Культура 10 мая 2023 1105

​Байкал №4 2022

 

На обложке фото Юрия Извекова

 

 

Сергей Донбай. Из варяг в греки. Стихи

Борис Хадеев. Купейное знакомство. Рассказ

Есугей Сындуев. Из новых стихов

Зорикто Олзоев. На Ленина из Ленино. Повесть

Евгения Фахуртдинова. На краю света. Стихи

 

Дневники и воспоминания

Баир Дугаров. Тетива травинки. Дневник 2011 года. Продолжение

 

Очерки и публицистика

Юрий Неронов. К 205-летию со дня рождения Генри Дэвида Торо. Уолден и его рыбы

 

Критика и литературоведение

Александр Исаков. Новейшая бурятская литература в 10 книгах

 

Рецензии и отзывы

Татьяна Викторова. Новая книга Андрея Румянцева

 

История и краеведение

Сержуня Базаржапова. Тамчинский дацан: под защитой богини Балдан Лхамо

                                                                

 

 

Приобрести журнал и подписаться можно по адресу: Улан-Удэ, ул. Каландаришвили, 23, каб. 16, тел. 21-50-52.

 

 

 

 

Юрий Неронов. К 205-летию со дня рождения Генри Дэвида Торо. Уолден и его рыбы

 

 

Человек есть то, что он читает.

Иосиф Бродский

 

В США, в штате Массачусетс, недалеко от городка Конкорд есть небольшой, ничем не примечательный водоём под названием Уолден. И никто бы его знать не знал, кроме местных жителей, не случись одной истории. Обессмертил Уолден Генри Дэвид Торо, прожив на его берегах два года, два месяца и два дня в построенном своими руками домике. И, главное, написав после этого философскую книгу «Уолден, или Жизнь в лесу». Для краткости мы её называем «Уолден», а название водоёма, естественно, приводится без кавычек.

Сказать, что Торо — классик американской литературы, значит ничего не сказать. Мало ли их, классиков? Генри Миллер и Чарльз Буковски тоже классики... Но, Генри Торо — это масштабное, оригинальное явление, олицетворение особого образа жизни, особого мышления, противоположного в том числе реалиям нынешнего безумного и бездуховного мира. Антипод американской мечты.

Нет смысла излагать биографию Торо, для этого достаточно посмотреть Википедию. Однако многогранность творческих исканий и интересов Торо стоит обозначить. Торо прежде всего философ в истинном значении этого слова (как думаю — так живу), трансценденталист по своему мировоззрению; писатель, поэт, публицист; анархист-индивидуалист; аболиционист (противник рабства); натуралист, защитник природы; в какой-то мере идейная предтеча движений битников, хиппи и дауншифтинга; приверженец теории Дарвина. Добавим к этому не менее важные личные черты: Торо никогда не курил, не употреблял спиртное, не был женат.

Здесь уместна расшифровка философского термина «трансцендентализм». Это чистейшей воды идеализм (если вспомнить из лекций: «идея первична — материя вторична»). Его последователи верили в существование «сверхдуши» или божественной моральной силы, которая и управляет всем творением. При познании мира они полагались на собственную интуицию. При этом Торо приветствовал эволюционную теорию Дарвина. А дарвинизм-то материалистическое учение! Оказывается, в одну телегу можно впрячь коня и трепетную лань. И это не единственное противоречие в мировоззрении Торо.

На кого и в какой степени идеи Торо оказали воздействие — тема бесконечная. Можно назвать Махатму Ганди. И не только его. Даже во «Власти бессильных» Вацлава Гавела усматривают влияние идей Генри Торо. Главным поклонником Торо среди русских писателей был Л. Н. Толстой. Правда, «Уолден» он недолюбливал: «...умышленно оригинально, задорно, неспокойно...», зато очень высоко ценил эссе Торо «О гражданском неповиновении». А из советских литераторов выделял Торо среди других зарубежных писателей иркутянин В. Г. Распутин. По свидетельству театрального критика Сергея Захаряна, книга «Уолден, или Жизнь в лесу» ему «...очень сильно нравилась и подействовала на Валентина Григорьевича, он чувствовал свою родственность». Так произошло духовное слияние Уолдена и Байкала. Здесь можно провести параллель: вдохновителем для Торо стал Уолден, а для Распутина — Байкал.

А как я познакомился с Торо? Очень просто. Как и многие другие. Этот момент хорошо сохранился в памяти, хотя прошло не менее пятидесяти лет. У Джека Лондона есть замечательный рассказ «Рождённая в ночи». Представьте себе, «красивая, смуглая женщина с здоровым, округлым телом и чудесными тёмно-голубыми глазами» по имени Люси выходит замуж за Джейка — «Быка». Мечтой мужа было открыть дешевый ресторан, а женился он ради того, чтобы иметь даровую служанку. Несколько лет прошло в кухонном аду, и вот Люси случайно попадается обрывок газеты со статьёй Торо. Её поразили такие слова: «У жителей островов Товарищества были боги, рождённые при свете дня, но они считались менее древними, чем боги, рождённые в ночи...». И Люси начинает понимать — ей предназначена совсем другая жизнь. Она собирает свои нехитрые пожитки и уходит к индейцам. Муж пытается противодействовать уходу, но нацеленный в него кольт решает все вопросы. Затем Люси становится вождём племени и обладателем огромных богатств. Она может позволить себе всё, однако индейского образа жизни не меняет.

Как после такого сюжета не заинтересоваться личностью Торо? Я пошёл в Публичную библиотеку (жил тогда в Челябинске) и без проблем получил книгу на дом. Была весна, ярко сияло солнце, капало с крыш. Я шёл по улице, пытаясь на ходу читать книгу в твёрдом тёмно-зелёном переплёте...

В России о Генри Торо впервые узнали из газеты «Новое время», где 15 октября 1887 года была напечатана глава из «Уолдена». На неё обратил внимание А. П. Чехов. До революции вышло три отдельных издания главной книги Торо в разных переводах и под разными названиями. Во времена СССР печатался перевод «Уолдена» исключительно З. Е. Александровой, отдельные издания вышли в серии «Литературные памятники» издательства АН СССР в 1962 году (первое советское издание) и издательства «Наука» в 1980 году. В этом же переводе книга Торо выходила несколько раз в постсоветское время. И вот, в 2021 году издательство «РИПОЛ классик» выпустило книгу «Уолден, или Жизнь в лесу» в новом переводе В. М. Липки. На это издание, как более полное, мы и ссылаемся.

Творческое наследие Торо нещадно эксплуатируется современными исследователями. Каких только диссертаций не защищено за последние десятилетия. И это здорово. Но нашей темы никто и никогда не касался. По крайней мере, на русском языке таких работ нет.

 

Уолден: пруд или озеро?

 

Сам Торо в своей книге называет Уолден прудом 181 раз, озером (в редчайшем случае озерцом) — 13 раз, водоёмом — несколько раз. Так что же представляет из себя Уолден с научной точки зрения?

В научной классификации водоёмы разного типа представлены реками, озёрами, прудами (искусственными образованиями небольшой площади), водохранилищами (также искусственными, но более масштабными образованиями), морями и океанами. За каждым типом стоят различного рода вариации, но базовые понятия именно такие.

Причём понятие «пруд» следует рассматривать в двух ипостасях. Во-первых, как искусственно образованный водоём, и во-вторых, как неизбежный (вопрос только времени) этап в жизни каждого озера. Озёра ведь как люди, они рождаются, живут и умирают. Проходя при этом определённые возрастные стадии: олиготрофная, эвтрофная, дистрофная, пруд и болото. Пруд — предсмертное состояние каждого озера, он постепенно превращается в болото, и на этом жизнь озера заканчивается окончательно. Характерная черта прудов — водные растения разрастаются по всей акватории.

У американцев есть местное понятие «кеттл» (выбоина, котловина) — это углубление, образованное отступающим ледником 10-12 тысяч лет назад. Если такой водоём питается за счёт осадков и подземными водами, его называют прудом. И Уолден попал в эту категорию. У нас такой тип водоёмов называется «озёрами ледникового выпахивания», но никак не «прудами».

Подытожим сказанное. В классическом понимании Уолден безусловно озеро. Озеро ледникового происхождения, бессточное, олиготрофного типа (то есть, малокормное). Это очевидные вещи. И Байкал по трофности относится к такому же типу озёр. Как и у людей, у каждого озера своя судьба. Дальнейшее бытие Байкала может пойти по классической схеме, а может и иным путём. Ведь озеро фактически является зародышем будущего океана. Второй путь предпочтительнее, он обеспечит существование Байкальского океана до конца жизни планеты Земля. Озеро Уолден ждёт классическая судьба.

Мы тут пытаемся достичь глубины истины для Уолдена... Как его правильно называть? А ведь и с Байкалом не всё так просто. С момента постройки плотины Иркутской ГЭС, Байкал фактически стал подпорным водохранилищем. Конечно, благодаря огромным размерам, природные признаки пока сохраняются. Байкал сочетает в себе как озёрные, так и морские черты. Как быть? Озеро это или море? Предлагаю ввести в научный оборот для обозначения такого рода водоёмов новый термин — «озмор» (озеро-море). Тогда не будет проблем с классификацией водоёмов, сочетающих в себе озёрные и морские признаки. Озмор Байкал, озмор Каспийское… Звучит!

Что интересно, первое издание книги Торо в России 1900 года называлось «Опыт упрощения жизни (у Вальденского озера в Америки)». При этом И. С. Соколов-Микитов (1962) считает, что «...переводчик неправильно называет это озеро прудом...». Уточним, переводчик перевёл правильно неправильное название. А уже А. Д. Карнышев в своей книге «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» приводит отрывок из работы Торо, называя Уолден озером.

Приведём параметры озера Уолден (сведения взяты из интернета): площадь 24,7 га, максимальная глубина 31 метр, длина береговой линии 2,7 км. Озеро является частью государственного заповедника Уолден Понд, последний в свою очередь объявлен Национальным историческим памятником. Таким образом сохраняется память о Генри Торо. Режим охраны позволяет использовать озеро в рекреационных целях только в дневное время (катание на лодках, пешие прогулки, купание, рыбная ловля).

 

Рыбы

 

Был ли Торо настоящим рыболовом? Нет, не был. В этом он признаётся сам, описывая эволюцию своих взглядов на рыбную ловлю. Будь он рыболовом, в «Уолдене» должна быть глава типа «Рыбы и их ловля». Но такой главы в книге нет.

Попробуем систематизировать разбросанные по тексту книги сведения, связанные с рыбами и рыбной ловлей. Начнём с состава ихтиофауны Уолденского озера. Список даётся не по систематическому положению рыб, а в последовательности, данной самим Торо. Итак, обитатели Уолдена: щуки до семи фунтов (3,2 кг) весом, окуни, сомики, гольяны, ельцы, плотва, лещи, угри. «Несмотря на всё это, Уолденский пруд всё же не очень богат рыбой. Главным предметом его хвастовства является щука, хотя и она не водится там в изобилии», — констатирует автор. Торо восхищён красотой уолденских щук, о чём живописует на страницах книги, находя немыслимые сравнения («...они сродни жемчугу и представляют собой облечённые в рыб кристаллы Уолденской воды»). И писательское красноречие относительно красоты щук на этом не заканчивается.

А вот насчёт угря у меня большие сомнения. Как он может существовать в замкнутом озере, тогда как американские угри на нерест мигрируют в Саргассово море? Единственное объяснение — угри вселены в Уолден искусственным путём.

Что касается рыболовных снастей, Торо крайне скуп в их описании. Дважды он упоминает об использовании рыболовами катушек: в летнее время при ловле щук, и зимой при ловле окуней и щурят. При этом не уточняя тип катушечной снасти. Летом, скорее всего, это ловля спиннингом, а зимой — отвесное блеснение.

Есть единственная рыболовная снасть, которая поддаётся идентификации. Торо рассказывает о незадачливом рыбаке, который «...клал ольховые ветки, привязывал к ним кончик лески, чтобы рыба не могла утащить её под лёд, втыкал рядом ольховую палку, перекидывал через неё свободный конец лески на высоте фута над поверхностью, и цеплял на неё сухой дубовый листик, дабы видеть, когда у него клюёт». Да это же современная зимняя жерлица в её первородном виде!

И о взглядах Торо на рыбалку. «В последние годы я не раз ловил себя на мысли, что на рыбалке теряю долю самоуважения. Пытался опять и опять. В этом деле я обладаю не только сноровкой, но и подобно множеству моих собратьев определённым инстинктом, время от времени возрождающимся в душе, но каждый раз меня охватывало ощущение, что лучше было бы не рыбачить. Думаю, это не ошибка. Это тонкий намёк, сродни первым светлеющим полоскам на рассветном небе. Во мне несомненно присутствует инстинкт существ более низкого порядка; в то же время я год от года всё меньше ощущаю себя рыбаком, хотя не прибавляю от этого ни в гуманности, ни в мудрости; сейчас я и вовсе уже не рыбак». И далее: «Практическое возражение против пищи животного происхождения в моём случае сводилось к содержащейся в ней скверне; к тому же, когда я ловил рыбу, чистил её, готовил, а потом ел, она, казалось, совсем меня не насыщала».

Одним словом приверженность вегетарианству заставила Торо отказаться от рыбной ловли. Что удивляет, Торо воздерживается от животной пищи вовсе не из-за гуманных соображений, а из-за некой «скверны». Но «светлеющая полоска» уже наметилась. Впрочем, некоторые исследователи не считают Торо истинным вегетарианцем, он просто минимизировал долю мясных продуктов в своём рационе. И, похоже, они близки к истине.

Сейчас (судя по данным из интернета) щуки в озере нет, преобладает окунь. Таким образом, по доминирующим видам рыб Уолден из щучьего озера превратился в окунёвое.

И заканчивая рыбную тему в книге «Уолден, или Жизнь в лесу» обратим внимание на характерный приём её автора: Торо неоднократно использует образы рыб для решения своих творческих задач. Это можно заметить при чтении. Чтении, надо сказать, совсем не лёгком.

Да, следует признать, Генри Торо писатель не для всех. Но, раз есть «боги, рождённые в ночи», есть и люди «рождённые в ночи». Такие, как Люси из рассказа Джека Лондона. Торо — их заветный автор.

Генри Дэвид Торо появился на свет 12 июля 1817-го года, следовательно в этом году исполняется 205 лет со дня его рождения. Умер 6 мая 1862-го года в возрасте 44-х лет от туберкулёза. Но его книги продолжают читать, его идеи созвучны современному миру (к сожалению, не для большинства), он востребован. Пока читают книги Торо, писатель остаётся живым. Во всяком случае, для «рождённых в ночи».

 

Юрий Неронов

 

Читайте также