Культура 11 мар 2020 3837

​Песни с характером: Цыдып Аюшиев возвращается на сцену

Фото Алексея Жилина

Он настойчиво шел к своей мечте. Об этом сверхтрудном пути к успеху парня из сельской глубинки вовсю трубили газеты. Было это 12 лет на­зад, сообщает газета "Бурятия".

Кем только он ни работал, чтобы стреножить удачу: и водителем «скорой помощи», и режиссером народного театра, и диджеем в одном из ресторанов Бурятии, и охранником в магазине. А в один момент звезды со­шлись: молодой человек стал популяр­ным певцом.

Он - это уроженец Курумканского района Цыдып Аюшиев. В 2006 году начинающий певец записал первую про­фессиональную фонограмму на песню «Үеын нүхэрни». Затем, накопив необ­ходимую сумму, записал свой первый сольный альбом «Буряад орон» (при­знан лучшим альбомом Бурятии 2008 года). На его презентации 11 мая 2008 года самородку из Аргады рукоплескал переполненный зал Бурдрамы. В 2010 году в КСК состоялся его второй соль­ный концерт «Наhанайм нүхэр болыш» («Стань моей навеки»). А дальше пев­ческая карьера Цыдыпа стремительно шла в гору - концерты, гастроли, успех. Но в конце 2014 года всех нас как будто обухом по голове: появились публика­ции о том, что его якобы кто-то похитил. И после этого – тишина: никакой инфор­мации о пробившемся в первые ряды бурятского шоу-бизнеса курумканском певце вплоть до февраля этого года не было.

На днях корреспондент «Бурятии» встретился с Цыдыпом и из первых уст узнал о том, куда «пропал» на це­лых пять лет автор и исполнитель хита «Стань моей навеки», чем он сейчас занимается, расспросил о его корнях, творческих планах, задал несколько «неудобных» вопросов.

Жизнь началась «с нуля»

- Родился я в селе Аргада в 1986 году, - начинает рассказ о себе Цыдып. - Я из рода онгор галзууд. Знаю свой род по одиннадцатое колено. Наш род – куз­нечный, дарханов. Его представите­лям надо работать с железом. Видимо, это и привело меня к тому, что сейчас дома по хозяйству с железом работаю. Вроде, получается. Я ведь изначально был сварщиком и водителем. Отец мой Баир Бадмаевич в молодости работал в совхозе водителем бензовоза, а потом сменил профессию и трудился до пен­сии электриком. Мама Светлана Сергеевна работала в сфере энергетики. Нас в семье пятеро, я - средний.

- Цыдып, говорят, что в подрост­ковом возрасте у вас были, так ска­жем, сложные моменты в жизни…

- Ну да, были такие моменты. Но это все в прошлом. Я преодолел сложные времена, перешагнул через трудности. Вытерпел. Многие совершают ошибки. Главное, не повторять их, не наступать на одни и те же грабли. Бывают люди, которые повторяют свои же ошибки по несколько раз, но это ни в какие ворота не лезет.

- Есть ли в вашей семье люди твор­ческой профессии?

- Нет. Все занимаются вполне земны­ми делами. Только младшие братишка и сестренка пытаются заняться музыкаль­ным творчеством. Но по себе знаю, что музыка - это очень сложная сфера.

- Вы несколько лет не выходили на сцену. Почему?

- В последние пять лет я музыкой не занимался. Это связано со многими обстоятельствами, можно сказать, что все сошлось, как «три в одном». В тот пери­од надо было урегулировать нерешен­ные вопросы - финансовые и что-то со­гласовать. В семейном плане тоже были моменты. К тому же отец и мама тогда приболели. Когда близкие люди болеют, не до сцены. И еще мой друг тогда ушел из жизни. В начале 2015-го, когда давал завершающие концерты в Баргузин­ском и Курумканском районах, я всем своим землякам публично сказал, что до 2018-2020 года не буду заниматься творчеством. Взял паузу, чтобы вдохно­виться, многое переосмыслить и по-но­вому начать.

- В недавнем интервью с вами блогер Слава Ворман говорил, что на вас в конце 2014 года якобы было покушение. Вы ответили, что в тех газетных публикациях «все утриро­вано, но на самом деле все было го­раздо сложнее».

- Сейчас все разрешилось в поло­жительном ключе. Все нормально. И не хочется ворошить прошлое. Близ­кие и земляки знают, через что мне пришлось пройти. Вспоминаются та­кие моменты, когда теряешь дом и три машины подряд, все валится из рук, и не знаешь, куда деваться и к кому обращаться. Но со временем все норма­лизовалось, и жизнь началась «с нуля». В августе я переехал за город, в свой дом, строительство которого продол­жается. Мой брат Доржи, строитель по специальности, помогает. Выстраиваю личную жизнь.

«Спасибо всем, кто поддержал»

- Цыдып, а кто вам помогал, кто поддерживал, когда вы столкнулись с трудностями?

- Родные, близкие и верные друзья: в моем окружении их можно по пальцам пересчитать. Когда у меня был трудный период, я обращался ко многим земля­кам, шаманам. Некоторые мне помогли.

- В таких экстремальных жизнен­ных ситуациях и выясняется, кто есть кто, с кем можно смело пойти в разведку. Не так ли?

- Так-то оно так. Но, с другой сторо­ны, времена меняются и люди меняют­ся. Например, есть люди, которые давно хотели со мной дружить, но у них не было для этого возможности. Сейчас исправляются, и мы начинаем общение заново.

- Давайте вернемся к вашему творчеству. Вы сейчас, как стало из­вестно, в качестве тамады работаете на свадьбах, юбилеях, корпорати­вах. Есть ли конкуренция в вашей сфере деятельности?

- Очень большая. В Бурятии на паль­цах можно пересчитать хороших ведущих. Не каждый солист может себе по­зволить нанимать ведущего и брать его с собой в район - по расходам сложно­вато. К тому же рано или поздно певцу надо учиться публично выступать. Поэ­тому я сейчас и тамада, и солист в одном лице. В глубине души каждый ведущий знает, что нужно быть уверенным в себе, необходимо обладать харизмой. Он должен стать одним целым с участ­никами торжества, ни в коем случае не должен, как говорится, зазвездиться. Как сам относишься к людям, зрителям, так и они относятся к тебе. Мои плюсы - я веду программу и сам пою.

Вдохновляет не только любовь

- Смотрю на вас и по глазам вижу, что ваш полет на крыльях мечты продолжается. Наверняка пишете новые песни.

- С этого года начал помаленьку пи­сать. Они с другим характером, в новом стиле. Люди уже не так хорошо воспри­нимают обычные песни, их интересует что-то в необычном стиле. Одна песня уже почти дописана.

- А как они появляются? Лет 15 назад вы повстречали девушку, и в вашей душе родилась песня, кото­рая затем ушла в народ, - «Наhанайм нүхэр болыш»...

- Тогда я был молодой. Из села Улюн­хан ехал к себе домой. На автовокзале в Курумкане увидел девушку. Она тоже ждала автобус, чтобы ехать домой. Девушка села в автобус и через окно на меня посмотрела. По ее глазам было видно, что она тоже хотела со мной познакомиться и сожалела, что я не подошел к ней. Я не осмелился подой­ти - молодой был, постеснялся. А потом заиграла фантазия - мысли и мелодия закрутились в голове. Взял гитару, появился набросок песни, куплет. Дал послушать земляку Чингису Раднаеву – он ее позитивно оценил. После этого всерьез задумался о том, чтобы начать творческую карьеру. Именно по совету Чингиса я переехал в город.

- А как родилась песня «Харюугуй дуран» («Безответная любовь»)?

- После того как расстался со своей женой. Тяжелое расставание было.

- Трудно выпускался ваш первый альбом «Буряад орон»?

- Как раз вчера вспоминал о нем. Не мог найти 40 тысяч рублей для его выпуска. Помог Дагба лама. Нашел спонсо­ров, сказав: «Мы делаем благое дело, и это останется в истории». Никогда не за­буду эти слова. Тогда сын Дагба ламы Лу­дуп был еще маленьким, и я, наверное, его вдохновлял. Помню, иногда забирал его из детсада.

- Как к вашему творчеству отно­сится популярная певица Мэдэгма Доржиева?

- Положительно. Помню, в 2007 году Мэдэгма мне позвонила и пригласила на выступление в Агинское. Для меня это была большая практика, я благодарен ей.

Выключен диктофон. Интервью с Цыдыпом Аюшиевым завершилось. Но из головы не выходят его мелодичный и одновременно сильный голос и его слова, что надо позитивно относиться к жиз­ни, что его вдохновляют не только любовь, но и высокие цели. На мой вопрос: «Когда мы сможем снова увидеть тебя на сцене?», Цыдып ответил, что скоро. На концерте прозвучат старые, полю­бившиеся публике песни и новые, кото­рые, возможно, станут хитами.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также