Фото Ирины Селивановой
Первый фестиваль буддийской культуры «Сияние лотоса» в Петербурге, организованный обществом бурятской культуры «Ая-Ганга», состоялся в 2010 году. Его основная цель – приобщить питерских бурят к своей национальной культуре.
Идея нашла много последователей. За десять лет питерцы привыкли в такие дни посещать выставки, встречаться с любимыми артистами, танцорами, прославленными коллективами Бурятии. Но на этот раз зрителей ждал сюрприз, сообщает газета "Бурятия".
Фото Ирины Селивановой
Программу IX фестиваля «Сияние лотоса» составили гала-концерт в ДК имени Горького, фотовыставка Андрея Мархотина «Байкал», мастер-класс каллиграфии старомонгольского письма от студентки Ольги Булгутовой, круглый стол «Религия как один из факторов этнической и государственной идентичности буддийских народов РФ».
Ольга Булгутова
Фото Ирины Селивановой
Во время фестивалей зрители всегда знакомились с исполнителями на национальных бурятских инструментах. Звучание морин хуура многим петербуржцам уже знакомо. В Северной столице даже появились ученики, осваивающие этот древний инструмент. Но чтобы одновременно увидеть и услышать их хуур, чанзу, хуур и морин-хуур, ятаг, иочин, лимбу, эбэр буре, ожидали немногие.
Это было похоже на волшебство, перенесшее зрителей на несколько столетий в глубь веков, чтобы познать мир звуков, которые окружали предков. Сотворил это чудо дирижер единственного в мире оркестра, где в полном объеме представлены народные инструменты бурят и монголов, заслуженный деятель искусств РБ Жаргал Токтонов.
В Северную столицу впервые приехал Национальный оркестр народных инструментов, а также солисты театра песни и танца «Байкал», которых петербургский зритель давно полюбил. В этот раз исполнение заслуженным деятелем искусств.
России Дандаром Бадлуевым, Сэдэб Банчиковой, Бадма-Хандой Аюшеевой, солистами театра «Бутидэй» Дондок Сэрэном и Оюной Баировой под звуки народных инструментов оркестра звучали особенно проникновенно. Вел концерт худрук театра «Байкал» народный артист РБ Жаргал Жалсанов.
Подмостки фестиваля за эти годы превратились в площадку и для самодеятельных артистов. На глазах современников коллектив бурятского танца «Ая-Ганга» стал известным не только в Петербурге, но и в Эстонии, Франции. Хотя за эти годы сменилось несколько поколений танцоров, мастерство участников растет год от года. И в этом заслуга постоянного художественного руководителя и дизайнера национальной одежды Натальи Буянтуевой. В этот раз «Ая-Ганга» выступила совместно с прославленным коллективом из Бурятии, и держались девушки на высоте.
– Я до сих пор под впечатлением от этой музыки и звуков, – призналась моя знакомая через два дня после концерта. – У меня болела правая рука, так, не поверишь, когда полились незнакомые для меня звуки (это был морин хуур – авт.), они словно пронизывали меня, и боли прекратились.
– Звуки меня поразили, – вступила в разговор другая зрительница, – горловое пение – лекарство для души и тела. Я впервые сегодня услышала морин хуур, до этого только читала о нем. Теперь не сомневаюсь - он лечит!
Фестиваль реализован при поддержке минкульта РФ в рамках нацпроекта «Культура». Организаторы – Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга» во главе с вице-президентом, заслуженным деятелем культуры РБ Цырендари Самбуевой.
Ирина СЕЛИВАНОВА, г. Санкт-Петербург