Общество 30 апр 2020 3139

​«Не нужно бояться спросить»: Саян Батомункуев - о жизни после аварии и новых перспективах

Газета «Бурятия» в сотрудничестве с Instagram-журналом PROSTO @prosto.zhurnal рассказывает о Саяне Батомункуеве. Он из тех, кого в нашем обществе принято называть человеком с ограниченными возможностями.

В 23 года парень попал в аварию. С тех пор прошло 9 лет, и сейчас он - фрилансер, работающий удаленно. На своем примере Саян показывает, что все ограничения - лишь у нас в голове.

- Авария, из-за которой я оказался обездвиженным, произошла в 2011 году - начал рассказ о себе Саян. - На тот момент я работал и заочно учился в технологическом университете. Самое интересное, что благодаря друзьям учебу я не бросил. Весь четвертый курс лежал в тяжелом состоянии, но мне помогали одногруппники - писали за меня тесты, где-то обманывали и говорили, что я только что ушел и так далее. А на пятом курсе преподаватели уже поняли, что я отсутствую, и потребовали явиться самому. Из-за проблем со здоровьем меня привезли на экзамен в полулежачем состоянии. Конечно, преподаватели были в шоке. Но я сдал экзамены и в 2013 году получил диплом о высшем образовании. Хоть и не работаю по специальности, не считаю, что время на учебу потратил зря. Высшее образование дает нечто большее, чем просто знания, - это умение решать какие-то вопросы, договариваться, доводить начатое до конца. С неким недоумением отношусь к тому, что молодежь сейчас не хочет идти получать «вышку», мол, все должны открывать свое дело. На самом деле быть бизнесменом дано не каждому. Кто-то должен выполнять обычную, но не менее важную работу - врача, судебного пристава, повара, учителя. Главное в этой жизни - найти себя.

На момент аварии мы с мамой жили на втором этаже неблагоустроенной квартиры. Я не мог выписаться из больницы домой, потому что там постоянно были перебои с электричеством, нужно носить воду и дрова на второй этаж. Интересно, что до травмы я хотел построить дом, но казалось, еще есть время, куда торопиться, и куча других отговорок. Страшно было, наверное, начать. Иногда действительно самое важное - начать. И еще суметь довести начатое до конца.

После случившегося мы сменили семь мест жительства - сначала выписались в студенческое общежитие из-за наличия бесперебойного электричества - у меня была трубка в шее, я не мог самостоятельно дышать, и 10 месяцев после аварии нужно было вручную чистить мне бронхи. Без электричества все могло плохо закончиться. Потом съезжали с одной квартиры на другую. И даже четыре месяца провели в гостинице, в которой я когда-то работал.

Первое время я даже бровь почесать не мог. Был такой смешной случай: лежу, приходит сестренка, я говорю ей: «Почеши бровь», она берет и начинает чесать бровь себе и с удивлением спрашивает: «А зачем?», а я ей в ответ: «Не себе, а мне!». Примерно понятно, как тяжело было на тот момент.

НЕТ ОТГОВОРКАМ

Авария полностью изменила мою жизнь не только в бытовом плане, но и в плане мировосприятия. Раньше казалось, что у нас впереди много времени, все можно отложить на потом. Сейчас понимаю, что нужно брать и делать, не ждать удобного случая.

В 2013 году я решил начать строительство своего дома. Сначала родственники восприняли это как безумие - здоровые люди на ногах не могут построить дом, а тут я, лежа в постели. Но уже в марте мои друзья начали возведение дома. И вскоре мы с мамой переехали в свое жилье. Примерно тогда же я зарегистрировался в соцсетях, начал искать возможность заработать, спрашивал совета у тех, кто успешно работал удаленно. Еще один момент, который я тогда понял, - не нужно бояться спросить. Раньше как-то стеснялся, боялся потратить чужое время. Сейчас понимаю, насколько важно общение, возможность обсудить ту или иную тему.

И сам я, когда обращаются за помощью, стараюсь помочь человеку. Но некоторым нужно дать решить проблему самому. Ведь только пройдя определенный путь решения того или иного вопроса, человек трансформируется, становится сильнее.

То же самое с детьми – если делать все за них, они вырастут безвольными и не смогут ничего добиться в жизни. То же самое после аварии - если человеку предоставлять чрезмерный уход, он не сможет научиться за собой ухаживать самостоятельно. Когда я впервые попал на реабилитацию в Ильинку, не мог даже самостоятельно есть. Был период, когда я кашей себе лоб размазывал. На самом деле сотрудникам центра было легче сделать все за меня, но они заставляли работать над собой. Помочь на самом деле не сложно, но именно та помощь сделала бы только хуже.

Подрабатывал я везде, где только мог, - продавал игрушки через интернет, одежду из верблюжьей шерсти, которую мамина подруга возила из Монголии. Понимал, что я - мужчина, и должен обеспечивать себя и семью, несмотря на положение. Найти оправдание своему бездействию всегда легко, нужно не жалеть себя. Ведь жалость - это последнее чувство, которое должно возникать по отношению к мужчине. На самом деле на тот момент мне было выгодно лежать и жалеть себя, и никто бы не смог упрекнуть меня в этом.

Я не люблю сидеть на одном месте, нравится гулять, ходить в кино, в кафе и рестораны. В целом мне кажется, у нас все не так плохо с доступной средой. Но нужно сказать, что жизнь инвалидов - это параллельный мир. Я не знал, что в Улан-Удэ тысячи колясочников - ребят, девчонок по 20 лет, самых разных людей. У нас есть таксисты-колясочники - вы знали об этом? Я раньше не видел, не замечал их, а они работают, живут своей жизнью.

Однажды, задолго до аварии, мне довелось познакомиться с девушкой, которая сказала, что в коляске 2 года и 7 месяцев. Я тогда подумал о ней: «Бедненькая, на твоем месте я бы давно умер от горя». Сейчас смешно вспоминать - ведь я в коляске уже девятый год! Живу, работаю, стараюсь видеть прекрасное во всем, что меня окружает. Привык к такой жизни - человек ко всему привыкает.

Жаль, что многие колясочники падают духом. Многие из них, конечно, работают, живут обычной жизнью. Но есть те, кто ломается. В жизни надо быть немного «эластичным». Чаще всего люди твердого характера не могут приспособиться к резким изменениям в жизни, не могут принять другого себя.

О ВАЖНОСТИ ПОДДЕРЖКИ

Все близкие по возможности помогали, старались быть рядом. Это очень важно. Моей маме Валентине Гуржаповне даже пришлось уйти с работы, чтобы ухаживать за мной. Я очень ей благодарен.

После аварии я год лежал, и сестра Туяна привезла в больницу телевизор и на жесткий диск емкостью 360 гигабайт закачала мне комедии. Я никогда их не смотрел, а тут пришлось. Тем самым мне не дали впасть в депрессию. Это был, конечно, грамотный ход. Позже к комедиям добавились мотивационные ролики. Я смотрел, как люди без рук, без ног что-то делают, живут.

Авария стала, наверное, проверкой как меня лично, так и близких мне людей. После нее пришло осознание, что, оказывается, я не совсем плохой друг - рядом очень много людей, любящих меня, готовых прийти на помощь, поддержать. Раньше я часто откладывал на потом или забывал позвонить человеку, которому плохо, спросить, как у него дела, поддержать его. Вроде в душе ты подумал о нем, но при этом ничего не предпринял. Сейчас понимаю - не надо бояться, что не сможешь подобрать нужные слова, это неважно. Важно дать понять человеку, что он не один, ценно внимание. При этом я не совсем согласен с выражением «друзья познаются в беде». Потому что друзья познаются и в радости - не каждый может искренне порадоваться за твои успехи.

О ЦЕЛЯХ И МЕЧТАХ

Первоначальная моя цель - стать финансово независимым. Работаю над этим. Также есть мечта выступить перед большой аудиторией. Хочется рассказать о себе, помочь людям не опускать руки в трудные моменты жизни. Не сломаться, на самом деле, очень сложно, а вот опустить руки легко. Просто надо понять один момент - в жизни нет нерешаемых проблем! И к этому я пришел, когда попал в аварию.

В больших городах проводится много встреч, на которых человек, добившийся определенных успехов в той или иной области, мотивирует людей, не дает упасть духом. В марте 2014 года меня позвали в детский дом, попросили выступить перед детишками, рассказать о жизни, почему не стоит падать духом. Сначала чувствовалось, что дети пришли только потому, что их заставили. Но в процессе выступления я заметил, что они раскрылись, начали проявлять интерес, а в конце и вовсе не хотели уходить. Это выступление меня очень вдохновило.

Также я общался с Алексеем Талаем. Он - мотивационный оратор из Минска, его еще называют белорусским Ником Вуйчичем. У него нет ни рук, ни ног - в 99-м году он подорвался на мине времен ВОВ. Все еще не теряю надежду организовать у нас встречу с этим человеком, его история вдохновляет меня и многих людей.

В трудные минуты мне просто необходимо побыть одному, поразмышлять, поездить по городу. Еще заряжаюсь от поездок на родину - на Гусиное озеро, в Тамчинскую долину. Стараюсь не тратить свое драгоценное время на хандру, лучше потратить его на работу, встречи и разговоры с близкими. После аварии я стал ценить время - очень часто в ежедневной суете мы не замечаем то, что нас окружает. Надо жить здесь и сейчас, жизнь быстротечна и непредсказуема. Поэтому всем желаю никогда не сдаваться, не отчаиваться, не жалеть себя. Жалость - это самое плохое чувство! И, конечно же, двигайтесь к своим целям, своим желаниям.

Записала Ирина АНДРЕЕВА

Фото Саяны Балдановой

Полное интервью с Саяном можно прочесть по ссылке, указанной в QR-коде

Читайте также