Общество 28 фев 2020 2354

​Ложная угроза: школы Улан-Удэ отменили занятия из-за анонимных сообщений о бомбах

У здания школы на всякий случай дежурила карета скорой помощи

26 февраля улан-удэнские школьники вышли на учебу после вынужденных кани­кул из-за карантина. Однако в первый же день учебный процесс прервали из-за мас­совых сообщений «о мини­ровании», сообщает газета "Бурятия".

Школы оперативно оце­пили, на местах рабо­тали полиция, МЧС и медики.

«В школах Улан-Удэ прио­становлены занятия в связи с поступившими сообщения­ми об угрозе жизни детей на электронную почту отдельных школ. Дети эвакуированы согласно инструкции. Сейчас зда­ния образовательных учреж­дений обследуют сотрудники Росгвардии», - сообщили утром в пресс-службе администрации Улан-Удэ.

По словам ответственно­го исполнителя пресс-службы Росгвардии по РБ Юлии Мита­хиновой, взрывотехники обследовали школы и прилега­ющие территории на наличие взрывоопасных веществ и предметов. Группы задержания вневедомственной охраны со­вместно с сотрудниками поли­ции провели эвакуацию детей.

Школьников быстро вывели из зданий, причем некоторые из них даже не успели надеть верхнюю одежду и забрать рюкзаки. Родители узнали об эвакуации из школьных чатов в мессенджерах, дозвонились родным и сами ученики, успев­шие прихватить с собой мо­бильный телефон.

Что же произошло в тот день, рассказал ученик 42-й школы в паблике «Аноним 03». По его словам, сообщение об эвакуации появилось в середи­не второго урока. Ребята поду­мали, что тревога учебная, и в сопровождении учителей бы­стро покинули помещение.

«Выходим, отправляют на стадион, все учителя перепу­ганы, бегают, пересчитывают учеников и ничего не говорят, сами не знают, - пишет школьник. - Прошло уже минут 15, а мы еще ничего не знаем. Уче­ники, забегавшие за куртками, сказали, что в школе задым­ление. Учеников не пускают в школу, только учителя бегают за рюкзаками».

Через некоторое время ребят отправили домой без ранцев, но удостоверившись, чтобы у них при себе были те­лефоны и ключи. Тем, у кого не было денег на проезд, учителя давали из собственного кар­мана. Часть ребят, по словам школьника, осталась до по­следнего ждать свои вещи.

«Все в напряжении, учите­ля, пожарные, полиция. Сказа­ли, что скоро саперы приедут. Часть рюкзаков осталась в шко­ле. Паники не было, все прошло довольно спокойно», - резюми­рует парень.

Ближе к полудню учебные занятия во всех школах города, включая вторую смену, решено было отменить, чтобы не ри­сковать жизнью детей.

Уже ближе к вечеру стало известно, что 27 февраля за­нятия во всех школах Улан-Удэ возобновятся.

- Сотрудники Росгвардии и полиции провели обследо­вание 38 образовательных учреждений (46 зданий), на электронную почту которых пришли сообщения об угрозе жизни детей. В ходе осмотров опасных веществ и предметов не обнаружено, - сообщили в ведомстве.

Взялись за старое

Подобное «минирование» школ произошло в этот же день и в ряде других городов Сибири и Дальнего Востока. Началась очередная волна с Владивостока, где она совпала по времени с антитеррористи­ческими учениями. Сообща­ется, что угрозы также посту­пили в школы Новосибирска, Красноярска, Читы, Иркутска, Хабаровска, Благовещенска и Комсомольска-на-Амуре. В некоторых городах подобная ситуация повторяется уже не одну неделю. В большинстве из них занятия также отменили, однако в Иркутске приняли ре­шение не останавливать учеб­ный процесс.

В целом сообщения о «бом­бах» в общественных местах за последнее время участились. Так, в декабре прошлого года, в январе и в феврале массовые «анонимки» о якобы заложен­ных взрывных устройствах в разных городах поступали не только в школы, университе­ты и детские сады, но и в суды, торговые центры и станции метро. Все это привело к массо­вой эвакуации людей. Ни одно из них, к счастью, в итоге не подтвердилось.

Напомним, что в январе 2019 года стражи порядка по факту анонимного сообщения оцепили центральную площадь в Улан-Удэ и несколько других крупных объектов. В 2017 году массовые эвакуации из-за звон­ков о взрывных устройствах также прошли по всей стране, затронув и Бурятию. Нынешняя волна 2020 года примечательна тем, что источником информа­ции о бомбах стали не аноним­ные звонки, а массовая рассыл­ка на электронную почту.

Тем временем, в распоря­жении СМИ появились тексты сообщений, отправленные в школы Красноярска и Ново­сибирска 26 февраля. Судя по всему, аналогичные письма получили и в Улан-Удэ. Их со­держание практически иден­тичное, меняются лишь имена «террористов» и некоторые подробности, касающиеся вида взрывчатых веществ. При­мечательно и то, что в них не называются конкретные об­разовательные учреждения. Неизменно одно: злоумышлен­ники (или хулиганы) требуют от некой компании «Самбери», чтобы она выплатила им 10 миллионов рублей, в против­ном случае последуют челове­ческие жертвы. Требования о выкупе - новая фишка аноним­ных «террористов».

Кстати, «Самбери» - это на­стоящая компания, управля­ющая сетью супермаркетов в городах Дальнего Востока. В Бурятии и Сибири она не пред­ставлена. Интересно, что око­ло недели назад угрожающее письмо пришло на электрон­ную почту гипермаркета самой компании, расположенного в Биробиджане. Тогда на ме­сте спецслужбы обследовали здание без эвакуации людей. Взрывоопасных устройств не обнаружили.

Зарубежный след?

Сотрудникам спецслужб еще предстоит выяснить, кем являются авторы сообщений и откуда они ведут рассылку.

Как показывает практика, в случае звонков хулиганы ча­стенько используют средства IP-телефонии, которая позво­ляет им вести массовый обзвон с одного или двух источников, при этом скрывая реальный но­мер. Операторы IP-телефонии работают с легально арендован­ными телефонными номерами в разных странах, а спецслуж­бам по запросу отправляют IP-адреса своих абонентов. В ФСБ сообщалось, что прошлые случаи телефонного хулиганства совершались из-за рубежа, в частности, из Украины.

- Если этот IP-адрес ведет на домашний компьютер - все просто. Но при использовании анонимайзеров, VPN и других сервисов, позволяющих скрыть местоположение, необходимо раскрутить всю цепочку ис­пользуемых серверов в разных странах, а это малореально, - цитирует замруководителя лаборатории компьютерной криминалистики компании Group-IB Сергея Никитина газе­та «Коммерсант».

Эксперт советует спецслуж­бам составить список таких те­лефонных шлюзов и перестать реагировать на звонки с них, «как это сделано в законода­тельстве некоторых стран».

На прошлой неделе пред­ставители ФСБ сообщили, что «почтовые террористы» используют пять зарубежных сервисов для массовой рас­сылки сообщений: Tutanota, Protonmail, Startmail, Guerrilla-mail и Cock. Доступ к вышепе­речисленным блокирует Роскомнадзор.

Справка:

Госдума еще в 2017 году ужесточила на­казание по ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), увеличив максимальное наказание по ней с 5 до 10 лет лишения свободы. Так, телефонным террори­стам, сообщившим о ложном минировании больниц, школ, банков, стадионов, торговых центров и других объектов социальной инфраструктуры, по этой статье грозит от 3 до 5 лет тюремного заключения.

В 2018 году вступили в силу поправки к федеральному за­кону «О связи», обязующие операторов блокировать номера телефонных террористов. Однако отключать услуги связи по этому закону они могут лишь по представлению правоохрани­тельных органов, то есть только тем абонентам, которые уже совершили звонки о якобы заложенных бомбах. В случае использования специальных программных средств, скрывающих местоположение хулиганов, сделать это крайне трудно.

Фото из инстаграм-паблика «Весь Улан-Удэ»

Автор: Антон ИРШУТОВ

Читайте также