На торжественном собрании общественности в драмтеатре имени Н.А. Бестужева в присутствии высоких гостей вручили награды церковным деятелям и мирянам, внесшим значительный вклад в дело укрепления роли церкви в гражданском обществе, сообщает газета «Бурятия».
Среди награжденных медалью «За заслуги перед Республикой Бурятия» - руководитель пресс-службы епархии Марина Алисова – давний друг газеты «Бурятия» и журнала «Байкал».
Сегодня наше интервью с Мариной Алисовой - о работе епархии, её социальных проектах.
– Марина Геннадьевна, 10-летний юбилей епархии – это определенный этап. Можно подвести итоги, сделать выводы на будущее.
– 10 лет для Улан-Удэнской и Бурятской епархии – это большая работа, прежде всего не только богослужение, но и множество направлений деятельности по взаимодействию с обществом, трудно все перечислить. Церковь – достаточно сложный социальный институт, хотя и традиционный для ментальности русского народа. В настоящее время границы этой религиозной, в частности, ментальности становятся более зыбкими, многие ценности и приоритеты в обществе подвергаются серьезным испытаниям. Мы видим, как молодые люди, столкнувшись с реальностью и жестокостью в определенных условиях, радикально – я имею в виду даже с помощью оружия, если прибегнуть к недавним примерам – меняют (либо трагически обрывают) и свою судьбу, и судьбы окружающих. Другие уходят в виртуальное существование, а то и в наркотические иллюзии. Корни этих проблем, как правило, находятся в семье, в отцовском воспитании, в школе. Появляются новые опасности, соблазны, самые разнообразные точки зрения, которые и так и эдак толкуют самые, казалось бы, основополагающие понятия. Но это не в компетенции церкви – указывать кому-то, осуждать или требовать. Мы поддерживаем тех, кому в данную минуту трудно и кто нуждается в нашей помощи. Просто делаем свою работу – не кричим об этом, не «ловим хайп», как сейчас говорят. Не устраиваем из своей деятельности каких-то «флешмобов», знаете ли...
– То есть, «стримить, шерить и сторить» – к чему призывают нынешнюю молодежь, – это не про вас?
– Ну, если кто-то создает информационный поток и распространяет в социальных сетях, убеждая, например, превратить захламленный городской пустырь в зеленый оазис – высадить деревья, обустроить место для прогулок и отдыха, – то почему нет? Это новые каналы коммуникации, от которых сегодня мы не останемся в стороне. Но в основе своей – это наше повседневное служение. Возьмем Никольский храм, где организована бесплатная столовая для всех, кто находится в сложной жизненной ситуации. Он расположен недалеко от вокзала, а это прямо-таки место притяжения для тех, кто оказался вне социума, за бортом. Бывает, до 200 человек в день получают у нас горячую пищу.
– Все страждущие могут обратиться к вам и получить помощь?
– Человек может оступиться, совершить преступление, испытать тяжкий недуг, оказаться в ситуации, когда от него отвернутся родные и близкие. Здесь нет национальностей, веро- исповедания, каких-то идеологических взглядов. Женщины страдают от домашнего насилия или остаются брошенные с ребенком. Мы даем им передышку, возможность быть в безопасности, получить надлежащую помощь. Без нашего участия не остаются военнослужащие, пожилые в домах престарелых, девочки-подростки в специнтернате, где постоянно бывают наши матушки.
В православную веру обращаются прихожане из числа местного бурятского населения. Появились буряты и в штате священников.
– Вы организовываете приюты, реставрируете и украшаете храмы, помогаете работе воскресных школ, подростковых патриотических организаций, участвуете в экологических акциях. Все это очень затратно в финансовом плане?
– Когда мы говорим о помощи нуждающимся, о воспитании будущих граждан России, мы имеем в виду целую систему, она работает на перспективу. И это не какая-то «система вообще», не бездушный механизм, ведь почти все построено на особой, духовной связи, можно сказать, на той мере полноты своей души, которую каждый вкладывает в общее дело. У нас налажен диалог с властью, мы зачастую закрываем те ниши, до которых у государства, что называется, «не доходят руки». Затем работает грантовая составляющая, участие в конкурсах, где мы прописываем социальные аспекты. Наши ребята, подростки – «Витязи», например, существуют в Бурятии уже почти 7 лет. Летом они выезжают на Байкал, занимаются спортом, начальной военной подготовкой, очищают берега от мусора. Эти парни, младше, кто только что пришел. И это тоже связь поколений, это те вещи, ковырастая, берут под свою опеку тех, кто торые невозможно спланировать, прописать в инструкциях.
– Люди, что называется, бегут в церковь, когда возникают «обстоятельства непреодолимой силы». Или приходит осознанное принятие духовных основ, ощущение причастности к внутрицерковной жизни? Какие есть наблюдения по этому поводу?
– Это чувство единения – большие праздники или поминовение усопших, что-то торжественное – крещение ребенка, венчание, например, – заложено в природе человека, как определенный код. Многие люди сейчас делают выбор, включается какой-то подсознательный механизм самосохранения – а он ведь присутствует в языке, в библейских истинах, в величайших произведениях наших классиков, в молитвенном почитании. И через это – да, у меня семья, работа, ипотека, детей надо одеть-обуть, отправить в школу... Через это кто-то приходит в церковь и понимает, что минуты, проведенные вне мирской суеты, вдруг становятся самыми важными. Потому у нас сейчас строится Кафедральный собор, правительство идет нам навстречу. И вот, на юбилей вручили сертификат на денежные средства, которые пойдут на отливку колоколов для нового храма.
– Мы все, я думаю, неосознанно тянемся к чуду. Вот, помолился перед иконой – и все проблемы решены! Может быть, откроете секрет, в наших храмах есть такие... ну, особо почитаемые, чудотворные иконы?
– Помолился... и выиграл миллион в гослото? (Смеется - авт. ) Сказать по правде, мы живем в таком уникальном месте, в нашей Бурятии. Разве это не чудо? И наша природа, и Байкал, который иначе как священным морем не называют. И люди, которые, несмотря ни на что, созидают, делают добрые дела. Множество культур переплелось здесь, сроднилось, но каждая национальность хранит как бы свет от драгоценных сокровищ в своем прошлом, в своей истории. Все иконы во всех храмах – почитаемы, все исполнены благодати. Все зависит от стремления к добру – и, если говорить о большем, – к чувству гармонии. А уж как найти дорожку, либо тропинку к Храму... И будет ли это какой-то богато украшенный образ или иконка с ладонь, напечатанная на бумаге... Здесь нет никаких секретов, да и советов я дать не могу.
– То есть, как сказано в стихотворении Ивана Бунина: «Если сердце хочет, если верит, значит – да!».
– Значит, да.
СПРАВКА:
10 октября 2009 года Улан-Удэнская и Бурятская епархия образована решением Священного Синода Русской православной церкви путем выделения из Читинской и Забайкальской епархии, которая к тому времени существовала уже 15 лет. Первым епископом назначен преосвященный Савватий, викарный епископ Чебоксарской и Чувашской епархии.
На тот момент новая епархия насчитывала около 70 приходов и три монастыря, имеющих многовековую историю, и 22 священнослужителя. Сегодня в митрополии 169 канонических православных общин, среди которых 89 религиозных организаций. В штате служат 69 священников.
В 2015 году из состава епархии выделена самостоятельная Северобайкальская и Сосновоозёрская епархия, одновременно Улан-Удэнская епархия определяется центром новоучрежденной Бурятской митрополии.
Фото с сайта uud-eparh.ru