Частные собрания существуют де-факто, но не де-юре. На прошлой неделе региональное отделение ОНФ в РБ провело круглый стол по вопросу: «Роль и значение музеев в развитии культуры и туристической привлекательности региона», сообщает газета "Бурятия".
Его участниками стали владельцы музеев, члены регионального штаба ОНФ, представители министерств туризма и культуры, Национального музея и общественности.
Своим опытом создания и ведения музейного дела поделились Надежда Цыренова, основатель музея-усадьбы «Ёнхолог» в селе Энхалук Кабанского района, а также отец Сергий, основатель Музея материальной культуры старообрядцев Забайкалья в семейском селе Тарбагатай. Последний постарше, он открыт в 2006 году, а Цыренова занимается музеем с 2012-го. При этом у отца Сергия в этом году побывало порядка 7-8 тысяч человек, а в «Ёнхологе» - более 500. И дело даже не в возрасте музея и богатстве его коллекции, а в географии и логистике. Тарбагатай ближе к городу, а турпоток стабилен в течение всего года, конечно, с поправкой на сезонность.
О музее поэта Дондока Улзытуева в бичурском Шибертуе рассказала Светлана Банзаракцаева. Ее музей находится вдали от основных туристических потоков, тем не менее, она ведет большую просветительскую работу, даже с выездом в соседний Забайкальский край. О том, что местный музей - одна из главных туристических приманок Ацагата в Заиграевском районе, поведала директор «Жассо-тур» Светлана Цыбикдоржиева. А в Выдрино, в Кабанском районе, по словам главы поселения Светланы Орловой, только планируют открыть музей на территории бывшей исправительной колонии № 4. Как выяснилось, частные, муниципальные и музеи иной формы собственности в республике есть и они активно развиваются.
Но для туристов необходима информация об имеющихся предложениях, а также есть проблемы с инфраструктурой– транспортной доступностью. Для этого необходимо наладить взаимодействие с туристическими компаниями, которые разрабатывают предложения и маршруты для туристов, а также имеют возможность организовать групповые выезды.
Самыми популярными музеями становятся те, которые находятся вблизи Улан-Удэ или в популярных местах на Байкале. В других же районах есть проблемы с привлечением посетителей. Для того чтобы заинтересовать туристов, необходимо создание туристической карты или маршрута с включением частных музеев. В целом, основными проблемами на данный момент являются продвижение и реклама, привлечение туристов, а также взаимодействие с администрациями муниципальных образований и турагентствами.
Однако, как сообщила начальник музейного отдела минкульта РБ Баярма Айсуева, юридически их не существует, поскольку регистрация музея требует соблюдения множества требований, которые не под силу владельцам коллекций. Так, крупнейшее в республике частное собрание произведений искусств Льва Бардамова зарегистрировано как галерея. А большинство действующих частных музеев зарегистрированы как ИП, соответственно они не могут участвовать в конкурсах на получение специальных субсидий и грантов.
Вне поля зрения частные музеи оказались и у министерства туризма. Замминистра Денис Ивлев сообщил, что работа по составлению их реестра только начинается. По его словам, в районах Бурятии спросом пользуется событийный туризм, но это дает временный прирост турпотока. Также на поддержку музеев предполагается выделение грантов. На эти цели в 2020 году в бюджете запланировано 5 млн рублей. Но эта сумма должна быть утверждена Народным Хуралом.
Эксперты ОНФ Бурятии предложили министерствам ускорить формирование реестра частных музеев. Им необходима научно-методическая поддержка в форме проведения обучающих семинаров. Со своей стороны, частные музеи должны вести постоянную просветительскую работу: проводить экскурсии, вести собственные исследования, обеспечивать работу научных библиотек.
Вместе с тем, эксперты ОНФ отметили их нестабильность в отличие от традиционных собраний. Для коллекционеров это инвестиции, и в случае убытков они в любой момент могут потерять интерес к искусству либо продать часть коллекции. Однако, в целом частные музеи - это не только развитие туризма, но и сохранение нашего культурного и духовного наследия.
Фото Светланы Целовальниковой