Показы премьерного спектакля «Полет. Бильчирская история» проходят при полных залах. О том, что привлекает зрителей в новой постановке, что вспоминают очевидцы потопа в селе Бильчир, о чарующем художественном воплощении реальной истории на театральной сцене, рассказывает корреспондент газеты «Бурятия».
Водохранилище вместо села
Из воспоминаний Софьи Буртоновой, в прошлом жительницы села Бильчир Осинского района Иркутской области.
- В 1959 году мне было 14 лет, в те годы мой отец Ефим Алексеевич Буртонов принял решение переехать в новое место в связи с затоплением села Бильчир водами Братского водохранилища во время строительства Братской гидроэлектростанции. В течение года отцу предстояло перевезти на пашни наших предков под горой Сагаан Хушун свои дома (в 20 км от старого Бильчира).
В 1959 году началась перепись переселенцев и выплата компенсаций на строительство новых домов. Отец продал свой дом и купил брус на новый.
Времени отводилось мало, до середины августа 1961 года. В каждой семье велись разговоры о том, как же можно затопить наши богатые пашни, пастбища, могилы наших предков, нашу память.
Все были удручены и подавлены этим действием властей. Жителям Бильчира было жалко своей степи, ибо и так небогатое поголовье скота сократилось. В каждой семье начались сборы.
С весны мы с отцом на мотоцикле ИЖ-56 светло-коричневого цвета начали готовить мох для двух домов. Я научилась ездить и возила отца по неотложным делам. Работы появилось много. Кроме того, что мы собирали пожитки нашей семьи, готовили к переезду дедушку и бабушку. У купеческой дочери Сэсээг было много добра, мебели, домашней утвари. Бабушка никак не хотела расставаться со многими вещами. В ее душе каждая вещь и предметы обихода вызывали какие-то воспоминания. Ругалась с дедом, когда он настаивал на том, что необязательно брать все на новое место.
Вскоре стали разбирать большой дом деда, чтобы перевезти. До окончательного переселения жили в новом Бильчире. Условия проживания во время переселения были полевые. К глубокой осени все перебрались в дедовский дом, благо он был большим.
С 1960 по 1961 год прожили в старом Бильчире. За лето, осень и зиму было построено немало дорог и домов для вновь образованного совхоза «Бильчирский».
Когда переехали на новое место, собаки выли по ночам, тосковали. Тогда переезд и затопление родных земель считалось утратой, у старшего поколения была сильная связь с родными землями. Как говорил мой отец, «своя земля в горсти мила». Это сейчас молодые едут туда, где высокий уровень жизни, они зарабатывают и многое могут себе позволить. К старости мой отец написал много воспоминаний о своей малой родине. В них он называл старый Бильчир раем.
Спектакль Бурятского драматического театра «Полет. Бильчирская история» Софье Буртоновой очень понравился. Костюмы реалистичны, актеры сумели выразить боль и страдание людей.
- И все же постановка – это вымысел, фантазия режиссера. В целом спектакль очень понравился. При просмотре испытала чувство благодарности за такое проникновенное зрелище, - поделилась Софья Буртонова.
Нет свободных мест
Многие, кто сходил в Бурятский театр на премьеру, остались в восторге. Несмотря на то, что спектакль нарушает каноны линейного повествования, а режиссерские приемы необычны, взрослому поколению спектакль пришелся по душе.
- Мне очень понравилось. Прекрасная игра актеров. Часто бываю в Бурятском театре и еще ни разу не была разочарована, - поделилась впечатлениями пенсионерка Мария Хоженуева.
- Очень понравилось, актеры сумели передать страдания, которые пережили в то время жители села Бильчир. Я прочувствовала все, что происходило на сцене, ребята играли от души. Правда, жалко актеров, которые целый час провели в воде. Ждала, что покажут сцены из жизни подтопленцев на новом месте, - поделилась Татьяна Степанова.
Постановка особенно понравилась молодому поколению, большую часть зрителей составляли именно они.
- Необыкновенное зрелище, все очень понравилось. От увиденного я пришла в восторг. Зал замирал от восхитительных сцен. Нигде не видела подобных постановок. И незнание бурятского языка нисколько не доставило мне дискомфорта, даже, наоборот, бурятская речь привнесла шарм в атмосферу спектакля. Редко хожу в Бурятский театр драмы. Теперь буду чаще здесь бывать, - отметила Ольга Бурдуковская.
Фото предоставлено Бурятским драматическим театром
О спектакле
Спектакль состоит из одного действия, но его можно мысленно разделить на две части. Повествование начинается с того, что люди живут в своем селении - поют, танцуют, любят, страдают. Внезапно приходит телеграмма, которая извещает, что наступают непростые времена, и в связи с будущим затоплением народу необходимо переехать в другое место. Герои начинают сожалеть об утрате, кто-то начинает незамедлительно собираться, а кто-то остается. Так зарождается конфликт между молодым и старым поколением, теми, кто желает принять новость, и теми, кто стойко для себя решил остаться на старых землях.
Спектакль устроен так, что зрители словно оказываются в другом измерении, сверху на актеров опускаются старинные облачения, и всё, что произойдет далее, приобретает черты мистики. Если в первой части символы прочитываются, то во второй - меньше. Поэтому судить о спектакле с первого раза трудно. Неоднозначен сюжет второй части, символов становится очень много, а все происходящее на сцене кажется зыбким и мифическим. Остаются неясными сцены об истории знаменитых людей села Бильчир - Матвея Хангалова, революционерки Марии Сахьяновой, а также ее дочери Ларисы Сахьяновой.
Во второй части спектакля сцена была залита водой. Танцы на воде смотрелись более чем эффектно, брызги летели в разные стороны.
Спектакль великолепен, в первую очередь – красивыми картинами.
Спектакль поднимает проблему отношения к родной земле (тоонто). Для каждого человека место, где он родился, дорого и памятно. Приходят мысли о том, что значит тоонто для современного человека. Ведь земля, где человек родился и вырос, - это не просто место паломничества, а дорогое сердцу пространство, куда так приятно вернуться, побродить по улочкам, где бегал еще ребенком. Насладиться тем, что живет в памяти и глубоко в сердце.
Фото предоставлено Бурятским драматическим театром