Культура 27 янв 2021 3308

Закулисная жизнь Будамшу

На сцене он пять раз был ханом: Гэсэр хан, Чингисхан, Король Лир, Харалтур хан, комедийный хан в «Бык Шарлай и Соболиная шуба». Но на кухне он совсем не хан!

Поэт Дамба Жалсараев сказал как-то, что Михаил Елбонов: «В жизни обыкновенный», а «На сцене - батор и гигант». Каков же артист на самом деле? Вне сцены и без грима?

Улюкчикан

На днях канал «Россия 24» показал фильм о Михаиле Гомбоевиче Елбонове. Снят он в 90-е годы и артист предстает перед нами с роскошной гривой, молодым и красивым. С какой любовью и уважением встречают земляки в родном Угнасае своего любимца! Прошла четверть века, и эти чувства они сохранили в полной мере. В этом я убедился прошедшим летом, когда составил компанию ему и его семье в ностальгической поездке по Баргузинской долине...

Мы выехали из Максимихи и часа через два были в Улюне и Улюкчикане, на родине Галины Дамбаевны, супруги актера. Дело было в августе. Баргузин разлился по всей долине, и вода плескалась у самой трассы. Выше были только горы. К кому ни зайдем, на столе все свое: мясо, рыба, саламат, сметана, овощи, грибы и варенье. Михаил Гомбоевич, как всегда был непосредственным и любознательным - у фермеров Хажеевых заглянул даже в стайки.

В Улюне мимо нас промчался на джипе Матвей Гершевич. А вот в Улюкчикане свои знаменитости. Их много, скажу только о министрах здравоохранения и культуры республики Бояновой и Цыремпилове и народном артисте СССР Гомбо Цыдынжапове.

Арзгун

На другой день отправились на малую родину артиста. В Арзгуне его встречал с хадаком энергичный глава поселения Тарас Евреев. Он поведал гостю о проделанной работе и планах на будущее по благоустройству и развитию экономики села. То, что он человек дела видно по внешнему виду Арзгуна - красивого, чистого и ухоженного.

Хотя это не только работа главы, но и общая культура его жителей, их традиций, давших столько великих имен. Только на одной из улиц жили соседями поэт Николай Дамдинов, генералы Антон Занданов и Даба Цыденов, народная учительница СССР Мария Гармаева. В этом плане, говорят, что во всей Баргузинской долине с Арзгуном может соперничать только Улюкчикан!

Жил на этой улице и Михаил Гомбоевич. Он долго и задумчиво смотрел на знакомые дома, палисадники и дворы, на горы, синеющие вдали. Словно пытался обернуть время вспять и почувствовать себя вновь беззаботным, босоногим мальчишкой…

О судьбе и друзьях

В одном из интервью ему задали дежурный вопрос: «Если бы начали жизнь сначала, вы бы выбрали другой путь?» Он ответил: «Ни в коем случае! Я счастлив и не хочу другой судьбы. Я всей душой люблю театр и свою публику, и она, мне кажется, отвечает взаимностью. Бурхан хараа, хуу бурхан хараа (Все по божьей воле)! Мой ольхонский предок – дед бежал от репрессий, бросив свое хозяйство. Он был другом знаменитого провидца Барнашки, и тот сказал ему: «Уйдешь в Баргузин и там продолжишь свой род». Так и случилось. Они – мои предки, смотрят за мной и двигают меня по этой жизни.

Мне уже 75 лет. Это не мало. Прошло время амплуа героя-любовника. Единственное, о чем я теперь жалею… Нет рядом моих однокурсников, моих одноклассников. Нет уже моих друзей: Алеши Раднаева, Майдари Жапхандаева, Володи Кондратьева, Цыдена Цырендоржиева...

Но жизнь продолжается. Раньше я ни дня не мог без театра, а сейчас из-за карантина привык сидеть дома с внуками и уже никуда не хочу».

Дедушкины шутки

Елбонов осмотрел клуб, в котором шел ремонт, поговорил с его работниками. Проведал своих друзей и одноклассниц. С искренним и живым интересом спрашивал о житие бытие, знает имена их детей и внуков. Забавно было наблюдать за встречей одноклассников. У Елбонова десять внуков и два правнука, у его одноклассниц – не меньше. А все шутки и прибаутки и веселый смех: «А помнишь, Сэсэг (Дулма или Дунсыма)?» Он сыграл массу комедийных ролей и даже Бабу Ягу, знает много театральных баек, героем которых, зачастую, сам и был. Иногда возьмет и споет ядреные бурятские песни и частушки, те, что на темы ниже пояса.

Таким же озорным, в деда, растет маленький внучок Витя. Например, перекинет через руку полотенце, а в другую возьмет бутылку, это он играет в бармена. Вообще, любит Михаил Гомбоевич малышей, приласкать, потискать, а иногда и подшутить: «Какая же ты хорошенькая! Ты же моя доча… Твои же родители украли тебя у меня! Будешь у меня жить?» И наивное, доверчивое дитя несется к маме: «Мама! Мама! А, правда, что вы украли меня у дяди Миши?»

Медитация на кухне

Михаил Гомбоевич каждый год навещает свой Угнасай, где все его знают и любят. Каждый год он молится своим предкам и божествам. Мы подъехали к Угнасайскому дацану, расположившемуся в живописной, покрытой изумрудной травой долине. Ярко-зеленый храм сверкает на фоне высоких гор и манит своей красотой и очарованием неведомой тайны. Именно здесь великий йогин Соодой лама погружался в глубины Учения и являл миру необыкновенные способности, предсказывая будущее и совершая чудеса левитации во времени и пространстве.

У Елбонова есть книжка с мантрами (тарни), он их любит начитывать, даже тогда, когда моет дома посуду. Считает, что по буддийски – очищение любых вещей, а не только тела и души - это есть высшая добродетель.

Прирожденный повар

Кухня - это его домашняя сцена в закулисной жизни: «Артист всегда в работе: в гостях, на прогулке, за домашними делами, его мозг все время что-то подмечает и все тащит в копилку. Будь это странная походка, смешные интонации или супружеская перебранка! А вот когда я готовлю, отключаюсь от всего на свете. Самое талантливое я создаю на кухне!» Особенно хорошо удаются ему пельмени «баргжа» — пельмени по-баргузински. Да и буузы, у него получаются великолепные!

На сцене он пять раз был ханом: Гэсэр хан, Чингисхан, Король Лир, Харалтур хан, комедийный хан в «Бык Шарлай и Соболиная шуба». Но на кухне он совсем не хан! Несмотря на поварские таланты артиста, ханша здесь только Галина Дамбаевна! У нее в руках все горит и ее саламат, котлеты из щуки, печеный и свежепосоленный омуль, казахские колбаски из конины, все выше всяческих похвал! Это надо дегустировать, включив все вкусовые рецепторы, этим нужно наслаждаться и все съесть! Без остатка! Под терпкий улюкчиканский тогооной архи!

Вторая половинка

Сам Михаил Гомбоевич признается: «Мне повезло с женой. Она во всем меня понимает. Она преподаватель бурфака БГУ и всегда поможет в работе над ролью. У нас же баргузинских, диалект своеобразный, не все можем понять в литературном языке. И она же у меня директор фестиваля «Юный Будамшу». Без нее как без рук, без нее фестиваля просто не было бы. Ну и конечно без наших спонсоров Зыбынова, Байминова, Шагдаровой, Норбоевой, Шабаковой, Вячеслава Аюшеева».

Однажды, родственники Галины Дамбаевны заявили его родственникам, в шутку, конечно, но с тонким намеком: «Наша Галя и директор, и костюмер, и администратор, и повар, и кассир. Вот как она поднимает ваш род! Имя вашего Миши! Не забывайте об этом!» Родственники Михаила Гомбоевича, конечно, тут же согласились, вручили ей подарок и провозгласили за нее тост!

В Максимиху мы вернулись уже в темноте. Усталые, но довольные. «С Галей мы живем уже больше двадцати лет, - уже на даче поведал Михаил Гомбоевич. – Она мать моего единственного сына, и бабушка внука, продолжателей фамилии Елбоновых. С нами живут и внучка Адиса, и наша невестка. В доме всегда шум и гам! Теперь Адиса и Витька - моя самая большая радость!».

Р.S. Но что же театр? А гастроли продолжаются. Елбонов всегда в пути. Однажды, на встрече с артистом на сцену поднялась бабушка с тросточкой и хадаком: «О, Михаил Гомбоевич! Вы - моя первая любовь!» С тех пор во время гастролей его молодые коллеги, посмотрев из-за кулис в зал, заранее предупреждают его: «Михаил Гомбоевич! Ваша публика! Ждите новых признаний в любви!»

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Читайте также