреждения закупили до 15% от всей произведенной в России мебели.

По данным АМДПР, в целом за время действия постановления объем госзакупок мебели государственными и муниципальными учреждениями страны вырос на 15% до 33,4 млрд рублей.

«Запрет на закупки иностранной мебели положительно сказался на развитии мебельной отрасли России: предприятия смогли серьезно улучшить качество продукции, расширить ее ассортимент, реализовать ряд проектов по модернизации производственных мощностей, что в целом повысило конкурентоспособность отечественных мебельщиков», - резюмирует президент АМДПР и генеральный директор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков.

Еще в конце 2018 года АМДПР направляла в правительство РФ предложения по оптимизации законодательства о контрактной системе в части, касающейся установлению мер поддержки отечественных производителей. В их числе была и инициатива о продлении действия постановления еще на два года, до 1 декабря 2021 года, и распространение его действия, в том числе и на 223-ФЗ, так как многие государственные учреждения оснащались импортной мебелью через посреднические договора, оформлявшиеся в рамках 223-ФЗ. Пролонгация действия запрета госзакупок иностранной мебели на данный срок, по расчетам АМДПР, вернула бы на внутренний рынок дополнительно 35 млрд рублей – однако теперь часть этих денег уйдет в карманы иностранных производителей мебели, уверены в Ассоциации.

В июле 2019 года правительством РФ было принято решение о трансформации режима прямых запретов при госзакупках товаров и услуг в режим ограничений в соответствии с правилом «третий лишний» или ценовой преференцией. Подготовка нормативно-правового акта, согласно поручению вице-премьера Дмитрия Козака возложена на минпромторг РФ.

«В мебельной отрасли формула «третий лишний» работать на поддержку отечественного производителя не будет. Для этого нужно, как минимум, наличие в одном регионе двух сильных российских игроков, которые производят один и тот же ассортиментный ряд продукции сопоставимый по цене и качеству. Мебельная отрасль России таким разнообразием сильных компаний пока похвастаться, увы, не может – многие предприятия только-только начинают вставать на ноги. При этом многие иностранные государства активно поддерживают своих экспортеров, оказывая им финансовую помощь в виде налоговых льгот и субсидий, компенсации транспортных расходов – в то время как российские производители продукции вынуждены все эти затраты нести сами. Ряд стран в рамках поддержки экспортной ориентации экономики страны, возвращает до 100% ранее уплаченного НДС. Благодаря таким мощным мерам поддержки производители имеют возможность удерживать низкие цены на свою продукцию и выигрывать в конкурентной борьбе с местными мебельщиками», - говорит Александр Шестаков.

«Правило «третий лишний» сделает «лишними» на нашем внутреннем рынке не иностранных производителей, а наши же российские предприятия, что в корне противоречит идее импортозамещения. Статистика лишь подтверждает это: так, по итогам 2018 года объем продаж иностранной мебели в России вырос на 45%, в то время как отечественной – лишь на 18%, и это несмотря на прямой запрет участия иностранных поставщиков в госзакупках по 44-ФЗ. Отмена этого запрета спровоцирует еще больший вал импортной мебели, и отбросит российскую мебельную отрасль далеко назад», - опасается президент АМДПР.

Читайте также