Блоги 30 дек 2020 2071

Один день с красавицей Кяхтой – 2

Бывший город русских миллионеров ждёт открытия границы, чтобы конвертировать историю в звонкую монету

При въезде в Усть-Киран дух захватывает от открывающегося вида. Это одно из красивейших сёл республики, а его главное украшение - это гора Кумын хаан, по форме - потухший вулкан. Кто бы сделал серию «Сто видов горы Кумын хаан», словно Хокусай – «Сто видов Фудзи»? Но это не единственная достопримечательность села.

Реликвии и громкие имена

В школьном музее есть старообрядческий сборник молитв, гимнов и поучений в деревянном, обтянутом кожей переплёте с медной застёжкой. Это единственный в своём роде раритет во всей Бурятии! Когда держишь его в руках, переживаешь непередаваемые ощущения, погружаясь во тьму времён. Кто они были, эти люди, листавшие её страницы? А вековые чёрные тополя диаметром в два метра на месте бывшей дачи купца Немчинова? Они растут в устье реки Киранка. И, конечно, трёхметровый крест из чёрного мрамора, привезённый из Богемии и установленный на могиле купца Алексея Михайловича Лушникова. Рядом похоронена его жена Клавдия Христофоровна, в девичестве Кандинская. Именно из её рода был основатель абстракционизма Василий Кандинский, а сами они занимались пушниной, хлебом, лесом и золотодобычей: «В числе их предков были бурятские шаманы, а бабушка художника, которую он любил называть моя монгольская принцесса, тунгусская княжна Гантимурова».

Ученики из Монголии

Каков же сегодняшний день этого славного села Усть-Кирана? Официально здесь живёт больше тысячи ста человек, но многие только прописаны, а сами живут и работают в Улан-Удэ или ездят на вахту. Центр жизни села - это школа, в которой учится 106 учеников, в том числе 10 первоклашек и два выпускника в 11-м. Ежегодно количество учеников сокращается человек на 10. Из-за пандемии сократилось и число учеников из Монголии - до четырёх. А обычно учится порядка 10 монголов.

- В основном, это дети из Улан-Батора, а не ближнего Сухэ-Батора, - рассказал Алексей Будаев, глава поселения. – Родители у них вполне обеспеченные люди. Они хотят, чтобы их дети получили российское образование, жили на свежем воздухе, подальше от смога, гаджетов и других минусов городской жизни. Один год здесь жила монгольская бабушка, дабы опекать внука. Живут они в интернате, и это монголы считают преимуществом.

В самой Кяхте тоже есть монгольские ученики, но они живут на квартирах. А после окончания школы монголы поступают в московские ВУЗы. Они даже в детский сад к нам просились! Монгольские родители привозят к нам артистов на Сагаалган. Наша школа обменивается опытом со школой из Сухэ-Батора. И от этого приграничного сотрудничества мы получаем ощутимую пользу для всего села. Но есть проблемы с визами, и нам нужна поддержка от наших депутатов и сенаторов в этом сложном вопросе.

Видите, у нас самые тесные связи с Монголией, и для нас важен вопрос изучения бурятского языка на нашем, селенгинском диалекте. Ведь монголов мы лучше понимаем, чем других наших бурят, у нас один язык. Это стимулировало бы интерес к изучению родного языка, а то из десяти учеников бурят в районе только один владеет им на бытовом уровне.

Сельский комфорт

Для нормальной сельской жизни в Усть-Киране есть, казалось бы, всё и даже более того: школа-интернат, детский сад, клуб, магазины, почта, парк отдыха и фельдшерско-акушерский пункт. В центре села заливался каток с ночным освещением и тёплым вагончиком для переодевания. Сельчане благоустраивают городскими удобствами и свои дома. Но! Но…

- Население стареет, а молодёжь уезжает. Как удержать людей? - продолжает Алексей Будаев. – Нужна развитая социальная сфера, и за последние три года мы освоили 700 тысяч рублей по федеральной программе «Жильё и городская среда». А в 2022 году получим свыше 800 тысяч уже по программе минсельхоза РБ «Комплексное развитие сельских территорий».

Дела аграрные

Другая важная составляющая закрепления на селе - это работа. Раньше жили за счёт совхоза, а сейчас выживают сами. Но не все могут фермерствовать и заниматься личным подсобным хозяйством. Сельский труд должен быть востребован, а для этого нужна реализация продукции. В Кяхте проходят ярмарки выходного дня, есть Центральный колхозный рынок, но этого явно недостаточно, считает Будаев.

Хотя появилось нововведение - молокоматы (аппараты по продаже молока). И как сообщил глава района Бимба Нимаев, сейчас мэрия города строит 8 павильонов, некоторые из которых могут быть отданы под торговлю продукцией сельчан. В молочный сезон производители доставляют товар непосредственно к их домам и продают его на улицах. «Нужно быть ближе к потребителю, но делать это цивилизованно, - говорит глава Усть-Кирана, - необходимо открыть площадки для торговли сельчан по всему городу. В том числе в магазинах и торговых центрах».

Собственно, так и делают в Улан-Удэ, где есть магазины и киоски с фермерской продукцией. Они открываются сами по себе, но в некоторых стратегически важных местах этот процесс регулируется мэрией. Например, площадь Славы, где-то же разливное молоко продают по цене от 50 до 60 рублей.

А в Кяхте фермеры продают молоко по 45 рублей за литр, говядина стёгнами – 290-300 рублей за кг. Покупатели - не только горожане, но и военные, пограничники и таможенники. А это - стабильные и платёжеспособные потребители.

В условиях пандемии мощный стимул к развитию получила интернет торговля, в том числе и через вайбер-группы. Однако она имеет существенный минус – отсутствие санитарного контроля. И всё же, магистральный путь развития агрокомплекса - это сельская кооперация, уверен Алексей Будаев: «Кооперация должна начаться с торговли, а затем выйти и на переработку».

Улан-Удэ – Кяхта – Усть-Киран

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев