Неверно указанный навигатором объездной путь может стать опасным, сообщает газета "Бурятия".
Поворот не туда
Об этом не понаслышке знает 31-летний читинец Алексей Скрипко, направлявшийся из Бурятии домой, в Забайкальский край. Устройство вывело его на лесовозную дорогу на границе двух субъектов, абсолютно не предназначенную для легкового транспорта. История могла бы закончиться плачевно, если бы не хладнокровие и выдержка молодого человека.
Дорожный плен
2 января Алексей возвращался из Улан-Удэ. Дорогу домой мужчине, не знакомому с местностью, выстроил Яндекс-навигатор через Заиграево и Кижингу. Выехав из последней через микрорайон Баянгол, Алексей направился по дороге, которая проходит через поселок Сулхара вплоть до развилки перед поселком Хуртэй и оттуда – вниз по направлению в Харагун Забайкальского края. Там есть асфальтовая дорога, которая ведет на Могзон и далее - в Читу. Но путь, так ясно показанный навигатором, оказался далеко не таким легким, как показалось на первый взгляд.
- Чтобы доехать до асфальтовой дороги, нужно преодолеть 80 км до развилки и еще 70 км до Харагуна. Весь этот путь - сплошное бездорожье, - признается Алексей, который сам не знает, как сумел проехать первые 80 км, двигаясь на совсем низкой скорости, буксуя практически на каждом метре. После поворота на Харагун он преодолел еще 17 км, а дальше началась буквально танковая колея.
- Проехать там может лишь танк или трактор, а легковому автомобилю уже никак, он просто сядет и застрянет. Развернулся и направился в обратную сторону, и через 5 километров у меня разбортировалось колесо, - вспоминает мужчина. - Начал его менять и не выключил дальний свет, посадив аккумулятор. Почувствовал если не панику, то легкое замешательство, ведь прежде со мной подобного не происходило. А когда машина не захотела заводиться, понял, чем все это может быть чревато.
В тот момент на улице было 9 часов вечера. С обеда, в общей сложности, он проехал 100 км. Конечно, собственную долю вины в случившемся Алексей не отрицает, коря себя за то, что слишком полагался на данные навигатора. А мобильной связи, как назло, не было. Тем временем, машина не заводилась, а температура - минусовая. Мужчина не растерялся и положил навигатор к себе под одежду и до утра, пока не села зарядка, изучал местность, старался запомнить, где и на каком расстоянии расположены ближайшие населенные пункты. Идти на следующий день он все же не решился, продолжая верить, что кто-нибудь да проедет мимо.
- Колея там хоть и внедорожная, но относительно накатанная, пара следов была. Напрасно прождал целый день, - говорит Скрипко.
Назавтра понял, что если ждать еще, то без еды и сил совсем ослабнет и попросту не сможет преодолеть намеченный путь. Собравшись духом, Алексей направился до ближайшей деревни пешком в обеденное время, когда самый солнцепек и хорошая видимость на случай встречи с дикими зверями. Шел быстрым шагом, стараясь не обращать внимания на окоченевшие от холода ноги - инстинкт выживания заслонил все чувства и эмоции. Примерно через три часа вышел в Хуртэй. Остановил проезжую машину и рассказал водителю о том, как сломался на лесовозной дороге и провел в автомобиле две ночи посреди лесополосы. Его тут же отвезли в местную администрацию, напоили и отогрели, а затем увезли в больницу. Сейчас Алексей лежит в Кижингинской ЦРБ. Свое состояние оценивает удовлетворительно: у него обморожены пальцы ног. К счастью, обошлось без ампутации.
Алексей с обморожениями лечится в Кижингинской больнице
Спустя 4 дня там же застряла семья из Кемерово, следовавшая в Читу. И снова на злосчастную дорогу людей завел навигатор. Хорошо, что еще была связь, благодаря этому удалось дозвониться до спасателей, через единую диспетчерскую службу. И таких случаев, по данным администрации Кижингинского района, за каких-то несколько месяцев уже 15. Местные называют этот участок не иначе, как «кижингинским треугольником», по аналогии со знаменитым Бермудским. Застревали здесь и по дороге из Новосибирска в Хабаровск, из Москвы во Владивосток, направляясь из Улан-Удэ в столицу Забайкальского края.
Не верь навигатору
Как устроены карты таких популярных сервисов, как Яндекс.карты и Google Maps? По словам пользователей популярного сообщества Пикабу, большая часть дорог рисуется по спутниковому снимку, и изначально никто их на предмет корректности данных не проверял. При этом оптимальный маршрут при наличии нескольких альтернативных путей следования выставляется из принципа экономии километража и времени.
Участок от Кижинги до забайкальского села Харагун согласно картам можно преодолеть разными способами. Один из них - более длинный путь через Новокижингинск с выездом на федеральную автодорогу «Байкал». Второй - та самая лесовозная дорога, якобы позволяющая сократить несколько километров. Для людей, незнакомых с местностью, вполне логичное решение - полностью довериться данным навигатора и позволить ему автоматически выстроить наиболее быстрый путь до пункта назначения. В нашем случае электронный сервис раз за разом выбирает второй вариант, хотя на деле дорога вообще не предназначена для проезда на легковом автотранспорте. Более того, навигатор, по словам Алексея не видит разницы между дорогой поселкового значения и лесовозной, обозначая обе как грунтовые без всяких примечаний и тем самым вводя в заблуждение незадачливых автомобилистов. В идеале, как считает пострадавший, ее нужно вообще стереть с карт, потому что проехать там может лишь специализированная техника.
- Я предложил сотрудникам администрации поставить там предупреждающие знаки или шлагбаум, чтобы никто туда не заезжал, - говорит Алексей. - Но суть в том, что местные знают про эту лесовозную дорогу, и никто через нее и так на обычном транспорте не ездит, тем более - зимой. В основном, это проблема тех, кто ориентируется исключительно по навигатору, то есть неместные, проезжающие мимо.
Житель Сулхары Анатолий Попов рассказывает, что лесовозная дорога до сих пор эксплуатируется: лес заготавливают и изредка возят на мощных лесовозах. Ведет она в забайкальское село Гыршелун, где расположена одноименная станция и есть тупик.
- Навигатор врет. В летний период на УАЗике еще можно как-то добраться, перебраться, а зимой, если нужно в Забайкалье, то через Новокижингинск на станцию Бада, - объясняет Анатолий.
Что делать?
Как повлиять на работу навигатора, чтобы он выстраивал путь, руководствуясь критериями безопасности?
Ответ дают сами разработчики. Например, у Яндекса есть специальный сервис «Народная карта». Благодаря ему любой пользователь может внести изменения в маршрут: указать, что состояние дороги не подразумевает проезд на легковом авто, в целом исправить какие- то ошибки на карте. О несоответствиях или дополняющих нюансах можно сообщить также в специальном приложении для мобильных устройств. В свою очередь, разработчики в ответ могут попросить уточняющую информацию, фотографию места. В случае прохождения модерации пользовательские данные вносятся в Яндекс.Карты. Как показывает практика, сервис пока не очень широко известен, большинство автолюбителей о нем практически не знают. Другая сложность - обработка изменений в картах может занять неделю, если не больше. Точные сроки никто не гарантирует.
В Google Maps всегда есть возможность обратиться в службу поддержки, указать, что по такой-то дороге проехать невозможно. В интернет-обсуждениях люди рассказывают про собственный опыт переноса на карте автобусных остановок, изменения поворотов, которые в итоге появились на общедоступных картах, сделав проезды более удобными.
Но кто возьмет на себя эту работу? Местные жители, хорошо осведомленные о проблеме, и так знают об опасности и предпочитают ездить другим путем. Так и получается, что в невыгодном и положении остаются проезжающие мимо путешественники. Именно они рискуют поплатиться здоровьем, а то и жизнью за несовершенство навигационных систем. Предсказать наверняка, кто и когда может угодить в эту ловушку снова, практически невозможно. А действовать нужно быстро, чтобы не допустить трагедии.
Дороги из Кижинги в Читу - по данным навигаторов Яндекс.карты и Googlemaps:
1) Кижинга - Сулхара - развилка перед Хуртэем - Харагун - Могзон - Чита - 330 км (именно этот опасный путь Алексею указал навигатор, на нем же - лесовозная дорога).
2) Кижинга - Новокижингинск - Бада - Харагун - Могзон - Чита - 390 км.
3) Кижинга - Новокижингинск - Бада - по федеральной автодороге «Байкал» - Чита - 440 км.
Что нужно знать?
Следует помнить, что навигатор - это не всезнающая машина, а лишь помощник водителя со своими недостатками и достоинствами. В любом навигаторе, если дорога проложена, то он ее будет использовать. Если вам предстоит длительный путь по незнакомой местности, вдали от федеральной трассы, то лучше не надеяться на бездушный механизм и лишний раз перестраховаться: самому открыть снимки со спутника, увидеть расположение асфальтированной дороги, которую отлично видно. Приехав на место, желательно поинтересоваться у местного населения о состоянии близлежащих дорог, особенно зимой. Простые действия позволят сохранить ваше здоровье, время и нервы.