Общество 25 мар 2020 1206

​​Школа на дому: с 1 апреля ученики Бурятии будут учиться дистанционно

Распространение коронавирусной инфекции вносит коррективы в привычный уклад жизни россиян, сообщает газета "Бурятия".

Повсеместно отменяются спортивные и развлекательные мероприятия, людям советуют без веской причины не выходить на улицу. Непростая задача стоит и перед сферой образования в стране. 1 апреля школьники не выйдут на занятия с весенних каникул, и образовательный процесс на ближайшие две недели погрузится в онлайн.

Ранее минпросвещения РФ направило во все регионы страны рекомендации Роспотребнадзора по усилению мер санитарно-эпидемиологического контроля. В случае чего школам рекомендовали перейти на дистанционное обучение. Тем временем, в Бурятии такую необходимость еще в начале прошлой недели не считали целесообразной. Как отметили тогда в министерстве образования и науки РБ, эпидемический порог по гриппу и ОРВИ при отсутствии случаев заражения коронавирусом позволял школьникам обучаться очно.

Тем не менее, уже 18 марта минпросвещения РФ в ходе совместного заседания с Рособрнадзором решило, что на дистанционное обучение перейдут все общеобразовательные заведения России.

Таким образом, после недели каникул, которые начались с 23 марта, дети останутся на домашнем обучении с 1 по 12 апреля.

Эта ситуация повлияла и на сдачу экзаменов. По решению Рособрнадзора досрочный период ЕГЭ переносится на основной этап сдачи в июне. Ранее он должен был начаться 20 марта и продлиться до 13 апреля.

- На экзамены в досрочный период в основном зарегистрированы выпускники прошлых лет. Для них в расписании основного периода предусмотрены резервные дни, в которые они смогут сдать экзамены, - сообщил врио руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.

Если по объективным причинам, подтвержденным документально, тот или иной участник не может сдавать экзамен в резервный срок, региональные государственные экзаменационные комиссии будут принимать решения, чтобы они сдавали ЕГЭ в основные дни экзаменов вместе с выпускниками текущего года. Ведомство организует проверку работ всех, кто будет сдавать ЕГЭ в резервные дни, в ускоренном режиме, чтобы те вовремя получили свои результаты и успели подать документы в выбранные вузы.

Дистанционная платформа

23 марта начальник отдела дошкольного и общего образования минобрнауки РБ Татьяна Елистратова рассказала о ситуации в республике. Региональное ведомство организовало ежедневные ВКС-совещания с руководителями районных управлений образования и директорами учреждений общего и среднего профессионального образования на предмет мониторинга заболеваемости и организации дистанционного обучения. Минобраз РБ уже отправил в муниципальные образования методические рекомендации. Сейчас, по словам Татьяны Елистратовой, педагоги на местах занимаются корректировкой своих рабочих программ и тематических планов с учетом их перевода в дистанционную форму. Среди рекомендованных для этого порталов - «Российская электронная школа» (РЭМ) - образовательная платформа, которая содержит тематические уроки, интерактивные курсы, видеолекции и механизм контроля знаний по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.

- Учителя эту платформу знают, пользуются ею. В связи со сложившейся ситуацией она будет занимать активное место в образовательном процессе, - пояснила чиновник. - Также рекомендованы порталы, активно внедряющиеся в образовательное пространство страны. Это Яндекс.учебник для младших школьников, Учи.ру, SkyEng для изучения английского. По всей стране по поручению минпросвещения доступ открыт и к таким ресурсам, как «Академия просвещения», «Московская электронная школа».

Что же касается подготовки к экзаменам, то сами школы не закрываются, все педагоги будут на своих местах принимать детей и проводить для них консультации по ЕГЭ и ОГЭ.

- В сельских школах, где возможно затруднен доступ к электронным ресурсам, а сами педагоги не слишком хорошо в них ориентируются, минобраз РБ рекомендует организовать учебный процесс в школе, но по определенному графику. Учреждения среднего профессионального образования будут работать в штатном режиме,- подчеркнула Татьяна Елистратова.

Сомнения есть

Многие учителя обеспокоены тем, что система образования в стране недостаточно готова к технологии дистанционного обучения. Рекомендованные интернет-ресурсы сами не застрахованы от сбоев из-за наплыва школьников и нагрузки, которая может произойти с 1 апреля. Не все педагоги хорошо в них ориентируются. Есть опасения и чисто организационного характера. Как обеспечить внимание детей на учебе по ту сторону экрана, как гарантировать то, что задания будет выполнять сам ученик, а не его родители? Насколько глубокими окажутся полученные таким образом знания? Скорее всего, часть программы, пройденной дома, все равно придется закреплять на занятиях.

По словам учителей, в случае карантина и отмены занятий они сами решали, как именно организовать конкретный метод удаленной учебы. Кто-то пользовался функционалом электронного дневника, где можно добавлять общее задание для классов и прикреплять файлы и ссылки на образовательные материалы. Кто-то взаимодействовал с Школа на дому С 1 апреля ученики будут учиться дистанционно учениками через скайп, соцсети или мессенжеры, создавал группы, в которых выкладывались задания.

На этой неделе, в период, когда у учеников весенние каникулы, во многих школах пройдут обучающие мероприятия, направленные именно на взаимодействие с сетевыми образовательными ресурсами.

Головная боль добавилась и для родителей. В первую очередь, им самим нужно разобраться с предлагаемой системой, чтобы помогать своим чадам в чисто технических вопросах. Другой вопрос в том, с кем работающим родителям оставлять самых маленьких школьников, вынужденных сидеть дома.

«Это всё круто, конечно, но я - мать- одиночка: один ребёнок ходит в начальную школу, второй в детсад, мне что, разорваться нужно? Я работаю бухгалтером, и никто с работы не отпустит. Как и куда девать детей, с отцом в разводе, проблема на проблеме», - жалуется жительница Бурятии в паблике «Аноним 03».

Неравноценная замена

Потребности современного образовательного процесса и дальше будут двигаться в сторону перехода на цифровые платформы, но полностью заменить учителя компьютер пока не в состоянии, считает ректор Бурятского республиканского института образовательной политики Владимир Цыренов.

По его словам, специальные обучающие курсы для педагогов, направленные на освоение образовательных ресурсов на случай отмены занятий из-за коронавируса, в БРИОП не проводились. Однако институт проводит семинары для педагогов, которые ведут онлайн-уроки в сельских школах в ситуации нехватки кадров. Те же платформы, применяющиеся для видеотрансляций, можно настроить в режим диалога с учениками.

- В целом Бурятия обладает компетенцией, но вместе с тем, пока не все педагоги владеют этими инструментами, особенно возрастные. Дистанционное обучение - мера вынужденная, и она не заменит традиционное, - считает Владимир Цыренов. - На мой взгляд, оно уместно в большей степени для людей более подготовленных, имеющих определенный уровень опыта. Например, в случае, когда кто-то получает вторую специальность, полностью осознает необходимость работы, связанной с самостоятельным аналитическим мышлением. Это не всегда подходит для учеников, особенно для младших школьников. Одна из целей школьного образования - формирование социальных компетенций, взаимодействия, общения, решения совместных задач, а также умение работать. Это все воспитательный момент, который при дистанционном обучении теряется. Но в условиях распространения заболевания приходится вносить коррективы.

По словам Владимира Цыбикжаповича, в БРИОП уже обратились представители районных управлений образования с просьбой провести обучающие семинары для педагогов по организации удаленного обучения и работе с электронными сервисами.

Сколько будет бушевать коронавирус, никто точно сказать не может, поэтому к некоторым неудобствам так или иначе, но придется приспосабливаться. Тем не менее, в вынужденных каникулах можно найти и позитивные моменты. Например, в родительских чатах люди пишут, что теперь у них появилась возможность собственноручно опробовать систему домашнего обучения. Именно учеба на дому позволит родителям узнать, насколько ребенок дисциплинирован, может ли самостоятельно организовать собственное обучение так, чтобы оно было эффективным и полезным.

Фото: pixabay.com

Автор: Антон ИРШУТОВ

Читайте также