Общество 15 янв 2020 4482

​Кижингинский треугольник: читинец заблудился в Бурятии из-за навигатора

Неверно указанный навигатором объездной путь может стать опасным, сообщает газета "Бурятия".

Поворот не туда

Об этом не понаслыш­ке знает 31-летний читинец Алексей Скрипко, направляв­шийся из Бурятии домой, в Забайкальский край. Устрой­ство вывело его на лесовоз­ную дорогу на границе двух субъектов, абсолютно не предназначенную для легкового транспорта. История могла бы закончиться пла­чевно, если бы не хладнокро­вие и выдержка молодого человека.

Дорожный плен

2 января Алексей возвра­щался из Улан-Удэ. Дорогу до­мой мужчине, не знакомому с местностью, выстроил Ян­декс-навигатор через Заиграево и Кижингу. Выехав из послед­ней через микрорайон Баянгол, Алексей направился по дороге, которая проходит через посе­лок Сулхара вплоть до развилки перед поселком Хуртэй и оттуда – вниз по направлению в Харагун Забайкальского края. Там есть асфальтовая дорога, кото­рая ведет на Могзон и далее - в Читу. Но путь, так ясно показан­ный навигатором, оказался да­леко не таким легким, как пока­залось на первый взгляд.

- Чтобы доехать до асфаль­товой дороги, нужно преодо­леть 80 км до развилки и еще 70 км до Харагуна. Весь этот путь - сплошное бездорожье, - признается Алексей, который сам не знает, как сумел прое­хать первые 80 км, двигаясь на совсем низкой скорости, буксуя практически на каждом метре. После поворота на Харагун он преодолел еще 17 км, а даль­ше началась буквально танко­вая колея.

- Проехать там может лишь танк или трактор, а легковому автомобилю уже никак, он про­сто сядет и застрянет. Развер­нулся и направился в обратную сторону, и через 5 километров у меня разбортировалось колесо, - вспоминает мужчина. - Начал его менять и не выключил даль­ний свет, посадив аккумулятор. Почувствовал если не панику, то легкое замешательство, ведь прежде со мной подобного не происходило. А когда машина не захотела заводиться, понял, чем все это может быть чревато.

В тот момент на улице было 9 часов вечера. С обеда, в общей сложности, он проехал 100 км. Конечно, собственную долю вины в случив­шемся Алексей не отрицает, коря себя за то, что слишком полагался на данные навигатора. А мобильной свя­зи, как назло, не было. Тем временем, машина не заводи­лась, а температура - минусо­вая. Мужчина не растерялся и положил навигатор к себе под одежду и до утра, пока не села зарядка, изучал местность, старался запомнить, где и на ка­ком расстоянии расположены ближайшие населенные пункты. Идти на следующий день он все же не решился, продолжая ве­рить, что кто-нибудь да проедет мимо.

- Колея там хоть и внедо­рожная, но относительно на­катанная, пара следов была. Напрасно прождал целый день, - говорит Скрипко.

Назавтра понял, что если ждать еще, то без еды и сил со­всем ослабнет и попросту не сможет преодолеть намечен­ный путь. Собравшись духом, Алексей направился до ближай­шей деревни пешком в обеден­ное время, когда самый солн­цепек и хорошая видимость на случай встречи с дикими зве­рями. Шел быстрым шагом, ста­раясь не обращать внимания на окоченевшие от холода ноги - инстинкт выживания заслонил все чувства и эмоции. Примерно через три часа вышел в Хуртэй. Остановил проезжую машину и рас­сказал водителю о том, как сло­мался на лесовозной дороге и провел в автомобиле две ночи посреди лесополосы. Его тут же отвезли в местную администра­цию, напоили и отогрели, а за­тем увезли в больницу. Сейчас Алексей лежит в Кижингинской ЦРБ. Свое состояние оценива­ет удовлетворительно: у него обморожены пальцы ног. К сча­стью, обошлось без ампутации.


Алексей с обморожениями лечится в Кижингинской больнице

Спустя 4 дня там же застря­ла семья из Кемерово, следо­вавшая в Читу. И снова на зло­счастную дорогу людей завел навигатор. Хорошо, что еще была связь, бла­годаря этому уда­лось дозвониться до спасателей, через единую дис­петчерскую служ­бу. И таких случаев, по данным администрации Кижингинского района, за каких-то несколько месяцев уже 15. Местные называют этот участок не иначе, как «ки­жингинским треугольником», по аналогии со знаменитым Бермудским. Застревали здесь и по дороге из Новосибирска в Хабаровск, из Москвы во Влади­восток, направляясь из Улан-Удэ в столицу Забайкальского края.

Не верь навигатору

Как устроены карты таких популярных сервисов, как Ян­декс.карты и Google Maps? По словам пользователей попу­лярного сообщества Пикабу, большая часть дорог рисуется по спутниковому снимку, и из­начально никто их на предмет корректности данных не про­верял. При этом оптимальный маршрут при наличии несколь­ких альтернативных путей сле­дования выставляется из прин­ципа экономии километража и времени.

Участок от Кижинги до за­байкальского села Харагун со­гласно картам можно преодо­леть разными способами. Один из них - более длинный путь че­рез Новокижингинск с выездом на федеральную автодорогу «Байкал». Второй - та самая лесовозная дорога, якобы позво­ляющая сократить несколько километров. Для людей, незна­комых с местностью, вполне логичное решение - полностью довериться данным навигатора и позволить ему автоматически выстроить наиболее быстрый путь до пункта назначения. В нашем случае электронный сервис раз за разом выбирает второй вариант, хотя на деле до­рога вообще не предназначена для проезда на легковом авто­транспорте. Более того, навига­тор, по словам Алексея не видит разницы между дорогой посел­кового значения и лесовозной, обозначая обе как грунтовые без всяких примечаний и тем самым вводя в заблуждение не­задачливых автомобилистов. В идеале, как считает пострадав­ший, ее нужно вообще стереть с карт, потому что проехать там может лишь специализирован­ная техника.

- Я предложил сотрудникам администрации поставить там предупреждающие знаки или шлагбаум, чтобы никто туда не заезжал, - говорит Алексей. - Но суть в том, что местные знают про эту лесовозную дорогу, и никто через нее и так на обыч­ном транспорте не ездит, тем более - зимой. В основном, это проблема тех, кто ориентирует­ся исключительно по навигато­ру, то есть неместные, проезжа­ющие мимо.

Житель Сулхары Анатолий Попов рассказывает, что ле­совозная дорога до сих пор эксплуатируется: лес заготав­ливают и изредка возят на мощных лесовозах. Ведет она в забайкальское село Гыршелун, где расположена одноименная станция и есть тупик.

- Навигатор врет. В летний период на УАЗике еще можно как-то добраться, перебраться, а зимой, если нужно в Забайка­лье, то через Новокижингинск на станцию Бада, - объясняет Анатолий.

Что делать?

Как повлиять на работу на­вигатора, чтобы он выстраивал путь, руководствуясь критерия­ми безопасности?

Ответ дают сами разработ­чики. Например, у Яндекса есть специальный сервис «Народная карта». Благодаря ему любой пользователь может внести из­менения в маршрут: указать, что состояние дороги не под­разумевает проезд на легковом авто, в целом исправить какие- то ошибки на карте. О несоот­ветствиях или дополняющих нюансах можно сообщить также в специальном приложении для мобильных устройств. В свою очередь, разработчики в ответ могут попросить уточняющую информацию, фотографию места. В случае прохождения модерации пользовательские данные вносятся в Яндекс.Кар­ты. Как показывает практика, сервис пока не очень широко известен, большинство автолюбителей о нем практически не знают. Другая сложность - обработка изменений в картах может занять неделю, если не больше. Точные сроки никто не гарантирует.

В Google Maps всегда есть возможность обратиться в службу поддержки, указать, что по такой-то дороге проехать невозможно. В интернет-обсуждениях люди рассказывают про собственный опыт переноса на карте автобусных остановок, изменения поворотов, которые в итоге появились на общедо­ступных картах, сделав проезды более удобными.

Но кто возьмет на себя эту работу? Местные жители, хоро­шо осведомленные о пробле­ме, и так знают об опасности и предпочитают ездить другим путем. Так и получается, что в невыгодном и положении остаются проезжающие мимо путешественники. Именно они ри­скуют поплатиться здоровьем, а то и жизнью за несовершенство навигационных систем. Пред­сказать наверняка, кто и когда может угодить в эту ловушку снова, практически невозмож­но. А действовать нужно бы­стро, чтобы не допустить траге­дии.

Дороги из Кижинги в Читу - по данным навигаторов Яндекс.карты и Googlemaps:

1) Кижинга - Сулхара - развилка перед Хуртэем - Харагун - Могзон - Чита - 330 км (именно этот опасный путь Алексею указал навигатор, на нем же - лесовозная дорога).

2) Кижинга - Новокижингинск - Бада - Харагун - Могзон - Чита - 390 км.

3) Кижинга - Новокижингинск - Бада - по федеральной автодороге «Байкал» - Чита - 440 км.

Что нужно знать?

Следует помнить, что навигатор - это не всезнающая ма­шина, а лишь помощник водителя со своими недостатками и достоинствами. В любом навигаторе, если дорога проложена, то он ее будет использовать. Если вам предстоит длительный путь по незнакомой местности, вдали от федеральной трассы, то лучше не надеяться на бездушный механизм и лишний раз перестраховаться: самому открыть снимки со спутника, увидеть расположение асфальтированной дороги, которую отлич­но видно. Приехав на место, желательно поинтересоваться у местного населения о состоянии близлежащих дорог, особенно зимой. Простые действия позволят сохранить ваше здоровье, время и нервы.

Автор: Антон ИРШУТОВ