Общество 28 фев 2020 2060

​Женщины БАМа: стройка века в судьбе Людмилы Бальжинимаевой

С дочерью Алимой

Член Совета ветеранов БАМа, на­гражденная четырьмя юбилейными медалями, заслуженный работник образования РБ. При этом мама и бабушка, всегда поддерживающая огонь в домашнем очаге.

Большая мастерица в готовке, шитье, словом, истинно бурятская женщи­на со всеми тонкостями националь­ного воспитания. Все это - штрихи к био­графии Людмилы Бальжинимаевой, чья судьба неразрывно связана со стройкой века.

Она родилась в селе Угдан под Чи­той. Мама, не обладавшая хорошим здоровьем, после ее рождения полностью ослепла. Понимая, что долго не прожи­вет, молитвами женщина привязала к дочери ангела-хранителя, который, как считает сама Людмила, оберегает ее всю жизнь. Мать упросила сестру мужа Ханду взять ребенка к себе, ее род­ственники прислали девочке в придан­ное ягненка. Ханда же, взяв малышку, в дальнейшем никогда не упоминала о том, что она приемная. Родной матери не стало 7 месяцев спустя.

Окончив 8 классов, Люда поступила на вечернее отделение медучилища в Улан-Удэ и устроилась инструктором в физкультурно-оздоровительный диспансер. Встретила первую любовь и в 19 лет родила сына Олега, однако, счастья с тем человеком не сложилось. Легко было отчаяться, но Люда помнила: ма­мин ангел-хранитель всегда с ней.

В 1977 году из Якутии приехал дво­юродный брат Анатолий с другом Владимиром Бальжинимаевым, родом из Ушарбая Агинского округа. После окон­чания Иркутского гидромелиоративно­го техникума он работал в геологораз­ведывательной партии. Встреча связала молодых людей на всю жизнь. Переехав в Улан-Удэ, Владимир устроился рабо­тать в Управление водного хозяйства, по долгу службы ему приходилось вы­езжать в сельские районы для установ­ки оросительных систем на полях. Им выделили комнату в общежитии, рос сын. Но трудолюбивым, целеустремлен­ным личностям хотелось большего. Они слышали о БАМе, знали, что там идет большая стройка. В райкоме комсомо­ла заявление приняли, но сказали, что путевок нет, а рабочие руки нужны в совхозах и заводах на местах.

Мечты о БАМе

Володя, выходец из села, не чурался никакой работы: выезжал на любые по­левые экспедиции, зарабатывал. Вскоре супруги получили двухкомнатную квар­тиру, родилась дочь. Но мечты о БАМе не покидали. Манили романтика, «ту­маны и запахи тайги», перспективы на будущее. За ходом стройки следили из газет. Вдруг весной 1984 года Владими­ра вызвали в райком и вручили путевку. Легкий на подъем, он быстро собрался и уехал в Северобайкальск.

Баир Балбаров, в то время начальник штаба ЦК ВЛКСМ на Бурятском участке БАМа, в своей книге «Магистраль нашей молодости» пишет о том, как трудно было зачислить ребят из республики в бригаду знаменитого Александра Бон­даря, Героя Соцтруда. Бригадир шел по звездному пути к славе, которая вот-вот его настигнет: близились «золотая» сты­ковка и открытие сквозного движения.

В знаменитую бригаду Владимира все же приняли. Конечно, сыграли роль и грамотно проведенная политработа, и мудрый подход Баира Балбарова и его команды. А может, и молитвы родите­лей и любимой жены. Работать он умел, помогали доброжелательный характер, уважительное отношение к товарищам и чувство юмора. Но трудиться при­шлось всерьез. Качать чугунную «маш­ку» в восемь рук, стыкуя готовые звенья рельсов, забивать стальные костыли, закрепляя их в условиях нестерпимой жары, гнуса или мороза под 40 граду­сов. Уезжая на вахту, мужики запасались мазями и бинтами.

В это время Людмила занималась детьми, вела хозяйство и поддержива­ла «огонь в очаге» в холодном, тесном вагончике, выделенном под жилье, как и у большинства на БАМе. Работала ня­ней в детском саду, затем освободилось место массажиста в железнодорожной больнице.

Приближалась «золотая» стыковка: к главному событию стройки века шли ударными темпами. Однажды к ним домой прибежал представитель профкома с просьбой за ночь вышить на красном бархатном знамени огромны­ми золотыми буквами текст «СМП–581 треста «Нижнеангарсктрансстрой». Ис­колотыми иголкой руками она наутро передала «шедевр» общественному ли­деру. Помогли упорство, чувство долга и уроки мамы Ханды.

Успешно справлялся с работой и глава семейства. В октябре 1984 года состоялась долгожданная стыковка. В Куанде собралось огромное количество людей: начальники всех мастей, репор­теры, строители, жены, дети. Разверну­ли ярмарку-торговлю, речи, ликование, шампанское лилось рекой. После сты­ковки бригадиры прошлись по сквозно­му пути. В семейном альбоме Бальжини­маевых с тех пор хранится знаменитый снимок с обложки «Огонька», на кото­ром Владимир в числе бригады Бондаря вскидывает руки в победном возгласе.

Время перемен

Под шумок события века распреде­лялись награды, машины, квартиры… Бальжинимаеву ничего не досталось, ведь «он работал недолго». Удалось лишь выпросить одну из освободивших­ся квартир в брусовом доме. Бригада постепенно расформировывалась. Вла­димир ушел ставить опоры под элек­трификацию Бурятского участка БАМа.

Минуло десять лет, родилась дочь Алима. Супруги в числе энтузиастов участвовали в создании бурятского на­родного театра «Гэсэр», где Люда помо­гала шить костюмы. Как раз здесь и со­стоялось наше знакомство. Они завели хозяйство, поставили теплицы, собира­ли урожай, приглашали друзей на ще­дрое угощение.

Непонятная ситуация в стране заста­вила супругов задуматься. В 1994 году Владимир принял решение уезжать. За переездом в Улан-Удэ последовали пол­года безработицы. Подросли дети, тре­бовался уход за старенькой матерью, осиротела племянница, которую взяли к себе.

Идея уйти в сферу обслуживания появилась, когда они с Володей стали закупать на оптовом рынке продукты, выпечку и продавать с машины в отда­ленных районах города. В итоге решили рискнуть и открыть кафе. Нашли в арен­ду подвальное помещение, подобрали персонал. Первый блин получился не комом. Взяли в аренду второе помеще­ние, и дело пошло. Не сказать, что все гладко было. Постоянно кружили мно­гочисленные проверяющие, разные консультанты, «помощники». Сметливая Людмила Лугдуевна всегда находила выход, да и Володя умел находить об­щий язык с кем угодно. Так пролетели еще 10 лет. Не хватало времени для сна и отдыха, зато выучили трех дочерей: Дулма окончила два вуза и уехала рабо­тать в Москву, Алима поступила в Мон­гольский университет. Приемная дочь Цырен-Дулма окончила спортфак БГПИ. Хороший пример заразителен – в свое время сами родители заочно окончили БГПИ и БСХИ.

Затем хозяева арендуемых под кафе помещений попросили освободить площади. Настало очередное время пе­ремен. Супруги решили немного отдох­нуть, съездить на родину и отдать дань памяти предкам.

У трудяг и идейных людей планов и перспектив в запасе много. Бальжини­маевы взяли в аренду землю в Иволге и поставили придорожное юрточное кафе, которое успешно работало. В дальнейшем хотели создать комплекс с гостевыми домиками и небольшим му­зеем. С хорошим настроением встрети­ли Новый, 2015-й год.

Однако неожиданно глава семей­ства заболел. 21 марта 2015 года вете­ран БАМа и заслуженный строитель РБ Владимир Бальжинимаев ушел из жиз­ни. Людмиле пришлось закрыть бизнес. Но не такой она человек, чтобы сидеть дома сложа руки.

Семейное счастье

Сын Олег растит четырех детей. Дочь Дулма нашла семейное счастье с ростовчанином, у них трое детей. Те с удовольствием навещают бабушку, а прошлой весной она гостила у них в Ростове-на-Дону. Алима замужем за монголом. В силу занятости на работе живет с двумя детьми и мамой в кот­тедже в Улан Удэ, построенном родите­лями. Цырен-Дулма - в Чите, у нее двое детей.

Таков жизненный путь простой бу­рятской женщины из Угдана. Целеу­стремленной, трудолюбивой, воспитан­ной мамой Хандой в лучших традициях предков. Теперь Людмила Лугдуевна пе­редает свои знания и жизненный опыт новому поколению семьи. Живет, раду­ясь каждому дню, молитвами поддер­живая огонь в домашнем очаге, чтобы он освещал путь детям и внукам. Навер­няка и муж Владимир благодарно зрит с небес и радуется тому, что «юрту греет пламя, как предками завещанное зна­мя».

Дарима ДУГАРОВА, ветеран БАМа

Фото предоставлено Даримой Дугаровой