Пешком дешевле
Фото Алексея Жилина
В эти дни горожане активно обсуждают новость об очередном повышении тарифов на проезд в маршрутных такси.
Напомним, накануне сразу 11 перевозчиков направили в комитет экономического развития и туризма администрации Улан-Удэ документы с предложением поднять стоимость проезда, сообщает газета «Бурятия».
Час от часу…
Это была не просто инициатива. Активисты от перевозчиков представили очередное экономическое обоснование, согласно которому требования к перевозкам за последние три года стали значительно жестче, заметно возросли расходы на ремонт, комплектующие и ГСМ.
- Водители просят установить цену на разовый проезд в 41 рубль, - отмечают в администрации Улан-Удэ. - Но в этом году повышения точно не будет. Только рассмотрение документов и последующие проверки занимают около трех-четырех месяцев. Затем будет проверка экономической обоснованности тарифа, после чего материалы передаются на рассмотрение тарифной комиссии. Далее повышение тарифа на проезд должен утвердить городской совет депутатов.
Напомним, последнее повышение цен на проезд в Улан-Удэ произошло в 2016 году. Тогда тариф возрос с 17 до 20 рублей. Сегодня по улан-удэнским направлениям курсируют 1300 маршруток, три года назад их было более двух тысяч. Заниматься перевозками стало попросту невыгодно, не скрывают сами перевозчики. Стало очень много взносов, те же тахографы, аэроглонассы, кассовые аппараты, валидаторы, транспортная безопасность. Вводится медицинская справка, которая требуется водителям раз в два года. Все эти комплектующие буквально «режут» финансовую часть, поэтому машины с маршрутов уходят.
- Это все понятно, но получается, что ответственность за общественный транспорт как-то незаметно и окончательно перекладывается на плечи простых горожан, - комментируют ситуацию в одном из популярных пабликов города. - Это либо как в старой поговорке «по рублю не убудет, а барину приятно», либо «вы пользуетесь транспортом, вы за него и платите». А где же дотации, субсидии, муниципальные автобусы, в конце концов?
Фото Алексея Жилина
Долгосрочные перспективы
- Я живу в поселке Горького, - рассказывает Арсалан. - Это самый старый частный сектор Улан-Удэ, если кто не помнит, ходит туда 19-й маршрут. Он, видимо, не очень денежный, поскольку водители маршруток здесь постоянно новые, остановок не знают. Если, например, бабушка попросится проехать до города бесплатно, нервничают, кто берет, кто не берет. А что им делать-то теперь, бабушкам и дедушкам? Их тут еще много, до трамвая далеко, автобусов нет, одни платные маршрутки.
- Я работал на городских маршрутах до 2013 года, - рассказывает в свою очередь Валерий Базаров, житель поселка Солдатский. - Микроавтобус свой в итоге продал и уехал на заработки в Корею. Тогда многие ушли, потому что поборы на маршрутах стали очень большими. Малейшая придирка выливалась в штраф, плюс постоянные расходы на обслуживание и прочее. Это при том, что у меня был теплый гараж, свое СТО, «жирный» 30-й маршрут и самое главное – опыт работы на муниципальной службе. С маршрута меня выгнали потому, что мой автобус эксплуатировался больше 10 лет. Не знаю, как сейчас, а в те годы маршруты покупались. 30-й, например, стоил 300 тысяч рублей. Маршруты попроще - от 150-ти. Сейчас, насколько мне известно, маршруты арендуются, новых расценок не знаю. Говорят, если автобус новый, любой маршрут на выбор. По привычке наблюдаю, как работает общественный транспорт в Корее. Он тут тоже весь платный, без всяких льгот. Но здесь действует интересное правило: заплатил с утра раз, по карте, и дальше, если есть пересадки, едешь уже бесплатно. На основных маршрутах ходят большие автобусы, с камерами, кондиционерами и прочими удобствами, на второстепенных – маршрутки. Маршрутки ни в коем случае не дублируют маршруты автобусов. Автомобили здесь чаще используют либо по работе, для удобства передвижения, либо для выезда за город, на отдых, например. Был я и в Эстонии, в Таллине. Не поверите, там общественный транспорт бесплатный. Как бывший чиновник районной администрации я начал «копать» - и понял, что таким образом властям Таллина удалось увеличить численность населения города и восполнить потери путем сбора налогов. Проще говоря, это была долгосрочная перспектива, которая сработала в Таллине. Сработает ли что-то подобное у нас? Не знаю.
До поры до времени
И где же дотации, субсидии, муниципальные автобусы? Четкие ответы на эти вопросы в администрации города нам получить не удалось. Известно, что в середине 2000-х муниципальный транспорт Улан-Удэ начали активно разбавлять маршрутками по принципу государственно-частного партнерства. Тогда казалось, что это выход, мобильность горожан ощутимо возросла, дешевые и прочные корейские «Истаны» обеспечили рентабельность маршрутов.
- В общем-то, сказка закончилась с уходом «Истан», - рассказывает Валерий Базаров, - а процесс уже был запущен. Европейские и российские микроавтобусы дороже в обслуживании, быстрее ломаются, при этом стоят в разы больше. К тому же появилось много новых требований. Большие муниципальные автобусы покупать невыгодно: они очень затратные и ни в одном большом городе не окупаются за счёт продажи билетов. Общественный транспорт субсидируется с налогов, то есть из бюджета, а это немалые затраты. Придется чем-то жертвовать. По логике и вправду дешевле и практичнее (для чиновников) доверить городские маршруты частным извозчикам, оставив за муниципальным транспортом второстепенную роль и чисто посреднические функции. Но опыт Улан-Удэ показывает, что и эта модель зашла в тупик. Не поднимут власти тариф - маршруток станет меньше. Жители авиазавода, например, уже привыкли, что маршрут № 3 всегда битком. Жители других районов тоже привыкнут. Решения можно найти. Но все они долгосрочные и потребуют большой самоотверженности от профильных чиновников и сознательности от горожан. Сработает ли это у нас? Не знаю.
А посему мой прогноз такой: тариф на проезд, скорее всего, поднимут в очередной раз. Но сделают это творчески, мэр города хлопнет рукой по столу и скажет: «Никаких сорок один! Двадцать три (например), и точка». До поры до времени…
Кстати:
Сегодня альтернативой маршруткам остаются трамваи. Кстати, все 15 трамваев модели «Львенок» прибыли в столицу Бурятии. Первых трех «Львят» привезли в Улан-Удэ к концу октября, еще три – спустя две недели. Позже прибыли остальные.
До пополнения трампарка износ улан-удэнских вагонов превышал 90 %. Всего их насчитывалось 58, при этом ежедневно выходят на линию 40. «Львенок», по словам производителей, по комфорту может легко конкурировать с личным авто. Помимо удобных сидений, широких дверных проемов и системы климат-контроля, в салоне есть информационные экраны, с помощью которых пассажиры в реальном времени получают все необходимые сведения о маршруте, остановках и пересадках.
«Львята» оснащены камерами видеонаблюдения и USB-разъемами для зарядки мобильных устройств. В вагонах имеется площадка, где можно поставить велосипед или детскую коляску. Имеется и кнопка вызова водителя для людей с ограниченными возможностями – она расположена на двери, плюс место для инвалидной коляски с системой фиксации и оповещения.