Блоги 15 янв 2020 2453

​Скользкий вопрос: дороги в Улан-Удэ не будут посыпать реагентами

Власти столицы Бурятии опровергли сообщения в СМИ и соцсетях об использо­вании химических реагентов на дорогах для борьбы с гололедом, сообщает газета "Бурятия".

Никакой химии с мудре­ными формулами на до­роги Улан-Удэ в декабре не выливали. Как и раньше в городе продолжают высыпать проверенную временем песоч­но-гравийную смесь, ежеднев­но в среднем 270 тонн.

Откуда «ноги»?

В конце 2019 года появилась информация о том, что комби­нат по благоустройству Улан- Удэ закупил пробную партию антигололедных реагентов.

Тогда же ТК «Ариг Ус» сооб­щила, что в распоряжении ком­бината материал под торговым названием «Бионорд». Извест­но, что в его составе твердые белые гранулы на основе хло­рида натрия, хлористого каль­ция, ингибитора коррозии и биофильной добавки. На рос­сийском рынке «Бионорд» поя­вился в 2006 году. Действует он просто: гранулы рассыпают на скользкие поверхности, и ве­щество просто плавит лед, пре­вращая его в воду. «Бионорд», согласно инструкции, можно применять только при темпера­туре до - 30°С. В противном слу­чае он просто превращается в ледяные бугорки.

- Вещества, «плавящие» снег, приобрели в эксперимен­тальных целях. В частности, для проведения необходимых ла­бораторных исследований на предмет воздействия составля­ющих реагента на окружающую среду. В природоохранные органы надзора и контроля, ор­ганы государственной власти направлены запросы относи­тельно разработки программы мониторинга и применения ре­агента в рамках эксперимента, - объяснили тогда в комитете городского хозяйства администрации Улан-Удэ.

Предполагалось, что после выдачи разрешительных до­кументов специально выбран­ный для эксперимента участок обработают веществом. Затем возьмут пробы и анализы на влияние реагента на обувь, одежду и автомобили. При этом точные сроки запуска экс­перимента не назвали.

- Когда мы убедимся, что он (реагент – ред.) полностью безопасен, только тогда мы с разрешения, конечно, жителей Улан-Удэ, начнем его использовать, - такой алгоритм действий озвучил в эфире телеканала председатель комитета городского хозяйства администра­ции Улан-Удэ Сергей Гашев.

Не лёд и не жир

Свое возмущение противо­гололедной химией улан-удэн­цы стали высказывать в соцсе­тях и пабликах.

«Часто по работе бываю в Иркутске. Думаю, никому не нужно описывать состояние дорог этого старинного горо­да, не в плане асфальтового покрытия, а в плане повсемест­ного слоя, образовавшегося в результате полива реагента­ми. Главное, что эта дорожная каша никак не способствует безопасности движения, мож­но даже сказать, что усугубляет обстановку (уже не лед, но еще не жир). Это вечная грязь с ок­тября по май, дороги черные, машины черные, почва про­питывается химией, животные страдают, обувь убивается за сезон, про автомобили вообще говорить не надо. И вы этого хотите, жители Бурятии?» - это только один из гневных постов в одном из популярных пабли­ков Улан-Удэ.

«Пусть те, кто хочет сыпать эту химию, делают это у себя дома или в огороде», - катего­рично высказался еще один молодой человек.

«Во избежание ситуации предыдущих зим, когда столи­ца утопала в сугробах, город­ская власть в этом году решила недостаток уборочной техники и дворников заменить реаген­тами. Видимо, рассчитывая, что реагенты «по-щучьему веле­нию» приведут город в поря­док», - предположила другая пользовательница соцсети.

В чём соль?

Известно, что гололед - чрезвычайно травматичное явление для пешеходов и води­телей. Коммунальные службы обязаны с ним бороться, чтобы обезопасить жизнь горожан. Но, как утверждают экологи, использование любых веществ в той или иной степени на до­рогах влечет за собой загряз­нение грунтовых вод, водое­мов и почв.

- С точки зрения экологии, применение любых реаген­тов негативно сказывается на окружающей среде. Дело в том, что снег должны вывозить на площадки, а когда станет теп­ло, он растает и попадет в реки и дальше - в Байкал, - высказа­лась учитель биологии Эльвира Бадмаева.

- Предположим, внесут эти реагенты. Растопят снег. Об­разуются грязные лужи с му­сором. А как их убирать? У нас что, так много откачивающих машин в Улан-Удэ? Или у нас хорошо работающая ливневая канализация? Нет ни того, ни другого. То есть будут грязные лужи при минусовой темпе­ратуре, - прокомментировал известный эколог Евгений Кис­лов.

Уже 30 декабря на сайте Change.org появилась петиция «Химикаты на дорогах», адре­сованная горсовету депутатов и Народном Хуралу. В ней улан- удэнец Тумэн Дамбиев потре­бовал запретить использова­ние реагентов в городе.

«Разумеется, это пойдет во вред окружающей среде, ведь вся эта химия во время оттепе­ли попадет в притоки Байкала, а далее - и в само озеро. Власти лишь хотят сэкономить день­ги и не задумываются над по­следствиями, разве мы можем допустить уничтожение мест­ной экологии? Также, помимо вреда окружающей среде, это будет уничтожать резину на автомобилях, кожаную обувь и будет уходить в атмосферу, и мы будем всем этим дышать», - отмечает автор петиции.

На 13 декабря петицию под­писали 514 человек.

Назад в прошлое

Между тем, после новогод­них каникул стало известно, что власти города отказались от реагентов на дорогах.

«Применение каких-либо противогололедных веществ на территории города не ве­дется. Использование реа­гентов в пробных целях для осуществления мониторинга воздействия его составляющих на окружающую среду в 2020 году не запланировано», - по­яснили в комитете городского хозяйства администрации го­рода.

Такое заявление вызвало справедливое негодование части горожан. Популярные паблики и соцсети снова «за­шипели» возмущенными ком­ментариями.

«Хлориды, входящие в со­став смеси, обладают гигро­скопичностью. Если реагент за­купили в 2019 году, в 2021-м он будет негоден. Что и за какие деньги купили, будет ответ?» - возмутился в Фейсбуке эколог Евгений Кислов.

В эфире ТК «Тивиком» пресс-секретарь комитета го­родского хозяйства Любовь Абрамова рассказала, что для решения вопроса о приме­нении реагента необходимо учесть результаты мониторин­га влияния на окружающую среду.

На вопрос: «Кто будет ре­шать, можно ли использовать реагенты на улицах Улан-Удэ?», пресс-секретарь ответила, что для этих целей комитет напра­вил письма в природоохран­ные органы о возможности применения реагента и о раз­работке программы монито­ринга.

- На данный момент ответы еще не поступали, - уточнила Абрамова.

Тем временем тема приме­нения антигололедных средств на дорогах не утихает. Боль­шинство пользователей соц­сетей считают: если вовремя убирать снег и подсыпать пе­ском, тогда и не понадобятся реагенты.

Однако, как сообщил наш источник в городской адми­нистрации, применение ре­агентов - это единственный оптимальный вариант обслу­живания улично-дорожной сети в зимний период, друго­го варианта просто нет. С 2018 года начали действовать новые правила, которые предписыва­ют содержание дороги зимой. А именно дорога должна быть очищена от снега до асфальта. То есть нельзя, как некоторые ратуют, «просто посыпайте снежок песком и будет замеча­тельно». Просто посыпать сне­жок песком – это не является в нынешних условиях содержа­нием по ГОСТу.

С точки зрения специали­стов по охране окружающей среды, идеальный способ – своевременно и тщательно убирать последствия снегопа­дов. Для этого крайне важны слаженные действия метеоро­логов и городских служб. За­дача первых – заранее преду­преждать о надвигающемся ненастье, вторых – оперативно реагировать и держать нагото­ве уборочные машины. Тогда не будет необходимости в тон­нах реагентов, которые впо­следствии стекают в канализа­цию или водоемы.

СПРАВКА:

Какими бывают реагенты

Песок + соль. Самая распространенная комбинация. Не требует специального оборудования.

Хлорид натрия (или обычная соль). Дешево для комму­нальщиков и опасно для пешеходов и водителей. Особенно сильно разъедает резину и обувь.

Хлористый кальций. Плавит лед. При этом может вы­звать аллергию у человека и ожоги лап у животных.

P.S. Когда верстался но­мер, стало известно, что прокуратура запретила ис­пользовать реагенты на ули­цах.

- Улан-Удэ входит в водос­борную зону Байкальской при­родной территории. При та­янии снежного покрова после применения вышеназванного противогололедного мате­риала неизбежно попадание загрязненных химикатами сточных вод с обочин дорог и тротуаров в Селенгу и Уду, а в дальнейшем - в Байкал, - от­метили в Восточно-Байкаль­ской межрайонной природоох­ранной прокуратуре.

По информации infpol.ru, 13 января глава ведомства объявил председателю коми­тета городского хозяйства и директору комбината по благоустройству предосте­режение «в целях недопущения нарушений законодатель­ства и исключения использо­вания опасных реагентов».

Фото с сайта gazeta-n1.ru

Автор: Светлана НАМСАРАЕВА