Главная / Новости /Авторская колонка Болота Ширибазарова / ​Транспортная «петля»: улан-удэнский автобус против независимых маршруток?

​Транспортная «петля»: улан-удэнский автобус против независимых маршруток?

06-12-2019

Столица Бурятии вошла в феде­ральную программу обновления парка муниципальных автобусов. Об этом сообщил Глава республи­ки Алексей Цыденов. Напомним, последний раз автобусный парк Улан-Удэ обновлялся 10 лет назад. Но поможет ли эта программа раз­рубить «петлю» проблем, что связа­ла сферу городского пассажирского транспорта? Об этом и другом в материале газеты "Бурятия".

Пока неизвестно, когда именно в Улан-Удэ прибудет новая партия больших автобусов. Федеральная программа обновления парка пасса­жирского транспорта рассчитана на 4 года и вступает в силу после новогод­них праздников. Между тем, этой осе­нью депутаты городского совета по­ведали, что для полноценной работы сферы муниципального пассажирского транспорта нужно покупать минимум пять новых автобусов в год, а лучше - десять. Один новый автобус, к слову, стоит около 10 миллионов рублей. Просчитав расходы, что уходят на содер­жание такого автобуса, депутаты были вынуждены признать: бюджету города такая нагрузка не по зубам. Частные из­возчики, на коих в 2008 году город де­лал солидные ставки, с уходом «Истан» тоже заметно приуныли, множество транспортных нововведений оберну­лось для них большими убытками.

- С 2015 по 2018 год с городских маршрутов ушли 270 микроавтобу­сов, - сообщил председатель комитета городского хозяйства Улан-Удэнского горсовета депутатов Сергей Бурди­ков. - В этом году мы потеряли уже 300 маршруток. С наступлением зимы отток продолжается. Например, уже полно­стью «иссяк» маршрут № 42. А 28-й, где курсировали 20 больших автобусов, по­редел до двух единиц. Маршрут, между прочим, обслуживает отдаленный Зве­росовхоз.

То есть проблема зреет, словно снежный ком, «петля» проблем сжима­ется все туже, вынужден признать де­путат. Городу нужны автобусы, чтобы удержать такие направления, как Ко­мушка, Сокол, Солдатский, Аэропорт, ведь для «частников» они не рента­бельные, а в силу удаленности проблем с ними «вагон и маленькая тележка». Выбор вариантов небольшой - либо поднять тариф на проезд до 60 рублей (не меньше), либо уповать на помощь от республики и федерального центра.

Докатились

Закупи мы хоть сто больших автобу­сов, проку от них не будет до тех пор, пока город не выведет из долгов МУП «Городские маршруты», отмечают мно­гие эксперты.

Муниципальное унитарное пред­приятие создано в 1998 году, получив от предшественника солидное наследство - транспорт, гаражи, станции техобслу­живания. В 2007-м это имущество в ре­зультате транспортных реформ пере­шло в собственность ОАО «Городские маршруты». Дабы обеспечить былую независимость МУП, это имущество теперь нужно выкупить. Только затем можно думать о новых методах или технологиях развития муниципального пассажирского транспорта.

Эксперты считают, что независимое МУП с хорошим автопарком будет впол­не способно конкурировать с частными извозчиками, и город, наконец-то, по­лучит возможность выбирать. Пока же, согласно действующему законодатель­ству, он вынужден заключать договоры с частниками, этакими посредниками, что набирают на работу водителей с ав­тобусами, часто далеко не идеального состояния. Водители, соответственно, получают далеко не все, что им причи­тается, и без сожаления уходят с марш­рутов, либо идут на всевозможные ухищрения, что сказывается на каче­стве пассажирских перевозок.

«Паразиты»

- Уже пять лет назад было очевид­но, что частный извоз в городе вышел из-под контроля и естественным об­разом «выдавливает» муниципальные автобусы, - отмечает Валерий База­ров, в прошлом водитель одного из городских маршрутов. - Если говорить прямо, в этой сфере стало очень много «паразитов», и теперь каким-то об­разом город должен их «вытравить», чтобы дать возможность зарабатывать тем, кто действительно работает. Тогда и общий уровень перевозок пойдет в гору. Маршрутов на самом деле много, кто-то выходит на полдня, а кому-то и двух часов утром и вечером достаточ­но.

Общероссийская практика показы­вает, что любой город должен уделять первостепенное значение развитию сферы муниципального транспорта, а не экономить на ней. Так, например, уже не один год и пока безрезультатно общественники Улан-Удэ указывают на актуальность дальнейшего развития трамвайных линий. Эти же обществен­ники считают, что обновленный парк городских автобусов и трамваи нужно непременно увязать в единую систему пассажирских перевозок.

- В Южной Корее, например, оплата за проезд в общественном транспор­те осуществляется исключительно по картам, - отмечает Валерий Базаров, - оплатив проезд в метро, например, дальше на работу с пересадками я уже еду бесплатно. Карточная система опла­ты проезда позволяет компенсировать солидную часть дотаций. В этой стране считают, что подобные вопросы нужно решать основательно, где-то даже творчески. Есть множество методов и технологий компенсации затрат на му­ниципальный транспорт. Например, в Кызыле многие важные для горожан ведомства располагаются на окраинах города, в разных концах. Делается это для того, чтобы муниципальный пассажирский транспорт имел возможность развиваться. А иначе будет расти число владельцев частных автомобилей, дорожные пробки станут еще гуще и «петля» транспортных проблем, в кон­це концов, сомкнется на шее городской власти.

Фото Алексея Жилина

Болот ШИРИБАЗАРОВ

Теги: конкуренция транспорт Алексей Цыденов Сергей Бурдиков Бурятия Улан-Удэ Валерий Базаров МУП микроавтобусы стоимость проезда



18:00

​В Улан-Удэ подводят итоги конкурса "Буряадай түрүү хүнүүд"-2019 

17:37

​Шэнэ жэлэй шэнжэ 

17:25

​Утаан-Үдэ болохогүйн түлөө 

16:59

​Харгын түлбэри тухай 

16:21

Эрилтэ ехэтэй элинсэгэй бараан 

15:30

​Земляки Рокоссовского: в Кяхтинском районе Бурятии откроют памятник великому советскому маршалу 

15:16

​В Бурятии детям-инвалидам помогут новые технологии 

14:53

Пяти лучшим студентам Бурятской ГСХА вручили именные сертификаты 

14:40

​Дальше – больше: о чем пишут известные люди Бурятии в канун Нового года 

14:28

Элитэ ламын эльгэн садан 

14:13

​«Больная» больница: в Хоринском районе Бурятии здание больницы находится в плачевном состоянии 

14:07

​Территория Сэма 

13:44

Трудный жанр 

13:00

«Буряадай түрүү хүнүүд»: в лидеры одиннадцатого дня интернет-голосования вышли конкурсанты из Агинского бурятского округа 

12:00

"Молоко Бурятии": из-за финансового кризиса на гормолзаводе пострадали сельчане 

11:49

Северным районам Бурятии предоставили льготы на теплоэнергию 

11:30

​В Бурятии лесники выявили ночного «черного» лесоруба 

09:58

​В Улан-Удэ пройдет акция «С Новым годом, Служба крови!» 

09:32

Ученый из Бурятии получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени  

09:00

Юрий Трутнев о самолете "Байкал": «Полетит самолет!» 

08:50

​В поселке Каменск капитально отремонтировали детскую консультацию 

08:45

Зурхай на ​13 декабря, 16 лунный день 

08:30

Без существенных осадков, днём до - 22 ожидается в Бурятии сегодня, 13 декабря 

Наши издания