Общество 10 янв 2020 5401

​За мужество и героизм: что не так со званием «Герой России»?

Указом Президента РФ от 10 ноября 2002 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинско­го долга в Северо-Кавказском регионе, лейтенант Анатолий Коробенков из Бурятии удостоен высокого звания «Герой Российской Федерации» с вручением медали «Золотая Звезда». С 2008 года майор Коробенков в запасе.

В конце минувшего года киноре­жиссер Александр Сокуров на засе­дании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека предложил переос­мыслить звание «Герой России», сообщает газета "Бурятия".

- Как может быть, что погибшие сол­даты Псковской дивизии носят те же звания, что и воевавшие с ними Кадыро­вы? И как понимать, что они, воевавшие с Россией, эти награды принимают? - за­явил кинорежиссер.

Некоторые аналитики сочли его вы­ступление провокационным. Но Путин не стал прятаться от вопроса и ответил, что Кавказ – это тонкая тема, и чеченцы, вовремя перешедшие на российскую сторону, внесли большой вклад в установлении мира в республике. И если уроженец Чечни готов сражаться и уми­рать за страну, то он достоин такой на­грады - звания Героя России - наравне с остальными.

Затем на большой пресс-конферен­ции Президент в продолжение темы заметил, что он указов о награждении Героев России «просто так не подписы­вает».

Выполнил свой долг

После того как Владимир Путин не одобрил идею Сокурова о переосмыслении звания Героя России, в соцсетях развернулась бурная полемика. Не остались в стороне от дискуссии извест­ные люди нашей республики.

Руководитель БРО «Российский Союз ветеранов Афганистана» Валерий Моло­ков заметил, что не нам решать, кто до­стоин высшего знака отличия страны.

- На мой взгляд, сегодня нужно, как в советское время, разделить звания «Герой Советского Союза» и «Герой Социа­листического Труда», - отметил Молоков. - Звание «Герой России» надо присваи­вать за мужество и героический подвиг. Раньше Героев Советского Союза почи­тали и уважали: это были легендарные люди. В прошлом году на моей родине поставили бюст нашему земляку, снай­перу Герою Советского Союза Никифору Афанасьеву. На его строительство люди сбрасывались всем районом! Никифор Афанасьев уничтожил почти 300 гитле­ровцев, а в одном из боев в одиночку со штык-ножом и с саперной лопаткой ворвался во вражеский дзот и захватил в плен 6-7 человек. Алдар Цыденжапов спас 300 моряков, но сам погиб. Это и есть героический поступок.

- Нужно исходить из христианского постулата, что надо оценивать чело­века не по тому, сколько раз он упал, а сколько раз он поднялся, - считает известный бурятский историк Влади­мир Фомин. - Ахмад Кадыров в определенное время упал, споткнулся, а потом встал, поднялся и для целостности государства сделал многое, в том числе ценой своей жизни. И, возможно, Рамзан Кадыров рисковал своей жиз­нью и сейчас рискует.

Шли не за наградами

Историк Владимир Фомин считает, что в последнее время звание «Герой России» немного обесценилось.

- Это звание стали давать и спортсменам, и чиновникам. Конечно, мно­гие из этой категории граждан заслу­живают высоких наград, но им следует давать звание Героя труда Российской Федерации. И тогда будут высшие знаки отличия присваиваться безболезненно, - говорит он.

Также Владимир Фомин высказал­ся по поводу присвоения звания Героя России за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны. Напом­ним, что после распада СССР высшую степень отличия страны упразднили. Последним Золотую Звезду Героя те­перь уже не существующей державы в начале 1992 года получил военный во­долаз Леонид Солодков.

В марте 1992 года учредили почет­ное звание «Герой Российской Федерации», и с того времени особо отличив­шимся фронтовикам стали присваивать звание Героя России. В середине 90-х го­дов из числа участников Великой Отече­ственной войны, имеющих отношение к Бурятии, Героями России стали Георгий Гусляков, Сергей Вандышев и Бадма Жа­бон, имя которого наконец увековечат в нашей республике. В одном из доку­ментов Минобороны РФ отмечено, что «рассмотрение вопроса о присвоении участникам Великой Отечественной войны звания Героя Российской Федерации за подвиги, совершенные в боях с немецко-фашистским захватчиками, как исключение, возможно лишь при наличии на них нереализованных пред­ставлений к званию Героя Советского Союза военного периода, подтверж­денных архивами». По вышеназванным причинам, начиная с 2009 года, отказа­но в присвоении звания Героя России участникам войны, чьи судьбы связаны с нашей республикой, - Иринчину Похо­нову, Лопсону Ивахинову, Намдыку Цы­бенову, Иннокентию Баторову, Семёну Номоконову, Цырендаши Доржиеву, Гуржапу Очирову.

В последнее время мало кто из фронтовиков стал Героем России. Из­вестно, что в 2010 году высшую степень отличия России посмертно получил нанайский снайпер Максим Пассар (его в 1943 году вместо Золотой Звезды Героя посмертно наградили орденом Красно­го Знамени), а в 2016-м также посмертно Указом Президента РФ Героем России стал один из руководителей обороны Тулы Анатолий Горшков.

- Думаю, в виде исключения фрон­товикам можно присваивать звание Ге­роя Российской Федерации, - убежден Владимир Фомин. - Но нужно подвиги оценивать с современной точки зрения и можно награды приурочивать к юби­лейным датам, учитывая то, что солдат Победы сделал после войны, и обращая внимание на ходатайства инициатив­ных групп.

В нашей стране и за ее пределами известно имя боевого летчика Героя России Игоря Родобольского. Он при­знался, что получал награды не за то, что в кого-то стрелял или бомбы бросал, а за спасение наших ребят - солдатиков, сержантов, офицеров». Он говорил, что «дело не в количестве наград, каждая спасенная жизнь для меня дороже лю­бого ордена или медали». Под каждым этим словом может подписаться сена­тор, участник чеченских войн, кавалер ордена Мужества, народный герой Ре­спублики Дагестан Вячеслав Мархаев. Говорят, что его представляли к званию Героя России, но звание так и не полу­чил.

В интервью «Бурятии» боевой ко­мандир признался, что он и его сослу­живцы шли туда не за наградами.

- Мы делали все возможное, чтобы решить служебно-боевые задачи, урегулировать конфликт, понимая, что в ус­ловиях войны страдают простые люди. Мы помогали местному населению, - сказал Мархаев.

Сенатор Вячеслав Мархаев:

- Сегодня звание «Герой России» есть. И элементы его ни­велирования тоже имеют место быть. Такое высокое звание должны получать люди, которые действительно совершили подвиги. Также бывает, что не всегда заслуженно получают это звание. Я прошел все наши командировки на Северный Кавказ и видел факты, когда многих наших боевых товари­щей, которые реально проявляли героизм и мужество, к званию Героя России представляли по пять-шесть раз, и они Золотую Звезду не получали. Это были не «паркетные» офицеры и генералы. А потом смотришь, те, кто отсиделись где-то в тиши кабинетов, получают звание Героя. Это нам было не совсем понят­но. Поэтому отсюда возникают вопросы о правомерности присуждения этого высокого звания ряду наших сограждан. Сложно дать оценку семьям Героев Кадыровых и Ямадаевых. Не знаю, насколько правильным шагом было в таких условиях - гражданской войны, событий, которые тогда были в нашей стране - давать звание Героя России.

Фото с сайта new.warheroes.ru

Читайте также