Экономика 4 дек 2019 964

​​Лес рубят - копейки в бюджет: в Бурятии продолжаются работы по наведению порядка в лесном хозяйстве

В Бурятии проверяют законность транспортировки древесины

Прошедшая внеочеред­ная сессия республиканско­го парламента началась с эмоционального заявления депутата Игоря Бобкова. Он обозначил проблему, связан­ную с природными ресурса­ми республики, сообщает газета «Бурятия».

- Министерство презенто­вало относительно невысокие финансовые суммы, которые поступают в республиканский бюджет в результате хищни­ческой вырубки наших ле­сов - порядка 350 миллионов рублей, - проинформировал Бобков. - Представитель ре­спубликанской таможни по­яснил, что средняя цена на один кубометр леса составля­ет всего три тысячи рублей. Я посчитал, что с территории республики через таможню вывозится по этой цене на 5,5 миллиарда рублей. Три тысячи рублей – это очень смешная цена. Сегодня пиломатериал и лес в республике стоят гораз­до дороже.

Ранее зампред правитель­ства республики по вопро­сам безопасности Пётр Мор­довской заявлял, что цена экспортируемых пиломатери­алов ниже, чем за необрабо­танную древесину, то есть вы­возить лес-кругляк выгоднее, чем обрабатывать его на месте. Он же сообщил, что «лесники» закупают лес по 9-10 тысяч ру­блей за кубометр, а экспорти­руют его всего по 2-4 тысячи (!) за куб, и сделал заявление, что в случае выявления фактов занижения стоимости пилома­териалов, будут разбираться адресно.

По мнению Игоря Бобкова, для решения этой проблемы необходимо создать рабочую группу, чтобы обстоятельно разобраться с этим вопросом и найти меры и возможности увеличения поступления в ре­спубликанский бюджет финан­сов, связанных с вырубкой на­ших лесов.

- Жители Бурятии выра­жают свое недовольство тем, что наши леса вырубаются, а народные избранники конста­тируют только факт того, что в республиканский бюджет полу­чаем какие-то копейки, - заявил депутат.

Как известно, в феврале Михаил Гергенов предложил ввести временный запрет на экспорт леса-кругляка. Он по­яснил, что ежегодно мимо каз­ны уходит 7-8 тысяч рублей за кубометр, а всего с вывоза миллионов кубов леса бюджет ежегодно получает не более 10 млн, в то время как в этой се­ро-черной схеме крутятся мил­лиарды рублей.

О масштабах вырубок и не­дополучения средств в казну можно судить по цифрам, пре­доставленным республикан­ской таможней. Только за 2018 год общий объем экспорта леса и пиломатериалов составил 2 млн кубометров на сумму 133 млн долларов. Сегодня в Буря­тии порядка тысячи пунктов приема древесины. По мнению депутата Гергенова, это гово­рит о том, что государство не контролирует момент пере­дачи денег между рубщиками леса и скупщиками. Для того, чтобы хоть как-то держать под контролем эту сферу, нужно оставить лишь 40 таких пунк- тов. Но для радикального ре­шения проблемы следовало бы запретить вывоз леса-кругляка из республики.

Игоря Бобкова на сессии поддержал депутат Валерий Цыремпилов.

- По лесу надо вопрос ста­вить шире, - выразил он свое мнение. - Нужно пересматри­вать Лесной кодекс и с лесом навести порядок. К примеру, местные жители не могут в пол­ной мере заготавливать дрова, а между тем видим: огромное количество леса уходит за гра­ницу. Мы знаем, откуда такие убытки несут лесники: практи­чески не ведутся лесовосстано­вительные работы. В этом деле самое активное участие долж­ны принять сельские поселе­ния, местное самоуправление. Никуда не годится, что сегодня лес экспортируют по такой дей­ствительно смешной цене.

Впрочем, ситуация в лесной промышленности остается во внимании федеральных вла­стей. Так, в начале года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что лесной отраслью «рулит преступный те­невой сектор». Она предложила приостановить экспорт леса за рубеж и проверить все дого­воры на аренду лесных угодий. Во время встречи с Валентиной Матвиенко глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что «гордиев узел накопивших­ся проблем в лесном хозяйстве будет разрублен при помощи нового Лесного кодекса». Его новую концепцию минприро­ды РФ планирует разработать к концу 2020 года.

По мнению экспертов, пока новый Лесной кодекс не при­нят, даже упорядочение лесной сферы, продолжение деятель­ности по декриминализации отрасли могли бы пополнить бюджеты разных уровней сред­ствами, необходимыми для развития региона.

Фото пресс-службы РАЛХ

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также