Экономика 4 янв 2016 986

​Индекс потенциала инновационного развития Бурятии в 2015 году оценили на 25,4

Почти аналогичный результат у Республики Саха Якутия и Калининградской области. Лучшим регионом по индексу потенциала инновационного развития в 2015 году в рейтинге департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ стал Татарстан. Об этом сообщает burunen.ru со ссылкой на "Российскую газету".

Эксперты составили рейтинг российских регионов, где полным ходом идет развитие современного креативного класса и растет новаторский бизнес.

Наибольший индекс креатива зафиксировали в Татарстане, также больше всего своих "цукербергов", как выяснилось, приходится на Санкт-Петербург, Москву, Нижегородскую и Новосибирскую области.

Такие данные содержатся в исследовании департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ, которое посвящено уровню заинтересованности россиян в инновационном предпринимательстве.

"Инновационная деятельность может развиваться в стране "естественным путем", за счет людей, наделенных природными свойствами изобретателей и инновационных предпринимателей, выбравших для себя этот путь исходя из собственных увлечений и качеств", - говорит один из авторов исследования, директор департамента социологии Финансового университета Алексей Зубец. Но и общество, по его словам, поощряя креативный стиль мышления людей, должно создавать условия для новых инновационных предприятий.

По данным заведующей лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм ИПЭИ РАНХиГС Веры Бариновой, группа регионов - лидеров, в которых уже достигнуты практические инновационные достижения, предсказуема и колеблется в пределах 10-20 регионов. Причем, эти регионы- лидеры кочуют из рейтинга в рейтинг, говорит она.

"У Татарстана, действительно, очень позитивный имидж с точки зрения инноваций. Это связано с грамотной политикой - активной деловой позицией руководства региона и предпринимателей, которые с обеих сторон создают благоприятные условия для инновационной деятельности",- говорит Вера Баринова.

Сейчас, по ее словам, правительство при участии РАНХиГС работает над Стратегией развития малого и среднего предпринимательства, которая предусматривает меры по стимулированию высокотехнологичного предпринимательства. "Эти меры, включая налоговые послабления, обеспечат рост количества "креативных" предприятий, увеличение объема их продукции и рост занятости",- говорит Баринова.

В Минпромторге задумались о возможных субсидиях для стимулирования инновационных компаний. При этом особо выделяют "грамотную субсидию", которую придумали в Голландии для стимулирования физлиц заниматься прикладными научными разработками. Речь идет о предоставлении налоговых льгот компаниям-производителям, осуществляющим научные исследования и разработки.

"Субсидия выдается в виде льгот по заработной плате и взносам на социальное страхование сотрудников компаний-производителей научных исследований и разработок",- рассказали "РГ" в министерстве.

Важнейшими предпосылками для инновационного бизнеса являются образование, инновационный настрой и общественное доверие между людьми, необходимые для современного высокопроизводительного бизнеса. Такой ключевой вывод делают авторы исследования из Финансового университета.

"Сегодня в России 38% населения полностью или в основном согласны с тем, что большинству людей в своем окружении можно и нужно доверять. Для инновационных настроений это очень важный критерий, люди собираются в коллектив и не боятся, что их идеи украдут",- .акцентирует внимание Алексей Зубец. Это, по его словам, весьма высокий показатель, тем более в кризис, когда доверие среди россиян растет, а не снижается.

Впрочем, России еще далеко до Нидерландов, "чемпионов мира" по этому показателю, где 67% взрослого населения считают, что большинству людей можно доверять, или Китая, где того же мнения придерживаются 63% опрошенных.

Подавляющее большинство респондентов (84%) заявляют о том, что в их регионе можно получить образование, достаточное для открытия собственного бизнеса. В окружении 36 процентов россиян "достаточно много людей", которых они могут назвать изобретательными, креативными, мыслящими нестандартно.

"Это означает, что 36 процентов людей живут в благоприятной для развития креатива среде и им есть, с кем работать и взаимодействовать, искать кадры для создания стартапов",- отмечает Зубец.  

Две трети россиян (68%) считают, что в их регионе имеются достаточные возможности для создания как традиционного, так и инновационного бизнесов. Характерно, что оценка таких возможностей заметно повышается в группе тех, кто уже владеет собственным бизнесом.

В исследовании, кстати, впервые рассматриваются личностные стимулы к изобретательству и поиску новейших бизнес-идей с точки зрения воспитания, культурных ценностей миропонимания и мировосприятия россиян.

"Пока в российском обществе доминируют традиционные ценности - усердие и чувство ответственности, послушание родителям и старшим, уважение к окружающим - именно эти качества россияне считают нужным прививать своим детям. Такие качества, как независимость, воображение и изобретательность, - кстати великое достижение капитализма - при которых надо думать своей головой, не спрашивать у начальников, "а что мне делать", не занимают лидирующих позиций в рейтинге потребительских предпочтений",- поясняет Алексей Зубец.

Если говорить об основных результатах исследования, то оно, прежде всего, показало "внедрение новых идей", которых вчера еще не было,- говорит Алексей Зубец. Именно поэтому склонность россиян генерировать новые идеи для бизнеса представляет интерес для прогнозирования долгосрочного экономического роста в нашей стране.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

20 молодых ученых Бурятии получили по 400 тысяч рублей

Жителей республики призывают проголосовать за высокотехнологичный стартап из Бурятии

Читайте также