Блоги 17 дек 2019 3826

​Кузнец своего счастья

Фото Юрия Невского

Интервью с единственным «подкованным» мастером Улан-Удэнской и Бурятской Епархии – о молотах и наковальне, «пластмассовом» поколении, свадьбах в стиле «хэви-метал» в материале газеты "Бурятия".

Крепкое кирпичное здание среди построек Троицкой церкви, что в горсаду, на первый взгляд ничем непримечательно. На самом деле, за массивными дверьми скрывается таинственный мир огня, раскаленного металла и творчества. Это – современная кузница. Такая же, как и была, наверное, века назад – закопченная, с запахом угля и особого привкуса каленого железа. Разве что наличие электричества – это единственное напоминание о том, что за окном век компьютеров, вай-фая и гаджетов. Все здесь, начиная от самого первого камня, заложенного в основание, сделано с добротой и любовью, с верой в торжество божьего дела.


Фото Юрия Невского

А творчество, по мнению Олега Калинина, кузнеца при Троицком храме – и, если говорить шире, единственного мастера кузнечного дела во всей Улан-Удэнской и Бурятской Епархии, – невозможно без божьей искры. И, пожалуй, именно ее присутствие, этой «божьей искры» – в неком переносном, конечно, смысле – зажигает огонь в древнем горне, зажигает неуемное желание преобразить этот мир, сделать его более гармоничным, в меру своих сил. Да, выковать не просто изделие – железное, прочное, на века – но, кроме того, в котором бы чувствовалась «живая душа».

Фото Юрия Невского

Олег Калинин - младший брат известного российского иконописца с мировым именем - Сергея Вершинина. К сожалению, Сергей ушел из жизни. В Троицком храме им написано более 60 икон, выполнены фрески на стенах. Не только иконописные образы - но и сама обстановка, рождающая молитвенное настроение, - все это глубоко традиционно и словно излучает свет.

О том, как кузнечное ремесло стало делом всей жизни, какими качествами должен обладать мастер и придут ли в кузницу молодые люди, Олег Калинин рассказал нашему корреспонденту.

Фото Юрия Невского

- У тебя, как и у всех молодых людей, начинающих жизненный путь, был выбор. Разные профессии, возможности. Но почему именно – молот и наковальня?

- Что здесь было, если помнишь, в конце 80-х? Горсад – это место отдыха и развлечений, он жил своей жизнью. А Свято-Троицкая церковь стояла порушенная и поруганная. В пустой каменной коробке в прямом смысле бесились хулиганы и вандалы. Первыми в 1989 году сюда пришли художники, это - группа «Экорше». Мой брат Сергей был среди них – ну, можно сказать, заводилой. Приняли решение провести первую выставку картин. Как могли, навели порядок поначалу. Это привлекло горожан. Выходили на субботники, разгребали завалы, обустраивали территорию. Не было никаких сомнений – людям нужен этот храм. Мой брат горел, светился изнутри… может быть, предчувствием этой настоящей, подлинной красоты. Он и меня зажег. Так и пошло-поехало. Сначала мы работали в выходные, арендуя кузнецу в железнодорожных мастерских за какую-то символическую плату. Все постигали на собственном опыте, в процессе работы. Ну и старые кузнецы, кто еще был, подсказывали, делились секретами. Затем стали поступать заказы от возрождающихся храмов на территории Бурятии. Много церквей строилось в Иркутской области: Саянск, Братск, Усть-Илимск. Кроме подсвечников, светильников, фигурных наоконных решеток и дверей, делали кованые кресты, которые украшают купола церквей. По всей Бурятии на куполах кресты из нашей мастерской. И сейчас делаем. Вот стоит один, готовый.

Фото Юрия Невского

- Были какие-то необычные заказы, которые запомнились больше всего?

- Любая новая работа, с которой сталкиваешься впервые, – она необычная. Приходят из одного музея… А вот, мы бы хотели такие кандалы, как у сибирских каторжников, один к одному. Можете сделать? Но какие они были, кандалы, начиная с 17 века? Ищешь в интернете, читаешь книги. Ну, это не только кандалы – а еще и решетка настоящая, кованная, как в остроге. И множество деталей, которые присутствовали в острожном быте того времени. Все это делаешь так - то есть, в том числе с помощью химических реактивов, которые «застаривают» изделие, что, в общем, аж самого жуть берет! Или вот: появляются люди-реконструкторы одной из исторических эпох. Говорят: мы вот такие, представь себе? – на конях, с саблями-копьями выскакиваем из-за холма. И мчимся прямо на туристов! Они аж визжат от восторга! Хорошо, отвечаю, сабли-копья-мечи. А вы вопрос насчет ношения холодного оружия урегулировали с МВД? И уходят люди-реконструкторы, исчезают. Во мгле веков, я думаю. А еще был заказ не так давно. Присылают факс, а это речное пароходство в Петрозаводске. Нужны якоря, целая дюжина. Я спрашиваю: «А что ближе к вам нет ни одного кузнеца? Это по всей-то матушке-России великой?». «Нет, - говорят, - не знаем. Запрос в гугле выдает только ваше имя». Ну и выковал им якоря, как просили. Увезли в Петрозаводск.

Фото Юрия Невского

- Наверное, и коня можешь подковать? Или это совсем не востребовано ныне?

- Подковать - это уже другая отрасль, другое направление. А вот подковы делать приходилось. Ко мне в свое время обращались с нашего республиканского ипподрома. Пришлось поднимать исторические документы. Есть определенные требования к подковам кавалерийских лошадей, это «Наставление» было обязательным в Красной Армии и регламентировало размеры, форму, вес, марку стали. Так что, основательно изучив все схемы и инструкции, я и сам теперь «подкованный» в этом вопросе. Но в реальной жизни - нет, подковы кому сейчас нужны? Разве что на счастье. Но такую нужно самому найти, это вернее.


Фото Юрия Невского

- Можешь сказать, что ремесло ныне возрождается, люди проявляют интерес именно к «живым» предметам, постепенно отходя от ширпотреба?

- Все, что связано с кузнечным делом или вообще с обработкой металла – дорогостоящее занятие. Когда берешься за любое изделие, то заранее просчитываешь множество составляющих. Здесь действуют и законы физики, и химии, и сопротивление материала. А геометрическое построение, инженерное решение? Разные марки стали, температурный нагрев. Можно сказать, что в итоге, когда все расчеты верны, у тебя остается право на два или три самых мощных, точных удара. Не больше – и не меньше. Все! Ты сделал эту вещь и чувствуешь – она звенит, поет даже.

- В ней есть душа, можно так сказать?

- Ну, если вкладываешь свою душу – конечно! И люди это понимают, это становится частью их жизни. Это то, что увидят и дети, и внуки, и правнуки. Это можно передать дальше, в историю, в будущее.

Фото Юрия Невского

- И ты хотел бы передать свой опыт, знания, в том числе?

- В этом есть определенная проблема. Понимаешь, несколько поколений выросли в ином, более «пластмассовом», что ли, мире. И представления тоже такие - «пластмассовые». Мол, постучу немного молотком – и тут же мне слава, материальные бонусы. А это годы учения, годы труда и опыта, который нарабатывается и потом, и болью, и мозолями. Надо, как минимум, тонну железа испортить, в угольки сжечь, перекалить... Всех оптом, сразу, под одну гребенку не выучишь.

Фото Юрия Невского

- Есть какое-то сообщество кузнецов? Как вы общаетесь друг с другом, узнаете о достижениях, новых замечательных работах, если кто-то сотворил что-то особенное?

- У нас есть Союз кузнецов России, куда я вхожу. Затем связь через интернет, конечно. Всегда интересно, кто чем занимается. Проводится очень много фестивалей кузнечного дела. И российские, и международные. А это всегда праздник, всегда общение. И себя можно показать, и на других посмотреть. Часто замечал, что в центральных и западных областях интерес к кузнечному делу проявляется больше. Это как-то шире присутствует в повседневной жизни, что ли. Но там и люди живут побогаче. И школьники на экскурсии приходят, и всевозможные мастер-классы то и дело проводят. Все очень организовано, зрелищно. Даже свадьбы такие, экстремальные в стиле «хэви-метал» устраивают. Свадьба в кузнице, представляешь?

Фото Юрия Невского

- Да, очень романтично, я думаю. В кузнице всегда, возможно, подсознательно хочется увидеть что-то таинственное. «Ночь перед Рождеством» Гоголя, кузнец Вакула, ведьмы и черти. Встречается какая-нибудь «чертовщинка», есть какие-то приметы?

– Нет, я человек верующий, поэтому ничего такого сказать не могу. А приметы есть у всех кузнецов. Например, если женщина впервые вошла в кузницу – то, как бы невзначай, интересуешься об этом, – а потом слегка так…


Фото Юрия Невского

- Бьешь молотом по голове?

- Ну зачем такие радикальные методы? Просто золой из горна аккуратненько мазнешь по щеке, и все. Посвящение, можно сказать, состоялось.

- Куешь, значит, свое счастье?

– Куем помаленьку.

Автор: Юрий НЕВСКИЙ