Общество 31 янв 2020 2784

​Прощай, гастарбайтер?..

Трудовые мигранты на одном из рынков Улан-Удэ

С 1 января трудовых ми­грантов в некоторых отрас­лях экономики стало меньше, соответственно, россиян – больше. Кабмин РФ опреде­лил сферы, где иностранцам запрещено или разрешено трудиться, но в рамках допустимых квот, сообщает газета "Бурятия".

Вступившее в силу поста­новление Правительства России от 30 сентября 2019 года призвано регулировать и направлять миграционный поток, вносить коррективы в от­раслевые и региональные на­правления, устранять дисба­ланс.

В приоритете - россияне

Гастарбайтерам запрещено заниматься торговлей лекар­ственными средствами в специ­ализированных магазинах (ап­теках). Теперь мигрантам нельзя торговать на рынках, в ларьках, палатках и вне их. А в таких сферах, как торговля алкоголем, включая пиво, и табаком в специализированных магази­нах иностранцам работать раз­решено, но там их должно быть не больше 15 % от общего числа работников.

Мигрантов «в деятельности в области спорта» не может быть больше 25 %, на сухопут­ном пассажирском и автомо­бильном грузовом транспорте – не больше 26 %, а в сегменте выращивания овощей допусти­мая доля не должна превышать 50 %.

Следующая сфера - строи­тельство - напрямую касается нашей республики. В этом сег­менте экономики допускается задействовать 80 % мигрантов. Но тут ситуация иная: ограниче­ния на применение иностран­ной рабочей силы сняты для некоторых регионов, включая Бурятию. По мнению экспертов, норма лимита не распространя­ется на нашу республику пото­му, что у нас идет строительство горнодобывающих и лесопере­рабатывающих предприятий, реконструкция БАМа и Трансси­ба, то есть трудовые мигранты нужны на крупных федераль­ных и региональных стройках.

По мнению советника Гла­вы Бурятии по экономическим вопросам Алдара Бадмаева и начальника отдела по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции МВД по РБ Василия Долганова, введе­ние ограничений на количество трудовых мигрантов направ­лено на то, чтобы, с одной сто­роны, дать возможность трудоустроиться гражданам России и решить проблему безработицы в стране. С другой стороны, в сфере строительства эти огра­ничения сняты, чтобы решать серьезные задачи в области строительства по инфраструк­турным, инвестиционным про­ектам, и в целом поддерживать более благоприятную ситуацию на рынке труда, чтобы не соз­давать проблем по реализации инвестпроектов, в том числе в рамках ДФО (это строительство промышленных объектов, школ, детсадов и т.д.). Алдар Бадмаев положительно относится к тому, что гастарбайтерам запрещено работать в аптеках и на рынках, потому что в этих сферах, в отличие от строительства, нужно задействовать максимальное количество местных жителей.

Советник Главы Бурятии Алдар Бадмаев:

- С одной стороны, строительство ин­фраструктурных объектов - разовые про­екты, с другой - существуют долгосрочные тренды, в частности, в ДФО снижается став­ка по ипотечным кредитам до 2 процентов. И это неизбежно подтолкнет строительную отрасль в наших регионах. Соответственно у нас возникает острый дефицит в рабочих кадрах. При этом мы понимаем, что местное население не­охотно идет туда, где тяжелый физический труд. И тут жест­кие ограничения по количеству трудовых мигрантов могут создать проблемы для реализации задач, стоящих перед ре­спубликой. Общаюсь со строительными компаниями и могу сказать, что без иностранной рабочей силы строительные проекты они «вытянуть» не смогут.

Группы соотечественников

Правительственное поста­новление об установлении до­пустимой доли иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности – ежегодный документ, и уже несколько лет в такие сферы, как, например, торговля лекар­ствами в аптеках республики, иностранную рабочую силу не привлекают.

- Считаю правильным, что для Бурятии в плане простых рабочих специальностей нет ограничения для трудовых ми­грантов в сфере строительства, - высказал свою точку зрения де­путат НХ РБ Анатолий Кушнарёв. - Вместе с тем нужно перестро­ить нашу систему образования и восстановить недостающее количество квалифицирован­ных рабочих по строительному направлению. А что касается выращивания овощей, других направлений сельского хозяй­ства, квоту на мигрантов дей­ствительно надо снижать: у нас очень много свободной рабо­чей силы в сельской местности. Недавно я был в Бичуре. Там некоторые сельчане без рабо­ты - кто тайгой живет, кто дрова возит. А могли бы трудиться на постоянной работе, например, в кооперативах, на сельхозра­ботах. Таким образом можно остановить отток сельского на­селения в город. Миграция из сел до сих пор продолжается. Это бомба замедленного дей­ствия: на селе может не остать­ся трудоспособного населения, и демографическая ситуация резко ухудшится. А что касается остальных направлений эконо­мики, считаю, надо закрыть эту тему и дать возможность пере- учить своих людей, то есть на­ших соотечественников.

По мнению Кушнарёва, для Бурятии интересны две группы соотечественников. Во-первых, шэнэхэнские буряты. Они в свое время просились вернуться в Бурятию, но у них было условие - чтобы им предоставили не­сколько тысяч гектаров земли, например, в Джидинском районе. Но там столько свободной земли не нашлось. Во-вторых, старообрядцы Южной Америки.

- Мы показали им наши усло­вия, и им, вроде, все понрави­лось. Но опять же эти условия оказались для них жестковаты­ми. А вот в Амурскую область переселяется партия северо- американских староверов, по­тому что они в Южной Америке привыкли выращивать сою, а в этом регионе для этого есть все условия. У нас в Бурятии программа по переселению соотечественников немного буксует, - говорит Кушнарёв. - Можно было бы поработать с этими двумя группами, создать им у нас, помимо федеральных, свои региональные дополни­тельные условия. По большому счету, они - работяги. Шэнэхэн­цы и старообрядцы из дальнего зарубежья могли бы стать при­мером для наших сельчан, как надо жить и работать в сельской местности в рыночных услови­ях.

Депутат НХ РБ Анатолий Кушнарёв:

- Ситуация в республике по трудовым ми­грантам довольно сложная: не хватает рабо­чих специальностей. Я проводил несколько ремонтов у себя дома: приходилось при­влекать узбекских рабочих. Они делают все хорошо, качественно, но это – иностранные граждане. А хотелось, чтобы такие работы – и в частном секторе, и на предприятиях - осуществляли наши граждане. Система профтехобразования в 90-е годы развалилась, пострадала, и мы это наблюдем. Не­давно, выезжая на авиазавод, где не хватает высококвалифи­цированных рабочих рук, мы видели, что там восстановили авиационный техникум.

Квота на РВП

Зампредседателя РОО «Кыргызский культурный центр «Ала-Тоо» в Бурятии Алымбек Абжамилов в интервью нашей газете сказал, что с введением ограничений на использова­ние иностранной рабочей силы граждане Кыргызстана, кото­рые трудятся в нашей республи­ке, проблем не испытывают. Их нельзя считать гастарбайтера­ми, поскольку Кыргызстан вхо­дит в состав Евразийского эко­номического Союза (ЕАЭС), что дает право киргизам работать в России на основании трудового договора - без разрешения и па­тента. Абжамилов пояснил, что порядка 70 % его земляков име­ют российское гражданство или у них родственники - граждане России.

И еще об ограничениях для трудовых мигрантов. Недавно МВД по РБ проинформирова­ло, что на 2020 год для Бурятии установлена квота в размере 650 разрешений на временное проживание (РВП) в России.

- Последние три года Пра­вительство Бурятии для при­оритетного трудоустройства граждан республики проводит политику по снижению квоты на РВП в Российской Федерации, - пояснила замначальника отдела разрешительно-визовой ра­боты Управления по вопросам миграции МВД по РБ Марина Дашиева. - Кроме положитель­ной динамики по получению гражданства РФ, это позволило увеличить сборы в республи­канский бюджет по патентам, выдаваемым иностранным работникам. Если в 2016 году сумма поступлений в бюджет по патентам составила 33,7 млн рублей, то в 2018-м - 59,4 млн, а в 2018-м - 81,3 млн рублей.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также