Экономика 18 дек 2019 1757

​ТГК-14: прощание не за горами?

13 ноября в нашей газете мы опу­бликовали интервью с депутатом Улан-Удэнского горсовета по избира­тельному округу № 11 Виктором Еф­ремовым о работе ТГК-14. Тогда он отметил, что город не контролирует эту компанию.

В этом году комитет по город­скому хозяйству и вопросам ЖКХ Улан-Удэнского горсовета второй раз собрался и анализировал рабо­ту ПАО ТГК-14. В чем причина такого внимания к этой компании? С такого вопроса началось  интервью газеты "Бурятии" с депутатом.

- По компании у нас возникли вопро­сы. Все 15 лет ТГК-14 арендует у города сетевую инфраструктуру и оплачивает в бюджет города по ставке 2 млн рублей. Кроме того, по договору от 100 до 300 млн в течение 25 лет соответственно рублей «сидит» в тарифе на ре­монт сетей. Что это за сумма, много или мало? Примерно столько же вклады­вает ежегодно большая управляющая компания на подготовку к зиме. У нас на балансе 120000 кв. метров жилого фонда – это часть микрорайона Восточ­ный. В Улан-Удэ же ТГК-14 обслужива­ет более 2,5 тысячи многоквартирных домов. Ежегодно городом вкладыва­ются средства в модернизацию и ре­монт сетей, но у ТГК-14 как изначально при передаче в аренду стояла сумма оценки сетевого хозяйства Улан-Удэ в 5 млрд рублей, так она до сих пор оста­лась без изменений. То есть если вы потратились и отремонтировали квар­тиру или машину, то, соответственно, она стала выше по цене? Арендная плата должна индексироваться, но этого нет! Несколько лет назад про­вели независимую оценку стоимости аренды – получили цифру в 30 млн рублей. А контрольно-счетная пала­та дала свои расчеты – по ним ТГК-14 должна за аренду сетей платить горо­ду ежегодно более 46 млн. Но ТГК-14 и 30 млн оспаривает в суде. Мы возмути­лись: что за работа? Они зарабатывают здесь миллиардные прибыли на нас и не могут при этом в бюджет оплатить 30 миллионов рублей?

- Виктор Юрьевич, по концессион­ному соглашению наши ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 оценены в 5 млрд рублей. ТГК-14 уве­ряет, что они – уже их собственность. Насколько эта цифра адекватно от­ражает реальную стоимость энергомощностей города?

- Пока мы не знаем, как они оцени­вались, вообще поступили ли средства, когда и в каком объеме, в городской бюджет от ПАО ТГК-14. Не исключаю, при торгах шел открытый демпинг, снижение реальной стоимости наших ТЭЦ. Нужны документы. Пока вернем­ся к предыдущей теме. Бывший председатель комитета по управлению имуществом Анастасия Кузовлева обратила внимание на многочисленные нарушения в работе ТГК-14. Передача, например, котельной ЗАО «Улан-Удэ­стальмост» в аренду компании прове­дена без торгов. ТГК-14 отказывается от подписания договоров по повышению арендной платы за имущество, несмо­тря на растущую год от года капитали­зацию имущества. ТГК-14 не заинтересовано в модернизации, техническом перевооружении арендуемых объек­тов, повышении энергетической мощ­ности, позволяющей снизить затраты на производство и передачу тепловой энергии. Не выполняется в полном объ­еме инвестиционная программа ПАО ТГК-14 по модернизации системы теплоснабжения города. То есть все это влияет на размер тарифа по отоплению. Более 70 участков тепловых сетей, по данным КУИ администрации Улан-Удэ, ТГК-14 не собирается брать в аренду и соответственно принимать обязатель­ства по их обслуживанию, однако плата с потребителей взимается. Остался без ответа вопрос: каким образом ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 были проданы ТГК-14, поступили эти деньги в бюджет Улан-Удэ или нет – непонятно. По закону запрещено пере­давать в частные руки жизнеобеспечи­вающие объекты коммунальной сферы.

- Как отнеслись к этим выводам депутаты?

- Они сочли, что поводов для растор­жения договора с ТГК-14 хватает. Причем, оказалось, что так думают не только де­путаты, занятые этой работой в комите­те по горхозяйству и ЖКХ горсовета. Соз­дается комиссия при комитете в составе 5 человек. Руководитель комитета Сер­гей Бурдиков считает необходимым принять все возможные усилия для того, чтобы помочь администрации го­рода без судов решить вопрос о «разво­де» с ТГК-14. Если договориться не полу­чится - будут обсуждаться вопросы по расторжению существующего договора аренды.

- То есть горсовет по итогам ва­шей работы будет готов к расторже­нию договоров и отказу от услуг этой компании?

- Мы, все депутаты, зависим от мне­ния наших избирателей. Если жители недовольны качеством услуг ТГК-14, мы не можем остаться в стороне. Кроме того, я как директор управляющей ком­пании, ежедневно сталкивающийся с их работой, в полной мере вижу все эти проблемы в работе компании.

- Обнадеживающая позиция. Не исключаю, эта новость обрадует многих. Кстати, таких руководите­лей управляющих компаний, кото­рые готовы спорить с ТГК-14, у нас не хватает. Большинство не решаются связываться.

- Я не хочу ухудшать условия людей. Хочу честно работать на своем месте, поэтому занимаюсь этими вопросами. ТГК-14 много лет давит, гнет «управляшки» и ТСЖ: вы это должны сделать, то должны изменить. Но при этом я должен посмотреть, подумать. Если их предложения приносят пользу людям, я с удовольствием это делаю. К приме­ру, я поменял 10 лет назад задвижки на стальную шаровую арматуру, так я им благодарен за то, что предложили. Даже не задумываясь, поменял всю запорную арматуру. Купил и поставил, потому что это работает. Но с дроссельными шай­бами дело доходит до абсурда.

- Кстати, претензии против ТГК-14 с этими шайбами очень громко прозвучали 13 ноября на последнем со­брании населения с представителя­ми Общественной палаты РБ. В чем там проблема?

- В любом доме есть циркуляцион­ная труба в виде «сопла», связывающая основной трубопровод и так называе­мую «обратку». Если в этой трубе поставить дроссельную шайбу диаметром в 6,5 мм, то после нее давление горячей воды резко снизится и она будет про­ходить по «сапогу» как по трубе диаме­тром в 3,5 мм. У ТГК-14 получается боль­шая экономия сетевой воды. На входе в дом температура теплоносителя со­ставляет 78 градусов, при циркуляции внутри дома через шайбу диаметром в 6,5 мм мы платим по счетчику за 40 градусов тепла, на выходе получается 38-40 градусов тепла. То есть у людей батареи едва теплые, хотя люди платят как за тепло, соответствующее нормати­вам. А на деле люди его недополучают. В квартирах горожан нет требуемых 20 градусов тепла в середине дома и 22 - в угловых. Это предусмотрено законом. Почему ТГК-14 ориентируется на мини­мально разрешенные температуры, а не на комфортные 24-26 градусов соот­ветственно?

Если бы такая ситуация была толь­ко на одном доме, я бы искал причины недогрева внутри дома. Но у нас такая картина во всех домах поселка! У нас слесари работают без выходных. Мало того, такая ситуация по всему городу! Поэтому нужно сейчас что-то делать с ТГК-14. По большому счету, это - мошен­ничество. В прошлом году я отказался устанавливать эти шайбы в своих до­мах, так меня за неисполнение решений ТГК и администрации города наказали штрафом в 250 тысяч рублей?! Это не абсурд?

- Как относятся к вашим возраже­ниям представители администрации Улан-Удэ?

- Все чиновники знали, из-за чего я спорю с ТГК-14. Я не хотел повторно заужать с помощью дроссельных шайб ди­аметр труб, где уже прошла процедура «оптимизации».

Работникам администрации города, в том числе зампредседателя комите­та городского хозяйства Александру Тюрюханову, я показал список предлагаемых диаметров дроссельных шайб для установки. Например, в доме на Заиграевской, 3, дроссельная шайба с 13,5 мм была заужена до 8,5 мм. Но если я этот предел еще снижу на 1-2 мм, то из-за недогрева встанет весь дом! Сначала он не поверил: «Это – ошибка! Не может быть такого!». Я дал ему весь список многоквартирных домов, где по требованию ТГК-14 следует поставить дроссельные шайбы. Список этого аб­сурда там был на 10-12 домов. Разговор дошел до городского планерного сове­щания, на котором я поднял эту тему с ТГК-14. В ответ (уже бывший – авт.) заммэра Алексей Хандархаев при всех громко сказал: «Ради ТГК-14 мы у любого отнимем лицензию!». Это он заявил на общей планерке администрации горо­да, где сидели представители всех сфер и отраслей.

- Как следует расценивать такое заявление?

- Получается, интересы горожан ему безразличны. Но я работаю на население, я – руководитель управляющей компании, которая является лицом го­рода. С тех пор на эти планерки больше ни разу не приходил. Если я знаю, что не получу поддержки, зачем нужны такие совещания?

- На правительственном часе на восьмой сессии Народного Хурала технический директор ПАО ТГК-14 Дорфман сообщил, что общий объ­ем валовой выручки компании со­ставляет 14 млрд рублей. Если из этой суммы вычесть поступления из Забайкальского края, то на Бурятию приходится примерно 6-7 млрд, ко­торые получает компания.

- На мой взгляд, эта сумма намного больше. Почему? Во-первых, у нас тарифы выше, во-вторых, ТГК-14 не вклады­вается в ремонт и модернизацию. Если в Чите в ТГК-14 операторы ходят в белых рубашках, то у нас – в спецодежде. На ТЭЦ у нас нет вентиляции, нет нормаль­ных условий для работы. Плюс все нару­шения, о которых говорилось выше по итогам работы комитета по управлению имуществом администрации Улан-Удэ. ТГК-14 не вкладывается в эти вещи. Они, видимо, понимают, что за это когда-то придется отвечать. Поэтому хотят вы­жать по максимуму…

- Побольше выжать денег и уйти отсюда?

- На мой взгляд, именно эта ситуация сегодня есть в нашей теплоснабжающей сфере. Вот они собирают 6-7 млрд, мо­жет, и больше, потому что у нас высокие тарифы, «кормовая база» больше, чем в Забайкальском крае, коррупция. А что они сюда вкладывают? 150 млн рублей и - все? У города они требуют деньги на модернизацию. Они сейчас получают 2 млрд субсидий на ремонт сетей. Причем с этими 2 млрд капитализация наших се­тей у них не меняется. Хотя нормальный хозяин, вкладывая 2 млрд в сети, есте­ственно, подсчитает свои затраты. Сло­вом, вопросов и работы по этой теме еще много.

- Спасибо за интервью.

Октябрина ЕШЕЕВА

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Виктор Ефремов: "Улан-Удэ не контролирует ТГК-14"

Фото с сайта old.tgk-14.com

Читайте также