Общество 14 фев 2020 1964

​Почему учителя Бурятии не стремятся становиться классными руководителями

В январе в Послании Фе­деральному Собранию Пре­зидент Владимир Путин рассказал о грядущей ежеме­сячной выплате за классное руководство для учителей школ, сообщает газета "Бурятия".

Она составит не менее 5 тысяч рублей и будет финансироваться из федерального бюджета. Мнение педагогов нашей республики по поводу предложения разде­лилось - от сдержанно положи­тельных до резко пессимистич­ных.

- Деньги лишними никогда не бывают, но это, скорее, под­держка, а не компенсация за ту работу в качестве классно­го руководителя, которую нам приходится выполнять. Вряд ли это решит основную проблему – недостаток кадров. Слишком уж системные пробелы в обра­зовательной политике накопи­лись. Но то, что такие выплаты будут – это хорошо, - говорит учитель английского языка одной из пригородных школ Улан-Удэ Анна П.

Инициативу предлагается ввести уже с 1 сентября этого года и выплачивать деньги до­полнительно к уже имеющим­ся региональным выплатам по этому направлению. Президент подчеркнул, что классные ру­ководители выполняют еже­дневную работу, связанную не только с обучением, но и воспи­танием детей, что должно оце­ниваться должным образом.

Минпросвещения уже подготовило проект поста­новления правительства. Согласно ему на ежемесячные вы­платы классным руководителям в этом году планируется напра­вить 24,5 млрд рублей. В 2021 и 2022 годах сумма составит уже 73,5 млрд. Итого - 170 млрд ру­блей за три года.

За всё сразу

Мы обратились к учителям Улан-Удэ и выяснили, что вхо­дит в круг их обязанностей. По­мимо непосредственного кура­торства над классом, решения проблем отдельных учеников по учебе и дисциплине, прове­дения классных часов, координации различных мероприя­тий, в его функции также входит и огромное количество другой работы: отчеты по классному руководству, ведение элек­тронного журнала, социально­го паспорта, сопровождение проблемных детей, личных дел, отчёты по питанию и работа с банковскими картами, по за­нятости во внеурочное время, о проведенных мероприятиях по направлениям, диагности­ки, сопровождение итоговой аттестации, составление харак­теристик и многое другое. Зачастую на учителей ложатся и со­всем «непрофильные» функции вроде агитации родителей на выборы, обслуживания воен­коматов, поликлиник.

Таким образом, классный руководитель должен быть начеку 24 часа в сутки без вы­ходных, нести ответственность за своих учеников не только в здании школы, но и за ее пре­делами. Любое происшествие даже во внеурочное время за­ставляет их отложить свои дела и заниматься проблемами уче­ника, а порой и целой семьи. В случае ЧП первыми за это спро­сят именно с учителей, говорят сами педагоги.

Немаловажный аспект ра­боты – взаимодействие с роди­телями учеников. Бывает, что некоторые из них не поддержи­вают требования школы, ведут себя неуважительно.

- По мнению некоторых ро­дителей, мы получаем за это деньги, поэтому обязаны вос­питать детей людьми с «боль­шой буквы», привить высокие моральные качества, но при минимуме беспокойства со сто­роны самих родителей, - гово­рит Анна П.

Зарплата учителя – давняя больная тема сферы образова­ния. Согласно требованиям, она должна быть не ниже уровня средней по экономике региона. В зависимости от благополучия субъекта, могут идти доплаты бюджетникам, различные реги­ональные коэффициенты, в том числе «северные», учитываться множество других факторов.

- Радостно, что на высшем уровне подумали о классных руководителях. 5 тысяч – это весомые деньги для многих учителей, особенно в Бурятии. Реальная зарплата основной массы педагогов часто не до­ходит и до 30 тысяч, причем за полторы ставки, - добавляет Анна.

Что касается грядущей при­бавки, то учителя полагают, что в итоге она получится меньшей, чем сейчас заявлено, так как из этой суммы будет необходимо вычесть налог в 13 %. Другой вопрос – пока еще не совсем понятно, как эти 5 тысяч будут рассчитываться – в виде от­дельной выплаты или из расче­та на «ученическую голову». По словам опрошенных педагогов, за классное руководство сейчас платят именно так.

- За 25 учеников платят 1000 рублей. Если их меньше, то вычитают, если больше, то не прибавляют. В абсолютном большинстве городских школ в классах давно нет 25, во всех около 35, - рассказала другой педагог и добавила. – По по­воду грядущей надбавки во­одушевленности у моих кол­лег-учителей нет вообще. Всем понятно, что за эти с деньги с нас будут драть три шкуры. Учителя не хотят быть класс­ными руководителями, потому что это огромная ответствен­ность за всё.

По мнению других учите­лей, надбавка может стать до­полнительной мотивацией для молодых педагогов, которые обычно неохотно берутся за классное руководство.

- Еще не работаю, выпускни­ца педагогического института, учусь в магистратуре, - говорит будущий учитель начальных классов Екатерина М. - Считаю, что надбавка будет стимулом идти работать в школу после вуза. Вообще, любая надбавка - это неплохо.

Более опытные учителя по­нимают, что классное руковод­ство влечет за собой, помимо затрат времени и сил, также обязанность вести дополнительную документацию.

Как быть?

На данный момент, по сло­вам, зампредседателя Общероссийского профсоюза обра­зования Татьяны Куприяновой, ни в законе об образовании, ни каком-то другом федеральном документе не прописаны обя­занности классного руководи­теля. Поэтому вслед за единой федеральной выплатой следу­ет, по ее мнению, рассмотреть и утвердить единый перечень работ, которые может выпол­нять классный руководитель.

По мнению ректора Бурят­ского республиканского ин­ститута образовательной политики (БРИОП) Владимира Цыренова, титанический труд классных руководителей, безусловно, должен оцениваться по достоинству.

- В этом плане надбавка в 5 тысяч рублей обратит вни­мание общественности к вос­питательному аспекту дея­тельности учителей. Конечно, сейчас ситуация сложная, учи­теля стараются отказаться от классного руководства из-за большой нагрузки и необходи­мости вести отчетность. Повто­рюсь, новая доплата пойдет за воспитательную работу как не­кая попытка поднять ее статус. Разом это не решит проблему уровня культуры и воспитания подрастающего поколения, так как причины намного сложнее. В условиях этой перегружен­ности следует рассматривать и другие решения организа­ции школ, например, выделять отдельную ставку для воспи­тателей, апробировать эти технологии на некоторых об­разовательных организациях, - прокомментировал Владимир Цыренов.

Такого рода предложения звучат и в других регионах, где учителя уже не могут справ­ляться со всеми возложенными на них обязанностями в свя­зи с классным руководством. Если говорить о введении от­дельной ставки воспитателя, то эти плоды его работы могут стать даже более эффектив­ными, нежели в случае, когда ею занимается педагог вкупе с учебной нагрузкой. В первую очередь, это не должен быть учитель-предметник, челове­ка полностью освобождают от всех обязанностей, кроме классного руководства. И отве­чать он может не за один класс, как мы привыкли, а, допустим, за всю параллель. В этом случае с него можно будет спрашивать за выполнение планов по вос­питательной работе, проведе­ние регулярных общеклассных мероприятий. Такой классный руководитель может присут­ствовать на уроках, наблюдать за детьми, все свое рабочее время посвящать им.

Цифры и факты:

По данным минпросвещения РФ, все­го в школах России более 838 тысяч клас­сов, в которых обучается более 16,5 млн школьников. По состоянию на прошлый год, в общеобразовательных учреждени­ях работало 1,3 млн учителей, из них молодых специалистов (до 29 лет) - около 5,5 %. Кадровый дефицит в регионах по отрасли – при­мерно 10-11 %. К 2020 году прогнозировалась нехватка в 18 тысяч педагогов.

Фото: nro.center.ru

Автор: Антон ИРШУТОВ