Общество 29 ноя 2019 1977

​Пешком дешевле: улан-удэнцы обеспокоены возможным подорожанием проезда в маршрутках

Пешком дешевле

Фото Алексея Жилина

В эти дни горожане активно об­суждают новость об очередном по­вышении тарифов на проезд в марш­рутных такси.

Напомним, накануне сразу 11 пере­возчиков направили в комитет экономического развития и туризма администрации Улан-Удэ документы с предложением поднять стоимость про­езда, сообщает газета «Бурятия».

Час от часу…

Это была не просто инициатива. Ак­тивисты от перевозчиков представили очередное экономическое обоснова­ние, согласно которому требования к перевозкам за последние три года стали значительно жестче, заметно возросли расходы на ремонт, комплектующие и ГСМ.

- Водители просят установить цену на разовый проезд в 41 рубль, - отме­чают в администрации Улан-Удэ. - Но в этом году повышения точно не будет. Только рассмотрение документов и по­следующие проверки занимают около трех-четырех месяцев. Затем будет про­верка экономической обоснованности тарифа, после чего материалы переда­ются на рассмотрение тарифной комиссии. Далее повышение тарифа на про­езд должен утвердить городской совет депутатов.

Напомним, последнее повышение цен на проезд в Улан-Удэ произошло в 2016 году. Тогда тариф возрос с 17 до 20 рублей. Сегодня по улан-удэнским на­правлениям курсируют 1300 маршруток, три года назад их было более двух тысяч. Заниматься перевозками стало попро­сту невыгодно, не скрывают сами пере­возчики. Стало очень много взносов, те же тахографы, аэроглонассы, кассовые аппараты, валидаторы, транспортная безопасность. Вводится медицинская справка, которая требуется водителям раз в два года. Все эти комплектующие буквально «режут» финансовую часть, поэтому машины с маршрутов уходят.

- Это все понятно, но получается, что ответственность за общественный транспорт как-то незаметно и оконча­тельно перекладывается на плечи простых горожан, - комментируют ситуацию в одном из популярных пабликов горо­да. - Это либо как в старой поговорке «по рублю не убудет, а барину приятно», либо «вы пользуетесь транспортом, вы за него и платите». А где же дотации, суб­сидии, муниципальные автобусы, в кон­це концов?


Фото Алексея Жилина

Долгосрочные перспективы

- Я живу в поселке Горького, - рас­сказывает Арсалан. - Это самый старый частный сектор Улан-Удэ, если кто не помнит, ходит туда 19-й маршрут. Он, видимо, не очень денежный, поскольку водители маршруток здесь постоянно новые, остановок не знают. Если, на­пример, бабушка попросится проехать до города бесплатно, нервничают, кто берет, кто не берет. А что им делать-то теперь, бабушкам и дедушкам? Их тут еще много, до трамвая далеко, автобусов нет, одни платные маршрутки.

- Я работал на городских маршрутах до 2013 года, - рассказывает в свою очередь Валерий Базаров, житель поселка Солдатский. - Микроавтобус свой в ито­ге продал и уехал на заработки в Корею. Тогда многие ушли, потому что поборы на маршрутах стали очень больши­ми. Малейшая придирка выливалась в штраф, плюс постоянные расходы на об­служивание и прочее. Это при том, что у меня был теплый гараж, свое СТО, «жир­ный» 30-й маршрут и самое главное – опыт работы на муниципальной службе. С маршрута меня выгнали потому, что мой автобус эксплуатировался больше 10 лет. Не знаю, как сейчас, а в те годы маршруты покупались. 30-й, например, стоил 300 тысяч рублей. Маршруты по­проще - от 150-ти. Сейчас, насколько мне известно, маршруты арендуются, новых расценок не знаю. Говорят, если автобус новый, любой маршрут на вы­бор. По привычке наблюдаю, как рабо­тает общественный транспорт в Корее. Он тут тоже весь платный, без всяких льгот. Но здесь действует интересное правило: заплатил с утра раз, по карте, и дальше, если есть пересадки, едешь уже бесплатно. На основных маршрутах ходят большие автобусы, с камерами, кондиционерами и прочими удобства­ми, на второстепенных – маршрутки. Маршрутки ни в коем случае не дубли­руют маршруты автобусов. Автомобили здесь чаще используют либо по работе, для удобства передвижения, либо для выезда за город, на отдых, например. Был я и в Эстонии, в Таллине. Не пове­рите, там общественный транспорт бес­платный. Как бывший чиновник район­ной администрации я начал «копать» - и понял, что таким образом властям Таллина удалось увеличить численность населения города и восполнить потери путем сбора налогов. Проще говоря, это была долгосрочная перспектива, кото­рая сработала в Таллине. Сработает ли что-то подобное у нас? Не знаю.

До поры до времени

И где же дотации, субсидии, муни­ципальные автобусы? Четкие ответы на эти вопросы в администрации горо­да нам получить не удалось. Известно, что в середине 2000-х муниципальный транспорт Улан-Удэ начали активно разбавлять маршрутками по принципу государственно-частного партнерства. Тогда казалось, что это выход, мобиль­ность горожан ощутимо возросла, дешевые и прочные корейские «Истаны» обеспечили рентабельность маршру­тов.

- В общем-то, сказка закончилась с уходом «Истан», - рассказывает Валерий Базаров, - а процесс уже был запущен. Европейские и российские микроавтобусы дороже в обслуживании, быстрее ломаются, при этом стоят в разы боль­ше. К тому же появилось много новых требований. Большие муниципальные автобусы покупать невыгодно: они очень затратные и ни в одном большом городе не окупаются за счёт продажи билетов. Общественный транспорт суб­сидируется с налогов, то есть из бюд­жета, а это немалые затраты. Придется чем-то жертвовать. По логике и вправду дешевле и практичнее (для чиновников) доверить городские маршруты частным извозчикам, оставив за муниципальным транспортом второстепенную роль и чисто посреднические функции. Но опыт Улан-Удэ показывает, что и эта модель зашла в тупик. Не поднимут власти тариф - маршруток станет меньше. Жи­тели авиазавода, например, уже при­выкли, что маршрут № 3 всегда битком. Жители других районов тоже привы­кнут. Решения можно найти. Но все они долгосрочные и потребуют большой самоотверженности от профильных чи­новников и сознательности от горожан. Сработает ли это у нас? Не знаю.

А посему мой прогноз такой: тариф на проезд, скорее всего, поднимут в очередной раз. Но сделают это творче­ски, мэр города хлопнет рукой по столу и скажет: «Никаких сорок один! Двад­цать три (например), и точка». До поры до времени…

Кстати:

Сегодня альтернативой маршруткам остаются трамваи. Кстати, все 15 трам­ваев модели «Львенок» прибыли в столицу Бурятии. Первых трех «Львят» привезли в Улан-Удэ к концу октября, еще три – спустя две недели. Позже прибыли остальные.

До пополнения трампарка износ улан-удэнских вагонов превышал 90 %. Всего их насчитывалось 58, при этом ежедневно выходят на линию 40. «Львенок», по словам производителей, по комфорту может легко конкурировать с личным авто. Помимо удобных сидений, широких дверных проемов и системы климат-контроля, в салоне есть информационные экраны, с помощью которых пассажиры в реальном времени получают все необходимые сведения о маршруте, остановках и пересадках.

«Львята» оснащены камерами видеонаблюдения и USB-разъемами для зарядки мо­бильных устройств. В вагонах имеется площадка, где можно поставить велосипед или детскую коляску. Имеется и кнопка вызова водителя для людей с ограниченными возможностями – она расположена на двери, плюс место для инвалидной коляски с системой фиксации и оповещения.

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ