Власть 16 янв 2020 4510

​Непростой путь местного самоуправления в Бурятии

Цыденжап Батуев

О том, что сделано и пред­стоит сделать в сфере по улучшению работы на местах, корреспондент газеты «Бурятия» попросил рассказать депутата Народного Хурала РБ нескольких созывов, доктора исторических наук Цы­денжапа Батуева.

- Цыденжап Бимбаевич, что было сделано за послед­ние годы в рамках реформи­рования местных органов са­моуправления и чем вызван интерес в этом году со сторо­ны федеральной власти?

- В Послании Федерально­му Собранию РФ Президента страны в 2013 году положено начало очередному этапу ре­формирования местного самоуправления страны и постав­лена задача развития сильной, независимой, финансово-состоятельной власти на местах. При этом местная власть долж­на быть устроена так, чтобы лю­бой гражданин мог дотянуться до нее рукой. Затем последова­ла беспрецедентная по масшта­бам и содержанию работа по анализу правоприменительной практики законодательства по местному самоуправлению. Очень большую работу прове­ли Общероссийский конгресс муниципальных образований, Всероссийский совет по мест­ному самоуправлению, прошел съезд муниципальных образо­ваний страны и Госсовет, выра­ботаны комплексные предло­жения по внесению изменений в Федеральный закон № 131 «Об организации местного са­моуправления в Российской Федерации», а субъектом законодательной инициативы выступил Президент Владимир Путин.

- Назовите основополага­ющие изменения, имеющие особое значение?

- По итогам принятых из­менений в законодательство двухуровневая модель органи­зации местного самоуправле­ния теперь распространяется на крупные городские округа, и в результате появляются два новых вида муниципальных образования: городской округ с внутригородским делени­ем и внутригородской район. Следующее принципиальное изменение - это вариант фор­мирования представительного органа муниципального рай­она, когда в состав райсовета делегируют глав поселений и депутатов сельских советов. То есть как таковых выборов де­путатов районного совета не проводят, что позволяет уси­лить взаимодействие органов местного самоуправления вну­три муниципального района в вопросах формирования и распределения финансовых средств консолидированного муниципального бюджета и, с другой стороны, уменьшить последствия законодательно утвержденного положения о неподчиненности главы сель­ского поселения главе муници­пального района. Существен­ное изменение перетерпел способ формирования кон­курсной комиссии по подбо­ру кандидатур на должность руководителя районной адми­нистрации. Если раньше поло­вину состава комиссии от реги­ональной власти формировали Глава и законодательное собра­ние региона, то по результатам внесенных изменений - только руководитель субъекта.

- 131-ФЗ - один из самых обсуждаемых, и зачастую критикуемый в обществе. А какая законотворческая работа предшествовала его принятию?

- Законодательным началом становления МСУ в современ­ной России стал принятый в апреле 1990 года Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Следующим нормативным правовым актом стало принятие в июне 1991 года Закона РСФСР «О местном само­управлении в РСФСР». Второй этап становления МСУ опреде­лен Указом Президента РФ от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов вла­сти и органов местного в РФ». В октябре того же года вышел Указ Президента РФ «О рефор­ме местного самоуправления в Российской Федерации», ко­торым утверждено Положение об основах организации МСУ в Российской Федерации на пери­од поэтапной конституционной реформы. И в декабре 1993 года Конституция РФ провозгласила признание и гарантирование местного самоуправления. Не­обходимо отметить, что МСУ названо одним из основ консти­туционного устройства страны. Президент подчеркивает, что необходимо добиваться уси­ления эффективности и ответственности в действиях госу­дарственной и местной власти. Если сказать одним словом - пу­бличной власти.

- Здесь, по всей видимо­сти, есть тонкости понятий­ного аппарата: публичная, государственная - федераль­ная и региональная и еще местная, муниципальная власть?

- Это не проблемы понятий­ного аппарата, хотя формально можно и так интерпретировать. Здесь, на мой взгляд, гораздо сложнее. Потому что в реаль­ной жизни гражданам страны неважно, по чьей вине социаль­но-бытовые проблемы: отсутствие необходимого дорожного покрытия и ритмичной работы общественного транспорта, мест в детсадах и образовательных учреждениях годами не решаются, а медицинское обслуживание оставляет же­лать только лучшего. И за все это ответственна власть, а феде­ральная, республиканская или районная - гражданам некогда и незачем детально разбираться.

- Тогда эта проблема боль­ше законодательного харак­тера?

- В положении статьи 12 Основного закона страны го­ворится, что местное само- управление не входит в систе­му органов государственной власти, в перспективе это не могло не сказаться на функци­онировании всей системы пу­бличной власти государства. И поэтому не нужно забывать, в какое время, в каких непростых исторических условиях прини­малась Конституция 1993 года. Произошла смена обществен­но-экономической формации, менялась не только идеологи­ческая основа государства и общества, но и экономическая. Проще сказать, весь привыч­ный уклад жизнеобеспечения повседневной жизни граждан от государственного - обще­народного в лице местных советов и районных исполни­тельных комитетов, трансфор­мировался в нынешнюю орга­низацию власти с делением на федеральную, региональную и муниципальную.

А текущая деятельность ор­ганизаций бюджетной сферы, которая в прежнее время во многом функционировала бла­годаря постоянной поддержке со стороны колхозов, совхозов, промышленных предприятий - со временем, в процессе приватизации, лишилась и этого. Кто сам не работал в тот пери­од в зарождающейся системе местного самоуправления, тому все это сложно предста­вить. И в то же время не только в экспертном сообществе по местному самоуправлению, но и в законодательных органах федерального и регионального уровней определенный пери­од шла дискуссия - «местное са­моуправление - это публичная власть?», «глава района - это ор­ган или физическое лицо?». А на местах было не до того, нужно было решать не только текущие проблемы, но и рассматривать и решать вопросы на перспективу. Поэтому становление и развитие МСУ в нашей стране за эти годы прошло непростой путь. Достаточно вспомнить, что со времени принятия в ок­тябре 2003 года Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоу­правления в Российской Феде­рации» в него 143 раза вносили изменения.

На всех уровнях власти еще предстоит интересная и от­ветственная работа по поиску вариантов решения проблемы повышения эффективности пу­бличной власти.

- Владимир Путин на про­шедшей пресс-конференции поставил задачу повышения эффективности публичной власти. Что, на ваш взгляд, можно предпринять для ре­шения этой задачи?

- На мой взгляд, было бы целесообразно рассмотреть возможность установления и совершенствования механиз­ма «сквозных компетенций», то есть не предметы ведения перераспределять, а грамотно распределить компетенции. Например, в образовании - образовательные учрежде­ния должны быть объектом совместной ответственности государственного управления и местной власти. При этом назначение руководителей - за государственным уполно­моченным органом в области образования - министерством образования и науки по согла­сованию с соответствующим муниципалитетом. Потому что нельзя в отдаленных районах, небольших поселениях данные коллективы полностью выво­дить из зоны ответственности муниципалитета.

- 25 лет система местного самоуправления, как само­стоятельный уровень вла­сти, действует в нашей стра­не. Достаточный ли это срок для наладки безупречно функционирующего власт­ного механизма на уровне прямого взаимодействия на­селения и власти?

- Сложно сказать. Тем более с такими особенными законо­дательными положениями во взаимоотношениях с государ­ственной властью. Но реальная жизнь всегда богаче и сложнее, и как сказал классик - «Теория, мой друг, сера, но вечно дре­во жизни». И когда Президен­том ставится задача достичь в повседневной жизни россиян реальных и стабильных изме­нений к лучшему, одним из ос­новных путей достижения этой цели будет дальнейшее совершенствование деятельности всей системы публичной вла­сти государства.

- Спасибо за интервью.

Фото из открытых источников

Автор: Иван ПОДБЕРЕЗКИН

Читайте также