Скульптурная композиция «Саржана» Юрия Эрдынеева
В уютном зале музея, где представлено более 50 живописных полотен, а также скульптура, графика и произведения малой формы, посетителей «встречает» масштабная работа Зандана Дугарова «Бюст Даши-Нимы Дугаровича», выполненная из черного пластика.
Она стала как бы центром экспозиции, вокруг которого раскручиваются разные лица и судьбы, разные периоды в истории страны.
Портрет современников
Известно, что до революции в Бурятии не существовало светского изобразительного искусства, а талантливые самородки, умеющие лепить и рисовать, использовались чаще всего в дацанах. Из них выходили иконописцы и зурагчины (мастера росписи на деревянной мебели). На начальном этапе развития живописного портрета главной задачей художника была простая фиксация модели с ее национальными особенностями в рамках метода социалистического реализма. Искусство в большинстве своем было «партийным».
Однако ближе к 60-м годам в республике появляется новая художественная интеллигенция. Интерес к человеку – носителю новых идеалов жизни, проявился и в сюжетно-тематических полотнах, но именно задача создания типических образов и потребовала глубокого изучения людей. В этот период художников интересуют главным образом люди, отличившиеся на производстве и в сельском хозяйстве, деятели культуры. Появляются многочисленные портреты доярок, комбайнеров, героев труда и стахановцев. Несмотря на обилие «официальных» портретов, появившихся в это время, все-таки радовало, что мастерство бурятских художников росло и что среди этих работ встречаются весьма неплохие.
- Таких выставок у нас давно не было. Портрет это трудный жанр, но интересный. Помимо ретроспекции, здесь есть совершенно свежие работы ДПИ, произведения Бато-Мунко Чимитова и Баясхалана Базарова, датированные 2019 годом, - отметила на открытии экспозиции Татьяна Бороноева, директор Национального музея.
Выставка позволяет с иной, не так широко известной публике стороны, проникнуться и вновь порадоваться творчеству признанных мастеров живописи Бурятии, таких как Александра Дугарова, Олег Козлов, Любовь Воронцова, Лев Лабок, Баясхалан Лыксоков, Василий Богомазов, Владимир Поспелов, Баясхалан Базаров, Чингис Шенхоров, Валентин Архипов, Зандан Дугаров, Владимир Уризниченко, Юрий Эрдынеев.
Экспозиция привлекает внимание зрителей профессиональным мастерством и реалиями времени, запечатленными в портретах современников. Широкий диапазон изобразительных средств и форм позволяет проследить эволюцию портретного жанра в произведениях художников Бурятии на протяжении достаточно большого периода, начиная с 60-х годов прошлого века.
Традиции и поколения
Полотно Олега Козлова «Муза вечности. Памяти Аллы Цыбиковой» показывает мятущуюся, неуспокоенную душу творческого человека, каким была известная в Бурятии художница. В «Учениках одной школы» Лев Лабок раскрывает тему размышлений молодого поколения в начале жизненного пути. В картине Чингиса Шенхорова «Хатан» чувствуется величие степных просторов – и такая же свободная, но вместе с тем готовая на самопожертвование ради своих близких, душа женщины.
Интересно, что скульптурную композицию «Есуна» Баясхалан Базаров создал даже не видя своей модели, по фотографии. С благодарностью воспринял этот подарок Баир Дугаров, народный поэт Бурятии. Ведь Есуна – это его дочь, ныне работающая в миссии ООН в Нью-Йорке. Можно представить, что стихотворные строки замечательного поэта Баира Дугарова, словно переплавлены в металл. Из этого рождается образ степной красавицы со сложным, созданным в традициях кочевой культуры, убором на голове, перенося нас в иное время, где над степью поет оперение стрел и проносятся грозные всадники. В то же время эта скульптура малых форм несет и черты современности, показывая неразрывную связь традиций и поколений.
Две работы заслуженного художника РБ, доцента кафедры дизайна ВСГИК Любови Воронцовой, – автопортрет «Люба» и диптих «Плетение» – отличаются эмоциональным настроем, хорошо подобранной палитрой и выверенной композицией.
- В наш век цифровых технологий портрет, написанный художником, не потерял своей актуальности. Чтобы создать художественный образ, требуется владение выразительными средствами живописи, а это невозможно без творческих способностей и таких качеств, как зрительная память, наблюдательность, пространственное воображение, чувство цвета, линии и формы, - рассказала Любовь Воронцова, проводя небольшую экскурсию по выставке.
Куратор выставки, заслуженный художник Бурятии Александра Дугарова:
- Выставка получилась ретроспективной. Многие работы, как оказалось, выполнены давно. Качество от этого не пострадало. Некоторые я вижу впервые. Но время не сказалось на их актуальности. Первоначально стоял вопрос – портрет XXI века, каков он сейчас, как мы видим себя, своих современников? Возможно ли через портрет художественно осмыслить наш сложный и противоречивый мир? Меняются технологии, меняются цели и задачи. И наш взгляд, вероятно, меняется тоже. Существуют ли ныне границы портретного жанра и где они?
Фото Юрия Невского