Общество 22 ноя 2019 2541

​​Смогут ли предпенсионеры Бурятии выйти на заслуженный отдых по старым правилам?

Минтруд пока не обсуждает идею снижения пенсионного возраста

Любая информация, ка­сающаяся пенсионного во­проса в России, сразу же вы­зывает бурные дискуссии в обществе.На прошлой неде­ле СМИ буквально взорвали интернет сообщениями о новой инициативе в Госдуме о возврате пенсионного возраста, касающейся, одна­ко лишь жителей ДФО. В чем плюсы и минусы законопро­екта, насколько он жизнеспо­собен и что об этом думают жители Бурятии? В материале газеты «Бурятия».

Вернуть прежний возраст выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 - для мужчин) для дальневосточни­ков предложил глава комитета Госдумы РФ по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока коммунист Николай Харитонов. По мнению народного избранника, для того, чтобы люди приезжали и оставались в округе, известном суровыми условиями жизни, нужна особая мотивация. Все потребности лежат на поверх­ности: низкая в сравнении со среднероссийской заработная плата, невысокая покупатель­ская способность и маленькая продолжительность жизни.

Реализация инициативы, по подсчетам комитета, охвати­ла бы 1,2 млн человек, кото­рым ежегодно необходимо выделять около 16,2 млрд ру­блей. Сумма в масштабах стра­ны вполне подъемная, и для развития Дальнего Востока, названного президентом РФ национальным приоритетом, потратиться не грех. Особенно в контексте недавней информа­ции от минфина о профиците бюджета за 2019 год, который составил более 3 трлн рублей.

С прошлого года Бурятия во­шла в ДФО, и теперь этот вопрос затрагивает каждого жителя республики, приближающего­ся к определенной возрастной отметке. Неудивительно, что коллеги-парламентарии, пред­ставляющие регионы Дальнего Востока, отнеслись к инициа­тиве, если не с одобрением, то с призывом ее детального рас­смотрения. В частности, депу­тат от Бурятии Алдар Дамдинов подчеркнул проблему оттока населения.

- Для изменения этой тен­денции нужно создавать для людей соответствующие ус­ловия. Об этом говорилось в Послании президента, а также обсуждалось на Восточном эко­номическом форуме, - пояснил народный избранник. - Поэто­му, безусловно, предложение нужно рассматривать. Думаю, свою оценку на этот счет также должны дать и органы миграци­онной политики.

Но в правительстве России к предложению отнеслись с заметной долей скепсиса. Там настаивают, что законопроект сырой, и непонятно, из каких источников будет финансиро­ваться. Еще одной проблемой в случае его реализации станет недовольство жителей других субъектов РФ. Те окажутся в неравном положении и зако­номерно потребуют для себя аналогичных пенсионных пре­ференций, ссылаясь на равные права для граждан страны, га­рантированные Конституцией. Мол, если как-то решать эту проблему, то в целом, а не то­чечно.

Глас народа

В итоге, ни минтруд, ни пресс-служба Кремля иници­ативу депутата Харитонова не поддержали.

- Законопроект пока еще не внесен в Госдуму. Мы сверяем все: отзывы, просчитываем все до человека, до копейки. Патри­отизм, любовь к Отечеству - это все понятно, но нужно еще что- то. Раньше люди зачем ехали? Заработать, а потом вернуться на материк. Но получалось так, что люди оставались. 18 дека­бря по требованию нашего ко­митета Госдумы минвостокраз­вития будет отчитываться за свою работу, - объяснял «Свободной прессе» Харитонов.

Сам чиновник не исключа­ет, что зеленый свет проекту так и не дадут, но основная за­дача – заявить о нем публично. Депутат уже возложил вину за усиление оттока населения из регионов ДФО на пенсионную реформу. За последнюю форму­лировку особенно зацепились критики, снова подняв тему по­пулизма оппозиционных фрак­ций. Впереди еще предстоят серьезная экспертная прора­ботка и оценка, которые позво­лят точнее понять, почему люди покидают Дальний Восток.

Насколько целесообразны попытки отыграть назад пенси­онную реформу в отдельно взя­том округе? Мнения жителей Бурятии как новоприбывших дальневосточников на просто­рах сети разделились. Многие к перспективе выйти на пенсию на 5 лет раньше отнеслись по­ложительно. Нашлись и те, кто считает, что пенсионный воз­раст стоит снизить везде, а не только в ДФО.

«Нужно снижать, вернуть все, как было. Причем по всей стране, но пусть хотя бы с ДФО начнут. Все-таки, уровень жизни в Бурятии невысокий, по срав­нению с Москвой, но люди же в этом не виноваты. Или как аль­тернативу - дополнительно вво­дить финансовые механизмы, которые хотя бы дадут стимул не то что бы приехать людям сюда, а просто не уезжать мест­ным», - считает посетительница паблика «Аноним 03».

«Не считаю, что понижен­ным пенсионным возрастом можно кого-то сюда привлечь. Люди едут за рабочими места­ми, развитой инфраструктурой и комфортным климатом. Сей­час завлекают дальневосточ­ным гектаром. А много ли жела­ющих бросить все и приехать? Само решение ввести откат пенсионного возраста только на территории ДФО может со­здать социальную напряжен­ность», - выражает свое мнение другой житель республики.

Всеобщий скепсис

С момента принятия пенси­онной реформы прошло слиш­ком мало времени, причем с предшествовавшими ему деба­тами и процедурой голосова­ния. Возникает вполне резон­ный вопрос: почему про особое положение жителей ДФО никто не подумал в 2018-м, еще в про­цессе обсуждения?

Директор Дальневосточно­го центра экономики развития ДВФУ Александр Абрамов счи­тает, что материальная ком­пенсация все же будет важнее понижения пенсионного воз­раста.

- Если менять пенсионный возраст в регионах, то у каж­дого будет свой? Сейчас «на ко­ленке» что-то менять никто не будет, для этого должны быть серьезные разработки, - цити­рует эксперта РИА Новости. - А в связи с тем, что мобильность населения увеличивается, как все эти моменты будут учтены - понять не представляется воз­можным. Не думаю, что игра со сроком выхода на пенсию важ­на. Здесь определяющим явля­ется то, что должна быть учтена финансовая компенсация за бо­лее сложные условия жизни.

По мнению Абрамова, для Дальнего Востока и Арктиче­ского региона в пенсионном обеспечении должны сохра­няться соответствующие коэффициенты, которые рас­пространяются на зарплаты в этих регионах. Что же касается уменьшения оттока населения, то нужны комплексные меры, которые улучшат условия жиз­ни людей.

В итоге 20 ноября комитет Госдумы по региональной по­литике, проблемам Севера и Дальнего Востока вернул про­ект инициативы на доработку совместно с рабочей группой Думы по совершенствованию пенсионного законодательства. В частности, решено дополнить ее Арктикой. Возможность по­лучить льготы и заработать раннюю пенсию, по мнению Николая Харитонова, будет привлекать людей на северные территории.

- Торопиться не надо, надо все взвесить. Поэтому сегодня мы проект приостановили, бу­дем продолжать работать, - ска­зал чиновник.

Радужная перспектива об­ратного снижения пенсионного возраста на территории ДФО пока, судя по всему, откладыва­ется.

СПРАВКА:

На сегодняшний день на Дальнем Востоке проживает 8188623 человека. Это все территории восточнее Байкала — практи­чески половина России. В 2018 году указом президента РФ в со­став ДФО включены Бурятия и Забайкальский край, увеличив численность проживающих в округе на 2 с лишним млн человек. Аналогичное количество человек покинули Дальний Восток за последнюю четверть века. В некоторых регионах ДФО, таких как Сахалин, Чукотка и Еврейская автономная область, смерт­ность в 1,5 раза превышает среднероссийские показатели. В Хабаровском крае средняя продолжительность жизни мужчин ниже на 2,5 года срока выхода на пенсию по новым правилам.

Фото с сайта bk55.ru 

Автор: Антон ИРШУТОВ