Блоги 19 фев 2020 3006

​«Скошенная» отрасль: как в Кабанском районе Бурятии выращивали промышленную коноплю

Конопля изображена даже на Фонтане дружбы народов на ВДНХ, открытом в 1954 году и ставшем символом выставки. Сам фонтан представляет собой сноп-цветок из колосьев, подсолнухов и конопли.

10 февраля на официальном ин­тернет-портале правовой информа­ции Правительства РФ появилось лю­бопытное постановление. Коноплю разрешили культивировать в про­мышленных, медицинских и ветери­нарных целях, сообщает газета "Бурятия". 

Социальный статус этой сельскохо­зяйственной культуры оказался до того подмоченным, что новость наделала много шума. А речь в поста­новлении - не о дикорастущей конопле, а о промышленной или культурной, в которой содержание алкалоидов тетра­гидроканнабинола (ТГК) не более 0,1 %.

Для победы

У нас в республике, оказывается, воз­делывали промышленную коноплю. Ветеран бурятской журналистики Даржана Целовальникова из Кабанского района рассказала, что этой сельскохозяйствен­ной культурой занимались в артели имени Кирова в селе Степной Дворец.

- Мама Федосья Александровна, в девичестве Суворова, рассказывала, что в годы войны высаживали большие площади конопли. Ее пололи, поливали, таская воду из поймы, русла протоки Се­ленги. Воду возили в бочках на лошади или на быках. Дети, женщины и старики трудились не покладая рук. Радовались урожаю конопли. Она вырастала выше человеческого роста. Под руководством бригадира Прокопия Бабкина коноплю скашивали, затем женщины укладывали стебли в реку, чтобы вымочить. После этого конопля становилась прочной. Затем ее сушили, увозили в гумно, в ам­бары, а потом чесали и вили из нее ве­ревки. Уполномоченные из района при­нимали и увозили конопляные веревки, скрученные в большие клубки. Всем засчитывали трудодни. Так моя мама, де­вочка 12-13 лет, стала труженицей тыла в 90-е годы. Светлая память нашим мамам! Возделывание конопли – только один из видов работ детей войны и тружеников тыла, - сообщила Даржана Захаровна.

Тогда из стеблей конопли вили от­личные веревки, а из семян выжимали масло.

- Мама вспоминала, что конопляное масло получалось зеленоватого цвета. Оно было душистое и сытное. Горячую вареную картошку поливали конопля­ным маслом и ели, его добавляли в ква­шеную капусту. Никто не думал коноплю курить. Вообще не знали, что это такое, - говорит она.

Артели имени Кирова уже нет в по­мине. Позже ее конопляные поля засева­ли другими сельхозкультурами. Тогда, в годы войны, возможно, это была вынуж­денная мера, потому что территории, где возделывали коноплю, оказались под оккупацией фашистов. А на фронте потребность в веревках была – грузы перевозить, полушубки перевязывать, например. Тогда же в артели, по словам Даржаны Целовальниковой, для фронта сеяли еще и табак.

- Хозяйство, по всей видимости, пе­ревели на военные рельсы. А после войны свернули производство конопли и табака, - считает ветеран.

Традиционная культура

В западных регионах России конопля всегда была традиционной культурой. Специалисты говорят, что из нее мож­но изготовить до 25 тысяч видов самых разных изделий. В дело идут и корешки, и вершки. Из семян делают кашу, муку, молоко, масло, йогурт и другие пище­вые продукты. Коноплю используют для получения самых прочных тканей, ве­ревок, канатов. Говорят, что даже в деле обороны страны это растение ценно, потому что из него получается хороший порох.

Было время, когда наша страна зани­мала первое место в мире по посевам конопли, теперь на долю России прихо­дится около 1 %. А лидером в этой сфере стал Китай. Там даже собираются одеть армию в одежду из конопляной ткани. Пока это только белье, носки-трусы, но уже цель поставлена - весь набор фор­мы производить из конопли.

Как же получилось так, что мы утра­тили традиционную культуру? К 90-м годам фактически культивировать ко­ноплю в промышленных объемах стало незаконно в России. Реально разрешили это делать лишь в 2010 году отдельным федеральным законом. Но люди боя­лись. Этому способствовало несколько фактов. Главный - любители «травки» повадились наведываться на колхозные поля. А из-за этого у аграриев появились проблемы с законом. Затем – для уборки конопли нужна специальная техника. Ее в России не производят.

Тем не менее, в РФ есть своя ассоци­ация коноплеводов, куда входят специалисты и ученые.

Неудачный эксперимент

Попытка культивировать коноплю предпринималась в Бурятии в 2013 году под кураторством минсельхоза РБ и кон­тролем антинаркотической комиссии. Тогда посадили культурную коноплю в местности Нарын Заиграевского района. Посадочным материалом стал каннабис, который не содержит алкалоидов ТГК. Научным сопровождением эксперимен­та занимались ученые БНЦ. На этом опыт посева свернули, потому что инноваци­онная конопля выросла с содержанием наркотических веществ.

- Специалисты говорят, что в наших условиях техническая конопля вырастает с высоким содержанием каннаби­ноидов. Плюс она провоцирует рост дикорастущей конопли на том же поле. У семян конопли крепкая оболочка и может лежать в земле долгие годы. Они распространены на значительной территории Бурятии. При наступлении благоприятных условий, да еще и при распашке земли дикорастущая конопля начинает всходить и среди технической конопли, - прокомментировал в Фейсбу­ке ректор БГСХА Галсан Дареев.

Игра стоит свеч

- Если подобрать земли, участки, где нет поблизости дикорастущей ко­нопли, к примеру, в Курумкане, и пред­варительно сделать классический пар с отвальной вспашкой, двойкой, 2-4 культивациями, как мы делали раньше, а по ходу вегетации – ручную сорто­вую прочистку, а также окрестности, то будет нормально. Думаю, выращивать можно. И игра будет стоить свеч, - таким мнением в полемике ученых поделился руководитель Россельхозцентра по РБ Намжил Мардваев.

Он считает, что со снятием запрета в Бурятии открываются перспективы при­влечь инвесторов федерального мас­штаба.

- В других регионах все забито выра­щиванием высокомаржинальных куль- тур, как подсолнечник, кукуруза, са­харная свекла. Нет условий для ее возделывания, а также огромных пу­стующих земель, как у нас. По засухо- устойчивости конопля, думаю, превос­ходит даже суданку, - рассказал Намжил Мардваев.

В то же время он признался, что его мучают опасения насчет возможной вспышки наркомании в республике, осо­бенно среди молодежи.

«Запретный плод всегда сладок, а в небольшом количестве каннабинол (наркотическое вещество) все равно будет содержаться в промышленной конопле. А если заниматься ею, то надо начинать с опытно-исследовательских работ по технологии ее возделывания в условиях Бурятии», - написал Мардваев у себя на странице в Фейсбуке.

Председатель Ассоциации конопле­водов РФ Юлия Дивнич советует перед посевом прийти в местные органы вну­тренних дел, поздороваться-познако­миться, предупредить о своих планах.

- Отрасль не требует получения до­полнительных лицензий. В принципе, выращивание конопли - это обычное сельское хозяйство, но с небольшой оглядкой на правоохранительные орга­ны. По закону алгоритм действий такой: вы приобретаете легальные в России се­мена ненаркотической конопли, внесен­ные в Реестр селекционных достижений, и сообщаете Россельхознадзору, где и сколько посеяли. А они уже уведомляют МВД, что на их территории теперь есть поля с коноплей. После этого полицей­ские должны три раза к вам прийти в течение вегетативного периода и вы­борочно взять образцы с поля на про­верку содержания в них допустимого количества ТГК - напомню, не более 0,1 %, - рассказала Юлия Дивнич в интервью «Коммерсанту».

На здоровье

Замначальника отдела растение­водства, механизации и современных технологий минсельхоза РБ Туяна То­дорхоева назвала разрешение на выращивание конопли «попыткой импорто­замещения» в фармацевтике.

- Сейчас действует запрет на ввоз из- за границы медикаментов с наркосодержащими веществами – конопли, того же мака, - пояснила она в эфире АТВ.

Напомним, сегодня в РФ зарегистри­ровано 13 опийных препаратов, девять из которых включены в перечень жиз­ненно важных. Девять из десяти стран, в которых производятся такие закупки, ввели санкции против России.

Вместе с тем чиновник считает, что для Бурятии культура немного забытая, поэтому нужны экспериментальные площадки для изучения сортов, техника для возделывания и уборки. И еще нуж­но определить, для кого выращивать это сырье, где его перерабатывать.

Теперь дело остается за малым – го­спрограммой поддержки отрасли коноплеводства. Тогда, глядишь, у республи­ки появится новый бренд - «Конопля из Бурятии». Не дикорастущая, а промыш­ленная.

Фото: nazaccent.ru

Автор: Светлана НАМСАРАЕВА