Блоги 2 мар 2020 1933

​«Зэндэмэни – драгоценность, исполняющая желания»

Фото Юрия Невского

Персональная выставка Баярмы Ободоевой, совместно с центром каллиграфии Тэнгэрийн бэшэг, открылась в пятницу, 28 февраля, в Музее истории города, сообщает ИА Буряад Yнэн.

На выставке представлены работы, написанные художницей в последнее время, в том числе, карандашные прорисовки. Владение мастерством танкописи – это достаточно редкое искусство. В буддийской живописи важное значение имеет линия преемственности. Существует несколько стилей буддийской живописи, в которых имеются свои правила, традиции, каноны, последовательность. Баярма Ободоева посвящает данную экспозицию своим учителям.

На создание одного изображения уходит от месяца и более.

«Сначала идет процесс рисования на белой ткани, – рассказала художница. – Грунтовка мелом и клеем, полировка, натяжка на подрамник. Затем намечается центральная ось, сетка построения. Идет построение тела божества, после прорисовывается фон. Точечная прорисовка по сухой поверхности – сложное и трудоемкое дело. Большое значение играет техника. А вот прорисовка золотом – вершина мастерства в танкописи. Золото – очень капризный материал, необходимо соблюсти все пропорции в разведении с клеящим составом. Работа с минеральными красками тоже требует навыка, потому что это все равно что рисовать песком».

Фото Юрия Невского

Искусство буддийской религиозной живописи насчитывает многовековую историю. Свой глубокий след в этой истории оставили и бурятские мастера прошлого. Сегодня этот вид искусства переживает новый расцвет.

Справка:

Баярма Ободоева родилась в 1981 году в Улан-Удэ. С детства интересовалась изобразительным искусством. После окончания средней школы в 1998 году начала обучение в студии «Буряад зураг» Всебурятской ассоциации развития культуры Бурятии, возглавляемой на тот момент Даши-Нимой Дугаровичем Дугаровым. С 1998 по 2002 г. Баярма участвовала в проекте студии по реставрации Агинского дацана. Дугаров учил своих воспитанников ценить и любить художественное наследие предков. Именно в тот период Баярма решила связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с традиционной бурятской живописью.

Фото Юрия Невского

В 2000 г. состоялась первая встреча с Александром Арамовичем Кочаровым, известным мастером буддийской живописи. Сотворенные им образы произвели неизгладимое впечатление на Баярму. Под его руководством художница изучала каноны и пропорции изображений буддийских божеств, по его же совету отправилась в Индию для получения наставлений от тибетских мастеров. В 2003-2008 гг. Баярма прошла обучение в Институте тибетской живописи танка, находившемся тогда под патронажем Библиотеки тибетских трудов и архивов (Дхарамсала, Индия). Институтом руководил досточтимый Сангье Еше, выдающийся мастер стиля менри, наставник Александра Кочарова.

Фото Юрия Невского

Баярма прошла последовательное обучение системе буддийской иконометрии, композиции, технологии использования минеральных красок. В 2005-2006 гг. она взяла академический отпуск, который целиком посвятила изучению тибетского языка и буддийской философии в Центральном университете тибетских исследований в Варанаси(Индия). Формально Баярма закончила обучение буддийской живописи в 2008 году, но и по сей день продолжает консультироваться со своим учителем Мигмар Церингом. Чистота и изящество его работ находят отражение в творчестве Баярмы. В 2015 году в монастыре Гьюмеона она изучила искусство изображения мандал с опорой на коренные тексты.

Работы Баярмы хранятся в Эгитуйском дацане, общине «Дхарма» в городе Улан-Удэ, в буддийском центре Дрикунг Кагью Ратна Шри в Москве, в частных коллекцияхв России, Сингапуре, Монголии, Казахстане, Индии, США.


Фото Юрия Невского

Автор: Юрий НЕВСКИЙ