Цыденжап Батуев
О том, что сделано и предстоит сделать в сфере по улучшению работы на местах, корреспондент газеты «Бурятия» попросил рассказать депутата Народного Хурала РБ нескольких созывов, доктора исторических наук Цыденжапа Батуева.
- Цыденжап Бимбаевич, что было сделано за последние годы в рамках реформирования местных органов самоуправления и чем вызван интерес в этом году со стороны федеральной власти?
- В Послании Федеральному Собранию РФ Президента страны в 2013 году положено начало очередному этапу реформирования местного самоуправления страны и поставлена задача развития сильной, независимой, финансово-состоятельной власти на местах. При этом местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой. Затем последовала беспрецедентная по масштабам и содержанию работа по анализу правоприменительной практики законодательства по местному самоуправлению. Очень большую работу провели Общероссийский конгресс муниципальных образований, Всероссийский совет по местному самоуправлению, прошел съезд муниципальных образований страны и Госсовет, выработаны комплексные предложения по внесению изменений в Федеральный закон № 131 «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации», а субъектом законодательной инициативы выступил Президент Владимир Путин.
- Назовите основополагающие изменения, имеющие особое значение?
- По итогам принятых изменений в законодательство двухуровневая модель организации местного самоуправления теперь распространяется на крупные городские округа, и в результате появляются два новых вида муниципальных образования: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Следующее принципиальное изменение - это вариант формирования представительного органа муниципального района, когда в состав райсовета делегируют глав поселений и депутатов сельских советов. То есть как таковых выборов депутатов районного совета не проводят, что позволяет усилить взаимодействие органов местного самоуправления внутри муниципального района в вопросах формирования и распределения финансовых средств консолидированного муниципального бюджета и, с другой стороны, уменьшить последствия законодательно утвержденного положения о неподчиненности главы сельского поселения главе муниципального района. Существенное изменение перетерпел способ формирования конкурсной комиссии по подбору кандидатур на должность руководителя районной администрации. Если раньше половину состава комиссии от региональной власти формировали Глава и законодательное собрание региона, то по результатам внесенных изменений - только руководитель субъекта.
- 131-ФЗ - один из самых обсуждаемых, и зачастую критикуемый в обществе. А какая законотворческая работа предшествовала его принятию?
- Законодательным началом становления МСУ в современной России стал принятый в апреле 1990 года Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Следующим нормативным правовым актом стало принятие в июне 1991 года Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Второй этап становления МСУ определен Указом Президента РФ от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов власти и органов местного в РФ». В октябре того же года вышел Указ Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», которым утверждено Положение об основах организации МСУ в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. И в декабре 1993 года Конституция РФ провозгласила признание и гарантирование местного самоуправления. Необходимо отметить, что МСУ названо одним из основ конституционного устройства страны. Президент подчеркивает, что необходимо добиваться усиления эффективности и ответственности в действиях государственной и местной власти. Если сказать одним словом - публичной власти.
- Здесь, по всей видимости, есть тонкости понятийного аппарата: публичная, государственная - федеральная и региональная и еще местная, муниципальная власть?
- Это не проблемы понятийного аппарата, хотя формально можно и так интерпретировать. Здесь, на мой взгляд, гораздо сложнее. Потому что в реальной жизни гражданам страны неважно, по чьей вине социально-бытовые проблемы: отсутствие необходимого дорожного покрытия и ритмичной работы общественного транспорта, мест в детсадах и образовательных учреждениях годами не решаются, а медицинское обслуживание оставляет желать только лучшего. И за все это ответственна власть, а федеральная, республиканская или районная - гражданам некогда и незачем детально разбираться.
- Тогда эта проблема больше законодательного характера?
- В положении статьи 12 Основного закона страны говорится, что местное само- управление не входит в систему органов государственной власти, в перспективе это не могло не сказаться на функционировании всей системы публичной власти государства. И поэтому не нужно забывать, в какое время, в каких непростых исторических условиях принималась Конституция 1993 года. Произошла смена общественно-экономической формации, менялась не только идеологическая основа государства и общества, но и экономическая. Проще сказать, весь привычный уклад жизнеобеспечения повседневной жизни граждан от государственного - общенародного в лице местных советов и районных исполнительных комитетов, трансформировался в нынешнюю организацию власти с делением на федеральную, региональную и муниципальную.
А текущая деятельность организаций бюджетной сферы, которая в прежнее время во многом функционировала благодаря постоянной поддержке со стороны колхозов, совхозов, промышленных предприятий - со временем, в процессе приватизации, лишилась и этого. Кто сам не работал в тот период в зарождающейся системе местного самоуправления, тому все это сложно представить. И в то же время не только в экспертном сообществе по местному самоуправлению, но и в законодательных органах федерального и регионального уровней определенный период шла дискуссия - «местное самоуправление - это публичная власть?», «глава района - это орган или физическое лицо?». А на местах было не до того, нужно было решать не только текущие проблемы, но и рассматривать и решать вопросы на перспективу. Поэтому становление и развитие МСУ в нашей стране за эти годы прошло непростой путь. Достаточно вспомнить, что со времени принятия в октябре 2003 года Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в него 143 раза вносили изменения.
На всех уровнях власти еще предстоит интересная и ответственная работа по поиску вариантов решения проблемы повышения эффективности публичной власти.
- Владимир Путин на прошедшей пресс-конференции поставил задачу повышения эффективности публичной власти. Что, на ваш взгляд, можно предпринять для решения этой задачи?
- На мой взгляд, было бы целесообразно рассмотреть возможность установления и совершенствования механизма «сквозных компетенций», то есть не предметы ведения перераспределять, а грамотно распределить компетенции. Например, в образовании - образовательные учреждения должны быть объектом совместной ответственности государственного управления и местной власти. При этом назначение руководителей - за государственным уполномоченным органом в области образования - министерством образования и науки по согласованию с соответствующим муниципалитетом. Потому что нельзя в отдаленных районах, небольших поселениях данные коллективы полностью выводить из зоны ответственности муниципалитета.
- 25 лет система местного самоуправления, как самостоятельный уровень власти, действует в нашей стране. Достаточный ли это срок для наладки безупречно функционирующего властного механизма на уровне прямого взаимодействия населения и власти?
- Сложно сказать. Тем более с такими особенными законодательными положениями во взаимоотношениях с государственной властью. Но реальная жизнь всегда богаче и сложнее, и как сказал классик - «Теория, мой друг, сера, но вечно древо жизни». И когда Президентом ставится задача достичь в повседневной жизни россиян реальных и стабильных изменений к лучшему, одним из основных путей достижения этой цели будет дальнейшее совершенствование деятельности всей системы публичной власти государства.
- Спасибо за интервью.
Фото из открытых источников