Современные технологии дают детям-инвалидам возможность общаться
Ребенок, каким бы ни было состояние его физического и умственного здоровья, нуждается в общении и коммуникации. Без этого невозможна даже минимальная социализация в обществе, что особенно важно в случае детей с нарушениями интеллектуального развития.
Как наладить коммуникацию с такими детьми в форме тренинга, показали в детском доме-интернате «Журавушка», сообщает газета "Бурятия". Для этого руководство учреждения пригласило родителей особенных детей, потенциальных усыновителей, а также представителей общественных организаций.
По словам педагогов, взаимопонимания можно достичь с помощью различных альтернативных методов. Взгляд, жесты, применение карточек и символов, а также современные технологии позволят развить жизненные потребности детей. При этом особенно важны терпение и поддержка со стороны родителей.
После тренинга всех пригласили в новый информационно-консультационный пункт, созданный на базе учреждения. Наработанные знания, а также правовая и психологическая помощь – все это стало доступным для родителей.
Воплотить задумку в жизнь помог федеральный грант «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», который «Журавушка» выиграла весной. Его цель - развитие коммуникативных навыков у воспитанников дома-интерната с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. На полученные средства учреждение приобрело современное интерактивное сенсорное оборудование, с помощью которого можно эффективнее развивать у ребенка не только коммуникативные, но двигательные и эмоциональные способности.
Технологии - в помощь
Родителей проводили в кабинет, где в это время с педагогом занимался Петя. У него тяжелая форма ДЦП (частично функционирует лишь рука), нарушение речи и умственная отсталость. Таким детям сложно даже пролистать книжку, и новое оборудование для него - словно спасение. На интерактивном столе установлены программы для развития артикуляции и моторики, приложения для рисования, упражнения на речь и память. Мальчик старается повторять звуки за компьютером как можно четче, ошибаясь, быстро исправляется.
- Петя уже ориентируется в программах и распространяет полученные навыки в жизнь, стал лучше различать фигуры и цвета, - говорит педагог-психолог учреждения Екатерина Суворова.
Пользу от работы на интерактивном оборудовании, по ее словам, можно сравнить с подготовкой к рисованию: перед тем как художник начнет творить, ему нужно смешать и развести краски. Так и здесь: подготовительная работа на сенсорном столе становится базой для развития координации, дает толчок к развитию учебных навыков.
В соседней комнате другой интерактивный комплекс, на котором работает 14-летний Алёша. В отличие от первого, этот компьютер поддерживает большее количество одновременных касаний, а также с помощью камеры реагирует на движение тела. На экране показывают животных, и ребенку предлагается выбрать их в соответствии с заданием.
- Это оборудование развивает двигательные функции, сенсорное, звуковое восприятие, что важно для детей с ДЦП. Его можно перевернуть, поднять выше, подстроить так, как удобно ребенку, - говорит психолог.
В следующем году «Журавушка» планирует приобрести еще одно устройство. Планшет «Tobi» для более тяжелых детей с почти полным отсутствием двигательных функций.
- По движению глаз, мимике, едва уловимому движению головы на экране будут раскрываться картинки, - поделилась планами директор учреждения Марина Рогачёва.
Систему альтернативной коммуникации с помощью графических карточек продемонстрировала особенная девочка Саша. Она не говорит, но благодаря кропотливой работе педагогам удалось развить в ней понимание речи. В полуигровом процессе она соотносит кубики и блоки конструктора по цветам. После каждого правильного действия важна похвала.
У каждого из участвующих в программе детей есть свой альбом с карточками в зависимости от его способностей. С их помощью ребенка можно научить выполнять разные действия по расписанию, например, мыть руки перед едой, убирать игрушки после игры и так далее.
- Такое современное оборудование нужно везде, в садах, в школах. У «Журавушки» оно есть, и здорово, что руководство пригласило родителей с ним ознакомиться. Нужно знать, что есть такие технологии, что мы можем получить консультационную помощь, знания, а не вариться в собственном соку. Ничего подобного раньше в Бурятии я не видела, - говорит мама особенного ребенка Юлия Дундукова.
Работа на будущее
Региональная организация родителей детей-инвалидов «Найдал» активно сотрудничает с «Журавушкой», участвует в совместных проектах и консультирует в правовых вопросах.
- За 2,5 года сделано много в плане развития детей. Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что все специалисты прошли квалификацию, что используются передовые федеральные практики. Открытие пункта - хорошая основа для родителей, помощь в правовом и обучающем направлении, - отметила председатель «Найдал» Елена Шитикова.
Сейчас в детском доме воспитываются 55 детей: у каждого от легкой до глубокой формы умственной усталости с сопутствующими заболеваниями. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, и те, чьи родители в силу обстоятельств не могут за ними ухаживать.
- Мы не теряем связи, поддерживаем их, чтобы спустя какое-то время ребенок смог вернуться в семью. В процессе тренинга они увидели, как можно строить коммуникацию с особенным ребенком. Показали наглядно, почему он не идет на контакт, какие методы нужно применить, чтобы взаимопонимание состоялось, - говорит Марина Рогачёва. - Из Пскова приезжали специалисты из Федерального ресурсного центра по работе с такими детками и обучили наших педагогов. Сейчас мы сами обучаем этим знаниям родителей. Например, те же карточки можно сделать своими руками и применять дома. Кроме того, мы пригласили и потенциальных родителей, которые хотят взять детей-сирот. Ведь одна из задач нашего пункта – помочь им в принятии этого решения. Мы готовы показать, как строить эту работу, консультировать родителей. Надеемся продолжить ее дальше, уже после окончания срока гранта.
Фото Антона Иршутова