Культура 29 ноя 2019 1740

​Лотос на Неве расцветает раз в год

Фото Ирины Селивановой

Первый фестиваль буд­дийской культуры «Сияние лотоса» в Петербурге, орга­низованный обществом бу­рятской культуры «Ая-Ган­га», состоялся в 2010 году. Его основная цель – приобщить питерских бурят к своей на­циональной культуре.

Идея нашла много последо­вателей. За десять лет питерцы привыкли в такие дни посе­щать выставки, встречаться с любимыми артистами, танцо­рами, прославленными коллек­тивами Бурятии. Но на этот раз зрителей ждал сюрприз, сообщает газета "Бурятия".

Фото Ирины Селивановой

Программу IX фестиваля «Сияние лотоса» составили га­ла-концерт в ДК имени Горько­го, фотовыставка Андрея Мар­хотина «Байкал», мастер-класс каллиграфии старомонголь­ского письма от студентки Оль­ги Булгутовой, круглый стол «Религия как один из факторов этнической и государственной идентичности буддийских на­родов РФ».

Ольга Булгутова

Фото Ирины Селивановой

Во время фестивалей зри­тели всегда знакомились с исполнителями на националь­ных бурятских инструментах. Звучание морин хуура многим петербуржцам уже знакомо. В Северной столице даже поя­вились ученики, осваивающие этот древний инструмент. Но чтобы одновременно увидеть и услышать их хуур, чанзу, хуур и морин-хуур, ятаг, иочин, лимбу, эбэр буре, ожидали немногие.

Это было похоже на вол­шебство, перенесшее зрите­лей на несколько столетий в глубь веков, чтобы познать мир звуков, которые окружали предков. Сотворил это чудо ди­рижер единственного в мире оркестра, где в полном объеме представлены народные ин­струменты бурят и монголов, заслуженный деятель искусств РБ Жаргал Токтонов.

В Северную столицу впер­вые приехал Национальный ор­кестр народных инструментов, а также солисты театра песни и танца «Байкал», которых петер­бургский зритель давно полю­бил. В этот раз исполнение за­служенным деятелем искусств.

России Дандаром Бадлуевым, Сэдэб Банчиковой, Бадма-Хан­дой Аюшеевой, солистами теа­тра «Бутидэй» Дондок Сэрэном и Оюной Баировой под звуки народных инструментов орке­стра звучали особенно проник­новенно. Вел концерт худрук театра «Байкал» народный ар­тист РБ Жаргал Жалсанов.

Подмостки фестиваля за эти годы превратились в площадку и для самодеятельных арти­стов. На глазах современников коллектив бурятского танца «Ая-Ганга» стал известным не только в Петербурге, но и в Эстонии, Франции. Хотя за эти годы сменилось несколько по­колений танцоров, мастерство участников растет год от года. И в этом заслуга постоянного художественного руководите­ля и дизайнера национальной одежды Натальи Буянтуевой. В этот раз «Ая-Ганга» выступила совместно с прославленным коллективом из Бурятии, и дер­жались девушки на высоте.

– Я до сих пор под впечатле­нием от этой музыки и звуков, – призналась моя знакомая че­рез два дня после концерта. – У меня болела правая рука, так, не поверишь, когда полились незнакомые для меня звуки (это был морин хуур – авт.), они словно пронизывали меня, и боли прекратились.

– Звуки меня поразили, – вступила в разговор другая зрительница, – горловое пение – лекарство для души и тела. Я впервые сегодня услышала мо­рин хуур, до этого только чита­ла о нем. Теперь не сомневаюсь - он лечит!

Фестиваль реализован при поддержке минкульта РФ в рамках нацпроекта «Культура». Организаторы – Санкт-Петер­бургский благотворительный фонд «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга» во главе с вице-президентом, заслужен­ным деятелем культуры РБ Цы­рендари Самбуевой.

Ирина СЕЛИВАНОВА, г. Санкт-Петербург