Когда моя дочь училась в бакалавриате, ее дедушка, в общем-то грамотный, в меру политизированный, проводящий день за чтением периодики и просмотром ТВ-передач, постоянно спрашивал: «Бакалавриат – это что-то вроде техникума?» Он не мог понять, почему после четырех лет учебы в бакалавриате студенты получают диплом о высшем образовании? Для него самая лучшая система высшего образования – советская, пятилетняя.
Незаметно пролетели четыре года учебы дочери в университете. Получен диплом, который свидетельствует, что ей присвоена квалификация «бакалавр» по такому-то направлению. Для сравнения достала свой диплом. В нем указана квалификация, то есть, кто я есть по специальности.
После учебы в бакалавриате профессии, сочетающей в себе экономическую и творческую составляющие, дочь желает поступить в магистратуру с экономическим направлением. По ее словам, многие ее однокурсники и знакомые тоже собираются продолжить учебу в магистратуре по направлениям, отличным от учебы в бакалавриате. Кстати, радетели Болонской системы (бакалавриат-магистратура вместо традиционного специалитета) обожают ее расхваливать и среди прочих достоинств отмечают, что, мол, магистратура дает возможность сменить специальность. Типа на бакалавра отучился на одну, поработал, понял, что не твое, пошел в магистратуру всего на два года – и вот тебе другая, новая специальность, вот оно счастье.
Знакомый преподаватель местного вуза говорит, что интерес к магистратуре выпускники проявляют в двух случаях: если хотят продолжить образование по своему профилю или сменить специальность. Никаких ограничений по выбору направления в магистратуре нет. Филолог или историк может пойти учиться на экономиста и наоборот. По его словам, магистратура может стать шансом начать все сначала для тех, кто, получив специальность, в ней разочаровался. «В 21 год гораздо проще сделать правильный выбор, чем в 17, когда твое мнение смешивается с оценкой родителей, и ты сам еще мало что понимаешь в жизни», - говорит знакомый преподаватель.
Сын моей знакомой после учебы на филологическом факультете решил поступить в магистратуру юрфака. Годом ранее его сестра окончила бакалавриат юридического факультета Иркутского госуниверситета. Она возмущается: «Эта магистратура ему ничего не даст, кроме диплома. На бакалавриате нам дали базовые знания по всем отраслям права. Что ему даст магистерская программа «Административный надзор в РФ», если он не изучал ни административного права, ни теории государства и права?».
Сейчас, наверное, другое время. Нынешняя молодежь более практична. Начиная с четвертого курса, многие студенты параллельно обучаются другим специальностям. Каждый вуз предлагает различные образовательные программы, разумеется, на платной основе.
Возвращаясь к Болонской системе. Некоторые, из разговора друзей дочери, руководствуются принципом: лучше сейчас проучиться еще два года, кто знает, может, через несколько лет диплом бакалавра не будет котироваться. Некоторые хотят работать за границей, где диплом магистра понятен всем. Там не понимают, что такое «специалитет» и «второе высшее».
Кстати, в местных объявлениях о вакансии не найдешь: требуется магистр или требуется бакалавр. Но в Москве, Питере, говорят, к соискателям работы требования к двум уровням высшего образования – бакалавру и магистру – уже начали предъявлять. Безусловно, компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принимают на работу, но порой строчка «магистратура» может сыграть решающую роль в выборе одного из претендентов.
К слову, многие уезжают из Бурятии по той простой причине, что в наших вузах нет многих магистерских программ, которые стали бы продолжением программ бакалавриата. Наштамповали бакалавров, а дальше, как говорится, забота самих выпускников и их родителей. И, к слову, многие вчерашние школьники поступают в вузы других городов, чтобы в том же учебном заведении продолжить учебу по программам магистратуры. Те же бакалавры не могут поступить в аспирантуру, если не окончили магистратуру. Вот такая закавыка с Болонской системой образования.
Правда, в некоторых вузах сохранили традиционную пятилетку, или специалитет. Дипломы специалистов выдают там, где есть «специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства». Это, к примеру, военные и инженерные учебные заведения. Свою особую систему подготовки специалистов сохраняют медицинские вузы.
Остается добавить, у вузов разные требования к поступлению в магистратуру: где-то нужно сдавать комплексный междисциплинарный экзамен, а где-то - просто пройти собеседование. При этом во всех вузах России ограниченный набор на бюджетные места в магистратуру. В среднем 10 мест. Мало и коммерческих мест. Сдается, что борьба за поступление в магистратуру будет покруче, чем в бакалавриат.