Главная / Новости /Общество / ​Техника любви кочевников

​Техника любви кочевников

04-12-2019

«Дуран гэжэ байхал даа». На картине Long Li You сцена из жизни бурят Внутренней Монголии КНР

Long Li You

Молодая монгольская пара, живущая в степи Внутренней Монголии, по китайским законам не может иметь больше троих детей. Но трое у них уже есть. Тогда Пагма посылает мужа в город за презервативами. Он едет в город вместе с русским шофёром (Владимир Гостюхин). Вместо презервативов Гомбо покупает телевизор, кепку, велосипед и, вернувшись домой, втыкает в землю ургу — шест с петлёй на конце, используемый для отлова лошадей. Урга в таком положении сигнализирует о том, что в данном месте пара занимается любовью.

Таков вкратце сюжет фильма Никиты Михалкова: «Урга – территория любви». Сюжет анекдотичный, но его тема гораздо шире и глубже в художественном и философском аспектах. Не будучи монголом, Михалков снял лучший фильм о современных монголах и «технике любви кочевников» (название одноименного спектакля Булата Гаврилова). Об этом, собственно, о технике любви и пойдёт речь в нашем материале.

Под пологом юрты

Есть ли у кочевников своя «Камасутра»? Особые кочевничьи способы любви? Ведь сами условия походной кочевой жизни, открытое пространство степи и внутри юрты не располагают к изощрённым утехам…

Г.Ф. Миллер в «Описании сибирских народов» пишет об этой стороне жизни кочевников: «Положение, в котором муж и жена спят рядом друг с другом, у лесных тунгусов особое. Они лежат оба на боку, головами в разные стороны и каждый берёт в лоно ноги другого. При этом они покрываются одним одеялом, верхний и нижний концы которого закрывают тому и другому плечи. Когда они устают лежать на одном боку, то переворачиваются оба одновременно на другой бок; это особенно часто делается зимой, потому что тогда они всё время лежат около очага, и сильный мороз в их холодной юрте побуждает их чаще переворачиваться. У других народов этой привычки нет, поскольку они спят друг подле друга так, как это принято у европейских народов.

Самоеды спят совместно таким образом, что жена прижимается задом к лону лежащего рядом на боку мужа, и в том же положении они осуществляют супружеское сожительство. Камасинцы и тайгинцы спят таким же образом, исключая время, когда очень холодно - тогда они лежат так же, как и тунгусы».

Других свидетельств этой сугубо интимной стороны жизни кочевников в описаниях путешественников и этнографов не встречается. Но есть другие, не менее любопытные обычаи и традиции…

Угостить девушкой

У Цыбена Жамцарано в его «Путевых дневниках 1903-1907 гг.», где описываются путешествия по этнической Бурятии и Монголии есть два эпизода на эту тему:«Не могу обойти один комичный случай. Я, избегая блох, спал в сарае, когда сыро – на дворе, и – перед сараем, когда небо чисто. В первую ночь приезда семьи Сакияевых ночь была сырая, облачная, но дождя не было. Однако, вечером я нашёл свою постель, разостланною в сарае. Я удивился, потому что раньше всегда сам устраивал себе постель (войлочек и подушка), удивился, тем более, что рядом с моей постелью была и вторая постель, слитая с моею. Я подумал, что эта постель предназначена для сына Сакияева. Только что разделся я и лёг, как приводят ко мне гимназистку Бадмажап. Привела-то старшая невестка Намсарая (не сестра гостьи, а другая) и, смеясь, заявила: «Спите, разостлали вам «обоим». Ушла. Мы опешили. Я вообще много видывал бурятских обычаев и нравов, но на этот раз не ожидал такого сюрприза. Набросив халат на плечо, забрав свою часть постели, я вышел на крыльцо сарая. Мы с Б. очень долго хохотали над простотой нравов бурят» (Жамцарано. с.175).

И вот второй случай: «Товарища, оказывается, «угостили» девушкой. Этот обычай существует в некоторых местах и носит такой же характер, как в культурных обществах дорогих гостей «занимают» хорошенькие барышни, дамы и пр.» (Там же. с.216).

По-научному это называется гостеприимным гетеризмом, и он практиковался у северных народов, тибетцев, уйгуров, на Кавказе, в некоторых областях Центральной России и т.д. Вот как описывает одну из её форм А. Н. Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Путешественник раздевается, идёт в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или её дочь, или свойственницы её, или соседки. Отирают его утомлённые члены; омывают его грязь. Сие производят, совлекши с себя одежды, возжигают в нём любострастный огонь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время».

День не грехопадения

Но был ли на самом деле этот обычай у бурят? Специально этой темой занимался Бернгард Петри, но, несмотря на активные поиски, ничего не нашёл: «Гостеприимного гетеризма найти у бурят мне не удалось» (Петри. с.248).

А как же всё-таки свидетельства Жамцарано? Очевидно, в его случае в начале ХХ века это были отголоски ушедших традиций, о которых писал также Г.М. Осокин: «Супружеская жизнь не связана крепкими основами, чему виной отчасти бурятские ламы, которые в недавнем прошлом, в свои посещения знакомых семей, пользовались на правах почётного гостя женой хозяина; то же наблюдалось прежде и среди вообще знакомых между собой бурят. Жёны хотя и тяготились таким правом, но не имели оснований противостоять обычаю».

Близок к гостеприимному гетеризму бытовавший у бурят обычай «угостить» девушкой холостого друга из другого рода, когда хозяин уговаривал свою подругу отдаться приятелю. А также своеобразный День всепрощения, когда в течение двух дней после проведения обоо – летнего религиозного праздника, бездетные супруги могли заняться любовью на стороне. Делалось это с целью зачатия ребенка и не осуждалось обществом.

Рассказывая о свадебных обычаях у бурят, Г.М. Осокин отмечал весьма вольное поведение жениха и невесты до свадьбы: «Как один, так и другая часто не считают ничем предосудительным изменять до брака, и окружающие также смотрят на это «баловство» вполне равнодушно. Это объясняется и тем, что, как известно, физическая близость полов до брака у бурят не считается предосудительной, ревность же почти неизвестна у них».

А ночка тёмною была

Бурятский писатель S.N. во время военной службы в Монголии заночевал у аратов в юрте. Хорошо угостив, его уложили спать, а в темноте к нему скользнула женщина. Кто она была - его подруга одноночница, он так и не понял, в памяти остались лишь сладкое молодое тело и лукавые улыбки хозяек аила поутру.

А по рассказам нашего старшего поколения мы знаем, как в военные годы рано мужали мальчики подростки, и был нарасхват единственный мужчина на деревне.

Безусловно, с сегодняшней точки зрения нельзя оценивать традиции того времени. Они диктовались суровым образом жизни тогдашних кочевников – детей природы. У них не было распущенности и вседозволенности, но не было фанатизма и ханжества. Что и сделало неактуальной у нас сексуальную революцию ХХ века. Только Срединный путь - золотая середина в отношениях между мужчиной и женщиной порождает саму жизнь и делает её такой прекрасной.

Литература: Б.Э.Петри. Вселенная сибирского шамана: история, легенды, обряды. Иркутск, 2014

Г.Ф.Миллер. Описание сибирских народов. Москва. Памятники исторической мысли, 2009.

Ц.Жамцарано. Путевые дневники 1903-1907 гг. Улан-Удэ, 2011.

Г.М.Осокинъ, «На границъ Монголии», Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. С.-Петербургъ, 1906.

Александр МАХАЧКЕЕВ

Теги: Бурятия Монголия кочевники Цыбен Жамцарано Бернгард Петри тунгусы техника любви путешественники этнографы



17:38

«К Дортикосу - готов»: бурятский боксер сразится с именитым кубинцем 

17:32

​Буряадуудай бурхад 

17:18

​Эрдэмдэ үндэһэлэн элдэнэ 

16:50

В Бурятии​ Центр восточной медицины выпустил 10 тысяч упаковок уникальных целебных чайных сборов  

16:42

​«Буряад гутал оёнобди» 

16:28

Твои люди, Бурятия: по зову партии Цыдып Бадмаев осваивал целину 

16:18

​Үбэлэй түрүүшын үдэртэ 

16:01

​В Улан-Удэ стартует показ фильма Баира Дышенова «Шарнохой-жёлтый пес» 

15:55

В Бурятии продолжается тенденция угасания уникальной культуры семейских 

15:45

​Постукачим-посекретничаем: жители Бурятии преображаются за маской сетевого анонима 

15:44

​Хүдөө ажахы хүгжэнэ гү? 

15:07

​Идентификация героя 

14:37

​Транспортная «петля»: улан-удэнский автобус против независимых маршруток? 

14:00

​Страсти по Байкалу: священное озеро попало в зону повышенного политического внимания 

13:46

Тет-а-тет с депутатом: жители Левобережья Улан-Удэ пожаловались на бумажную волокиту 

13:34

​Буряад Уласай Хурамхаан аймагта ойн ажахы “Үбэлдөө шубуудые эдеэлүүлэ” гэһэн хэмжээ ябуулга эмхидхэнэ 

13:17

​Буряад Уласай Ивалга аймагта эрхим хүн элирүүлэгдэхэ 

13:00

«Буряадай түрүү хүнүүд»: по итогам четвертого дня интернет-голосования лидирует Баргузинский район Бурятии 

11:29

​Буряад уласта роботехникээр олимпиада үнгэрөө 

11:19

​Юрий Трутнев: «Дальневосточная ярмарка делает Дальний Восток ближе»  

11:10

​На Р-258 «Байкал» после капитального ремонта сдали в эксплуатацию шесть мостов 

11:06

​Юрий Трутнев Алас Дурнын яармагта хабаадалсаба  

10:37

«Мама юнкоров»: так называют Людмилу Доржиеву, председателя лиги юных журналистов Бурятии 

09:00

​Глава Бурятии о взаимодействии с ОАО «РЖД»: «Наше сотрудничество только расширяется»  

08:40

​Зурхай на 6 декабря, 10 лунный день 

08:25

​Преимущественно без осадков, днём до -19 ожидается в Бурятии сегодня, 6 декабря 

Наши издания