Экономика 9 ноя 2015 1610

​Законодательно легализовать вольный принос золота могут уже в 2016 году, однако ФСБ и Союз артелей старателей эту инициативу не

Поправки в закон «О недрах», легализующих вольный принос золота могут принять уже в 2016 году. Однако у этой инициативы есть противники: ФСБ и Союз артелей старателей, которые считают, что от закона будет больше вреда, чем пользы. Об этом сообщил депутат Госдумы РФ от Бурятии Михаил Слипенчук.

По мнению Федеральной службы безопасности, в случае принятия поправок в закон вполне можно ожидать рост нелегального оборота драгоценных металлов. Союз артелей старателей, в свою очередь, считает, что шлих и золотой песок «понесут» с лицензионных участков, принадлежащих артелям, под видом намытого. Однако инициаторы законопроекта считают, что легализация вольного приноса, напротив, снизит уровень криминализации в сфере золотодобычи, кроме того, будет иметь и положительный социальный эффект. По мнению министерства природных ресурсов и экологии России, принятие закона будет способствовать созданию до 1,5 тысяч новых рабочих мест без привлечения дополнительных инвестиций. 

Сейчас ежегодный объем нелегальной добычи золота в России составляет около 10% от всего извлекаемого из недр драгоценного металла.

Как сообщил Михаил Слипенчук, поправки в закон «О недрах» поддержаны полпредом в ДВФО Юрием Трутневым – именно в этом округе добывается почти половина золота и серебра в России, было проведено совещание у премьер-министра России Дмитрия Медведева.

- В Бурятии этот вопрос часто задают на встречах в Баунтовском районе, - отметил депутат Госдумы.

Вопрос о необходимости внесения поправок обсуждался на Восточном экономическом форуме в сентябре 2015 года – об этом шла речь в выступлении министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского. Пилотным регионом, в случае принятия закона, может стать Магаданская область.

- Так что процесс работы идет, с учетом того, что закон принимается около года, возможно, в 2016 году поправки в закон «О недрах» будут внесены, - отметил Михаил Слипенчук.

По объемам добычи золота Бурятия занимает четвертое место в Сибирском федеральном округе после Красноярского края, Иркутской области и Забайкальского края. Сейчас в республике рудное золото добывают три предприятия, а россыпное - более 30.

За и против

Ранее заместитель Председателя Народного Хурала РБ Владимир Павлов высказал мнение, что этот закон для республики нужный.

- Принятие законопроекта позволит с минимальными затратами для регио­на развивать отдалённые депрессивные населённые пункты, создавать допол­нительные рабочие места, повысить на­логовые поступления в бюджеты посе­лений и районов, приостановить отток населения из местностей, приравненных к Крайнему Северу. Жители смогут полу­чить постоянный доход и стабильность, - отмечал Владимир Павлов при обсуждении вопроса в ноябре 2014 года.

Между тем, еще 27 марта 2015 года состоялась рабочая встреча межфракционной депутатской группы «Байкал» с полпредом президента в СФО Николаем Рогожкиным и высшими должностными лицами Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, на которой по инициативе Законодательного Собрания Забайкальского края обсуждалось внесение изменений в Закон «О недрах. 

По словам сенатора от Забайкальского края Степана Жирякова, создание правовых основ для легализации деятельности по добыче природных ресурсов индивидуальными предпринимателями во многом изменило бы к лучшему ситуацию с созданием новых рабочих мест, особенно в отдаленных и труднодоступных территориях края и в посёлках, где ранее велась добыча золота.

«Основным аргументом противников индивидуальной золотодобычи в России, а одновременно и старательского туризма, является рассуждение о том, будто вместо добычи золота начнётся его воровство на золотодобывающих предприятиях, - процитировал сенатора zabinfo.ru. - Однако на каждом золотодобывающем предприятии обязательно есть «закрытая зона», организована охрана золота на всех этапах его добычи, производства и транспортировки. Налажена система государственного контроля сбыта добытого золота и далее по всей технологической цепочке, вплоть до производства золотых слитков при аффинаже.

К сожалению, воровство было, есть и будет всегда. И не только в золотодобыче. Но это ведь не означает, что надо прекратить добычу золота. Наоборот, я уверен, что надо дать работу населению многих по сути умирающих посёлков Севера и Восточной Сибири. Одновременно включить в хозяйственный оборот значительные ресурсы золота, по тем или иным причинам остающиеся вне интереса добывающих предприятий».

«Получается довольно странная картина. Государство ежегодно вкладывает в поиски золота 4-5 млрд рублей. И тут же отказывает гражданам в возможности их добровольного и совершенно бесплатного участия в этом процессе. А это как раз и позволит минимизировать размерыворовства золота. Сократит безработицу, которая зачастую вынуждает людей нарушать закон. В то же время это позволит охватить ревизией ранее отработанные площади. Надо полагать, ограничения добычи драгоценного металла индивидуальными старателями вызвано инерцией мышления ещё советского прошлого, когда все добываемое золото являлось собственностью государства. Вывод – либо у государства много денег, либо мало проблем. А, если серьёзно, то, учитывая вышесказанное мы договорились на этой рабочей встрече с Рогожкиным поручить межфракционной депутатской группе «Байкал» ускорить внесении изменений в Закон «О недрах», чтобы легализовать добычу россыпного золота индивидуальными предпринимателями». - подчеркнул забайкальский сенатор.

Ранее старатели Бурятии высказались резко против легализации вольного приноса золота.

- Позиция большинства горнодобы­вающих предприятий к принятию этого закона крайне отрицательна. Все поло­жительные ожидаемые моменты будут нивелированы, прежде всего, увеличе­нием, я уверен, что так и будет, хище­ний с действующих горнодобывающих предприятий. Этот закон нами анти­лоббируется и, думаю, не будет принят. Я не говорю, что против только наша организация, это и большинство золо­тодобывающих предприятий страны в лице председателя Союза старателей и председателя Союза золотопромышлен­ников России Сергея Кашуба», - отметил гендиректор «Артели старателей «За­падная» из Муйского района Валерий Назаров на республиканском заседании работников золотодобывающей отрасли в прошлом году.

Напомним, согласно нынешней редакции закона, зарегистрированные индивидуальные предприниматели смогут получать лицензии на добычу драгоценного металла без конкурсов и аукционов. Однако речь не идет о крупных действующих месторождениях: участки предполагается давать в местах, где содержатся небольшие запасы россыпного золота - не более 10 кг. К примеру, это могут быть отработанные промышленным способом месторождения, где остаются золотоносные участки -  борта полигонов и межполигонные целики.  

Более того, для «вольных золотодобытчиков» могут быть введены упрощенные режимы налогообложения и реализации драгометалла.   

«Черное старательство»

Между тем, за 200-летнюю российскую историю добычи золота «черное» старательство - профессия не новая. Известия о таежных богатствах привлекали десятки тысяч охотников за удачей. В разные времена людей, индивидуально добывающих желтый металл, называли вольноприносители, одиночки-старатели и даже хищники, сообщал ранее burunen.ru.

В Бурятии история «черного стара­тельства» уходит корнями в 1844 год, когда на территории нынешнего Баун­товского района на приисках «Мари­инский» и «Иннокентьевский» было добыто 7 золотников 9 долей, то есть 30 граммов 216 миллиграммов желтого ме­талла. 

Буквально за 10-15 лет, как расска­зывает известный краевед Баунтовского района Владимир Козулин, все реки, ключи, долины Витима, Витимкана, Чины, Ципы, Ципикана были ископаны золотоискателями. Так началась золо­тая лихорадка в Баргузинской тайге, как именовали Баунт до 1925 года. 

Крупный золотопромышленник Баргузинской тайги Я.Д.Фризер в своей книге «Золото­промышленность в Баргузинском округе и ее нужды», изданной в Москве в 1901 году, пишет: «На Соловьевских приисках ввиду богатого содержания золота рабо­ты оживились. Вернулись времена широ­кого приискового разгула. Рабочие выхо­дили на работу, продолжавшуюся всего несколько часов, в франтоватых сапогах, фланелевых блузах и бобровых шапках с часами в кармане и перстнями в руках. Некоторые появлялись в лисьих бешме­тах и шелковых кушаках, купленных за дорогую цену с плеч самого управляюще­го…». Здесь золотопромышленник писал о тех, кто порой за мизерную оплату ра­ботал на приисках по найму. Но были в тайге вольные поисковики и добыт­чики золота, работавшие в одиночку или небольшими сплоченными коллектива­ми. Они рассчитывали на собственные силы, умение и, конечно, фарт. И сейчас таких людей немало. По оценке Союза золотопромышленников РФ, в основ­ных золотоносных регионах страны – на Чукотке, в Якутии, Красноярском и Забайкальском краях, Магаданской, Амурской и Иркутской областях и дру­гих черным старательством занимаются в общей сложности более 12 тысяч че­ловек.


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: 

«Зеленый коридор» для желтого металла

Золотые россыпи Бурятии

Золотодобывающей промышленности Баунта - 170 лет

О перспективах развития минерально-сырьевого комплекса Бурятии

Читайте также