Блоги 26 ноя 2014 4254

​Мясоедная Бурятия

Наши предки давно поняли, что мясо – это пища силы, выполняет функцию энергетического «топли­ва», что важно было при длитель­ных военных переходах и сезонных перекочевках. Наиболее ценились баранина и конина, то есть мясо скота с горячим дыханием. Козы, верблюды, КРС считались скотом с холодным дыханием, и их мясо ценилось меньше. Добытые на охоте косули, кабаны почитались в каче­стве деликатеса.

Сейчас другое время. Нет в раци­оне козлятины, верблюжатины, зато есть говядина, конина, баранина, свинина. Именно местной продукци­ей, которая нам по природе роднее, горожане запасаются впрок.

 Знатоки говорят, что местное мясо легко от­личить от привозного. Местное, зна­чит, свежее, поэтому, если вы взяли мясо в руки, оно должно оставаться сухим и не прилипать к пальцам. Если на кусок слегка надавить пальцем, ямка должна сразу исчезать. Чтобы не быть обманутым при покупке за­мороженного мяса, нужно идти за ним в дни мясных ярмарок. Ведь не скажет еравнинец, который привез на продажу целый грузовик мяса, что оно произведено в Мухоршибири или еще где-то.

Традиционно у нас запаса­ются говядиной, свининой, кониной. При этом, как замечено, иркутские буряты больше предпочитают кони­ну. К слову, у знатоков высоко ценится конский жир, его цена зачастую пре­вышает стоимость самого мяса. Кон­ский жир или арбин употребляется в сыром и желательно замороженном виде, с солью и перчиком он просто тает во рту.

У тункинцев и окинцев особо ценится мясо яка. Его в прода­же практически нет, поэтому гурманы заказывают это мясо в Оку. Курум­канцы утверждают, что курумканская говядина самая вкусная, потому что скот нагуливает жир на альпийских лугах.

Свинина на протяжении двух с половиной столетий тоже стала ча­стью национальной пищи бурят. Без свинины буузы уже не буузы. Многие отличают промышленный забой сви­ньи от домашнего по кожуре. Но чаще это происходит во время приготовле­ния блюда. У домашней свинины ко­жура всегда мягкая. Бывают случаи, когда продают некастрированного борова. Его выдает запах мочи, кото­рый ничем не перебить. Тем не менее, мой знакомый говорит, что сейчас нет необходимости запасаться тушами. Его семья из двух взрослых и трех де­тей - дошкольницы, старшеклассника и студента - запасалась до этой зимы двумя задними стегнами говядины и стегном свинины.

«Столько мяса се­мья не осиливает за зиму. К весне на балконе мясо обветривается». Кста­ти, многие горожане хранят на бал­коне мясо, предварительно облив его водой, но при оттаивании излишняя влага влияет на вкусовые качества продукта.

Мясо продается круглый год ту­шами, полутушами, четвертинками, поэтому в какой-то степени отпадает необходимость запасаться впрок. И все же, именно в дни мясных ярма­рок цена на мясо почти оптовая, а вот в праздники, особенно перед Новым годом и в дни Белого месяца, стои­мость резко поднимается. Продавцы на рынках - народ ушлый, выгоду не упустят. Зимой цена на мясо стабиль­ная. К теплу стоимость начинает под­ниматься, хотя в это время люди до­едают стратегический запас и многие считают, что весенний забой – худой, ведь скотина за зиму потеряла жи­рок.

Труднее всего продать конину летом, многие считают его мясо «го­рячим» и скот подлежит забою толь­ко зимой. Кстати, в год Лошади, то есть в этот нынешний, ламы совето­вали не употреблять конину. Трудно пришлось сельчанам. Многие не мог­ли сдать конину и многие это мясо не покупали, в том числе и я.

Нынче грядет Год овцы, значит, ее мясо тоже будут меньше потреблять. Кстати, на частных подворьях овец держат в ма­лом количестве, потому что за ними репутация прожорливых животных. Старики говорят, что легче прокор­мить одну корову, чем пять овечек. Сейчас баранина для большинства жителей Бурятии становится делика­тесом, праздничной пищей. Обычно овец забивают на свадьбы, юбилеи, миланы и еще на разные шаманские обряды.

В Баунте, например, овец можно посчитать по головам, пото­му что в условиях сурового климата трудно их содержать и разводить, заготавливать корм. В особых случа­ях северяне приезжают за овцами в ближайшую Багдарину еравнинскую Исингу.

К слову, у хоринцев баранина почитается как мясо целебной силы, его рекомендуют роженицам, тогда как в Курумкане молодым мамам го­товят говяжий бульон. А вот у рус­ских целебным считается куриный бульон. Помнится, когда я была сту­денткой, на сельхозработах в Алар­ском районе меня прихватил аппен­дикс. Наш руководитель, ныне декан филфака ИГУ Самуил Яковлевич Со­бенников принес мне в больницу ку­риный бульон. Где он достал курицу, осталось загадкой, но живительную силу домашней птицы я ощутила…

Ученые утверждают, если изме­нить пищу, привычную для их пред­ков, то буквально через столетие их потомки изменятся внешне. При­мером могут послужить норвежцы. Ученые открыли, почему среди по­томков славных варяг стали рож­даться больше темноволосых и ку­дрявых. Дело не в кровосмешении с другими народами, а в том, что они стали меньше потреблять рыбу и мо­репродукты. Установлено, что и яку­ты теряют свой обычный азиатский облик. Больше рождается рыжих, светловолосых. Причины – замеще­ние привычной оленины и рыбы на говядину и злаки.

Автор: Светлана НАМСАРАЕВА