Блоги 20 ноя 2019 1444

​Улан-Удэнская и Бурятская епархия отметила 10-летний юбилей

На торжественном собрании общественности в драмтеатре имени Н.А. Бестужева в присутствии высоких гостей вручили награды церковным деятелям и мирянам, внесшим значительный вклад в дело укрепления роли церкви в гражданском обществе, сообщает газета «Бурятия».

Среди награжденных медалью «За заслуги перед Республикой Бурятия» - руководитель пресс-службы епархии Марина Алисова – давний друг газеты «Бурятия» и журнала «Байкал».

Сегодня наше интервью с Мариной Алисовой - о работе епархии, её социальных проектах.

– Марина Геннадьевна, 10-летний юбилей епархии – это определенный этап. Можно подвести итоги, сделать выводы на будущее.

– 10 лет для Улан-Удэнской и Бурятской епархии – это большая работа, прежде всего не только богослужение, но и множество направлений деятельности по взаимодействию с обществом, трудно все перечислить. Церковь – достаточно сложный социальный институт, хотя и традиционный для ментальности русского народа. В настоящее время границы этой религиозной, в частности, ментальности становятся более зыбкими, многие ценности и приоритеты в обществе подвергаются серьезным испытаниям. Мы видим, как молодые люди, столкнувшись с реальностью и жестокостью в определенных условиях, радикально – я имею в виду даже с помощью оружия, если прибегнуть к недавним примерам – меняют (либо трагически обрывают) и свою судьбу, и судьбы окружающих. Другие уходят в виртуальное существование, а то и в наркотические иллюзии. Корни этих проблем, как правило, находятся в се­мье, в отцовском воспитании, в школе. Появляются новые опасности, соблаз­ны, самые разнообразные точки зрения, которые и так и эдак толкуют самые, казалось бы, основополагающие понятия. Но это не в компетенции церкви – указывать кому-то, осуждать или тре­бовать. Мы поддерживаем тех, кому в данную минуту трудно и кто нуждается в нашей помощи. Просто делаем свою работу – не кричим об этом, не «ловим хайп», как сейчас говорят. Не устраи­ваем из своей деятельности каких-то «флешмобов», знаете ли...

– То есть, «стримить, шерить и сторить» – к чему призывают нынешнюю молодежь, – это не про вас?

– Ну, если кто-то создает инфор­мационный поток и распространяет в социальных сетях, убеждая, например, превратить захламленный городской пустырь в зеленый оазис – высадить де­ревья, обустроить место для прогулок и отдыха, – то почему нет? Это новые кана­лы коммуникации, от которых сегодня мы не останемся в стороне. Но в осно­ве своей – это наше повседневное слу­жение. Возьмем Никольский храм, где организована бесплатная столовая для всех, кто находится в сложной жизнен­ной ситуации. Он расположен недалеко от вокзала, а это прямо-таки место при­тяжения для тех, кто оказался вне соци­ума, за бортом. Бывает, до 200 человек в день получают у нас горячую пищу.

– Все страждущие могут обра­титься к вам и получить помощь?

– Человек может оступиться, со­вершить преступление, испытать тяж­кий недуг, оказаться в ситуации, когда от него отвернутся родные и близкие. Здесь нет национальностей, веро- исповедания, каких-то идеологических взглядов. Женщины страдают от домаш­него насилия или остаются брошенные с ребенком. Мы даем им передышку, воз­можность быть в безопасности, полу­чить надлежащую помощь. Без нашего участия не остаются военнослужащие, пожилые в домах престарелых, девоч­ки-подростки в специнтернате, где по­стоянно бывают наши матушки.

В православную веру обращаются прихожане из числа местного бурятского населения. Появились буряты и в штате священников.

– Вы организовываете приюты, реставрируете и украшаете храмы, помогаете работе воскресных школ, подростковых патриотических организаций, участвуете в экологических акциях. Все это очень затратно в фи­нансовом плане?

– Когда мы говорим о помощи нуж­дающимся, о воспитании будущих граждан России, мы имеем в виду целую систему, она работает на перспективу. И это не какая-то «система вообще», не бездушный механизм, ведь почти все построено на особой, духовной связи, можно сказать, на той мере полноты своей души, которую каждый вклады­вает в общее дело. У нас налажен диалог с властью, мы зачастую закрываем те ниши, до которых у государства, что называется, «не доходят руки». Затем работает грантовая составляющая, уча­стие в конкурсах, где мы прописываем социальные аспекты. Наши ребята, под­ростки – «Витязи», например, существу­ют в Бурятии уже почти 7 лет. Летом они выезжают на Байкал, занимаются спортом, начальной военной подготовкой, очищают берега от мусора. Эти парни, младше, кто только что пришел. И это тоже связь поколений, это те вещи, ковырастая, берут под свою опеку тех, кто торые невозможно спланировать, про­писать в инструкциях. ­

– Люди, что называется, бегут в церковь, когда возникают «обсто­ятельства непреодолимой силы». Или приходит осознанное принятие духовных основ, ощущение при­частности к внутрицерковной жиз­ни? Какие есть наблюдения по этому поводу?

– Это чувство единения – большие праздники или поминовение усопших, что-то торжественное – крещение ре­бенка, венчание, например, – заложено в природе человека, как определенный код. Многие люди сейчас делают выбор, включается какой-то подсознательный механизм самосохранения – а он ведь присутствует в языке, в библейских ис­тинах, в величайших произведениях наших классиков, в молитвенном почи­тании. И через это – да, у меня семья, ра­бота, ипотека, детей надо одеть-обуть, отправить в школу... Через это кто-то приходит в церковь и понимает, что ми­нуты, проведенные вне мирской суеты, вдруг становятся самыми важными. По­тому у нас сейчас строится Кафедраль­ный собор, правительство идет нам навстречу. И вот, на юбилей вручили сертификат на денежные средства, ко­торые пойдут на отливку колоколов для нового храма.

– Мы все, я думаю, неосознанно тянемся к чуду. Вот, помолился пе­ред иконой – и все проблемы реше­ны! Может быть, откроете секрет, в наших храмах есть такие... ну, особо почитаемые, чудотворные иконы?

– Помолился... и выиграл миллион в гослото? (Смеется - авт. ) Сказать по правде, мы живем в таком уникальном месте, в нашей Бурятии. Разве это не чудо? И наша природа, и Байкал, кото­рый иначе как священным морем не называют. И люди, которые, несмотря ни на что, созидают, делают добрые дела. Множество культур переплелось здесь, сроднилось, но каждая национальность хранит как бы свет от драгоценных со­кровищ в своем прошлом, в своей исто­рии. Все иконы во всех храмах – почи­таемы, все исполнены благодати. Все зависит от стремления к добру – и, если говорить о большем, – к чувству гармо­нии. А уж как найти дорожку, либо тро­пинку к Храму... И будет ли это какой-то богато украшенный образ или иконка с ладонь, напечатанная на бумаге... Здесь нет никаких секретов, да и советов я дать не могу.

– То есть, как сказано в стихотво­рении Ивана Бунина: «Если сердце хочет, если верит, значит – да!».

– Значит, да.

СПРАВКА:

10 октября 2009 года Улан-Удэнская и Бурятская епархия образована решени­ем Священного Синода Русской православной церкви путем выделения из Читин­ской и Забайкальской епархии, которая к тому времени существовала уже 15 лет. Первым епископом назначен преосвященный Савватий, викарный епископ Чебок­сарской и Чувашской епархии.

На тот момент новая епархия насчитывала около 70 приходов и три монастыря, имеющих многовековую историю, и 22 священнослужителя. Сегодня в ми­трополии 169 канонических православных общин, среди которых 89 религиозных организаций. В штате служат 69 священников.

В 2015 году из состава епархии выделена самостоятельная Северобайкальская и Сосновоозёрская епархия, одновременно Улан-Удэнская епархия определя­ется центром новоучрежденной Бурятской митрополии.

Фото с сайта uud-eparh.ru

Автор: Юрий НЕВСКИЙ