Блоги 13 дек 2019 2087

​Трудный жанр

Скульптурная композиция «Саржана» Юрия Эрдынеева

В уютном зале музея, где представлено более 50 жи­вописных полотен, а также скульптура, графика и про­изведения малой формы, по­сетителей «встречает» масштабная работа Зандана Ду­гарова «Бюст Даши-Нимы Дугаровича», выполненная из черного пластика.

Она стала как бы центром экспозиции, вокруг ко­торого раскручиваются разные лица и судьбы, разные периоды в истории страны.

Портрет современников

Известно, что до револю­ции в Бурятии не существовало светского изобразительного искусства, а талантливые само­родки, умеющие лепить и рисо­вать, использовались чаще все­го в дацанах. Из них выходили иконописцы и зурагчины (ма­стера росписи на деревянной мебели). На начальном этапе развития живописного портре­та главной задачей художника была простая фиксация моде­ли с ее национальными осо­бенностями в рамках метода социалистического реализма. Искусство в большинстве сво­ем было «партийным».

Однако ближе к 60-м годам в республике появляется новая художественная интеллиген­ция. Интерес к человеку – но­сителю новых идеалов жизни, проявился и в сюжетно-тема­тических полотнах, но именно задача создания типических образов и потребовала глубо­кого изучения людей. В этот период художников интересу­ют главным образом люди, от­личившиеся на производстве и в сельском хозяйстве, деятели культуры. Появляются многочисленные портреты доярок, комбайнеров, героев труда и стахановцев. Несмотря на оби­лие «официальных» портре­тов, появившихся в это время, все-таки радовало, что мастер­ство бурятских художников росло и что среди этих работ встречаются весьма неплохие.

- Таких выставок у нас давно не было. Портрет это трудный жанр, но интересный. Помимо ретроспекции, здесь есть со­вершенно свежие работы ДПИ, произведения Бато-Мунко Чи­митова и Баясхалана Базарова, датированные 2019 годом, - от­метила на открытии экспози­ции Татьяна Бороноева, дирек­тор Национального музея.

Выставка позволяет с иной, не так широко известной пу­блике стороны, проникнуться и вновь порадоваться твор­честву признанных мастеров живописи Бурятии, таких как Александра Дугарова, Олег Козлов, Любовь Воронцова, Лев Лабок, Баясхалан Лыксо­ков, Василий Богомазов, Владимир Поспелов, Баясхалан Базаров, Чингис Шенхоров, Валентин Архипов, Зандан Ду­гаров, Владимир Уризниченко, Юрий Эрдынеев.

Экспозиция привлекает внимание зрителей профес­сиональным мастерством и реалиями времени, запечат­ленными в портретах совре­менников. Широкий диапазон изобразительных средств и форм позволяет проследить эволюцию портретного жанра в произведениях художников Бурятии на протяжении доста­точно большого периода, на­чиная с 60-х годов прошлого века.

Традиции и поколения

Полотно Олега Козлова «Муза вечности. Памяти Аллы Цыбиковой» показывает мяту­щуюся, неуспокоенную душу творческого человека, каким была известная в Бурятии ху­дожница. В «Учениках одной школы» Лев Лабок раскрывает тему размышлений молодого поколения в начале жизнен­ного пути. В картине Чингиса Шенхорова «Хатан» чувствует­ся величие степных просторов – и такая же свободная, но вме­сте с тем готовая на самопожертвование ради своих близ­ких, душа женщины.

Интересно, что скульптур­ную композицию «Есуна» Баяс­халан Базаров создал даже не видя своей модели, по фото­графии. С благодарностью вос­принял этот подарок Баир Ду­гаров, народный поэт Бурятии. Ведь Есуна – это его дочь, ныне работающая в миссии ООН в Нью-Йорке. Можно предста­вить, что стихотворные строки замечательного поэта Баира Дугарова, словно переплавле­ны в металл. Из этого рожда­ется образ степной красавицы со сложным, созданным в тра­дициях кочевой культуры, убо­ром на голове, перенося нас в иное время, где над степью поет оперение стрел и проно­сятся грозные всадники. В то же время эта скульптура малых форм несет и черты современ­ности, показывая неразрывную связь традиций и поколений.

Две работы заслуженного художника РБ, доцента кафе­дры дизайна ВСГИК Любови Воронцовой, – автопортрет «Люба» и диптих «Плетение» – отличаются эмоциональным настроем, хорошо подобран­ной палитрой и выверенной композицией.

- В наш век цифровых тех­нологий портрет, написанный художником, не потерял своей актуальности. Чтобы создать художественный образ, требуется владение выразительны­ми средствами живописи, а это невозможно без творческих способностей и таких качеств, как зрительная память, наблюдательность, пространствен­ное воображение, чувство цве­та, линии и формы, - рассказала Любовь Воронцова, проводя небольшую экскурсию по вы­ставке.

Куратор выставки, заслуженный художник Бурятии Александра Дугарова:

- Выставка получилась ретроспектив­ной. Многие работы, как оказалось, вы­полнены давно. Качество от этого не по­страдало. Некоторые я вижу впервые. Но время не сказалось на их актуальности. Первоначально стоял вопрос – портрет XXI века, каков он сейчас, как мы видим себя, своих современников? Возможно ли через портрет художественно осмыслить наш сложный и противоречивый мир? Меняют­ся технологии, меняются цели и задачи. И наш взгляд, вероятно, меняется тоже. Существуют ли ныне границы портретного жанра и где они?

Фото Юрия Невского

Автор: Юрий НЕВСКИЙ