Культура 18 мая 2016 1698

​Артист балета - «штучный товар» - Юрий Муруев, выпускник первого набора Бурятского хореографического училища

В свое время Юрий Фролович Муруев исполнял веду­щие партии во всех балетных спектаклях, был ху­дожественным руководителем Бурятского театра оперы и балета. Теперь он - педагог Бурятского республиканского хореографического колледжа им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева, который отмечает 55-летний юбилей. Ровно столько же лет своей жизни артист посвятил высокому искусству - балету.

- Юрий Фролович, как все начиналось?

- Я очень любил танцевать. Когда мама услышала, что идет набор детей для специ­ального обучения в балетные школы Москвы, Ленинграда, Алма-Аты и Ташкента, при­вела на вступительные экза­мены. Я прошел их и получил направление в Ленинград, но потом кто-то «перетасовал карты», и меня решили от­править в Алма-Ату. Мне было всего 9 лет, я не понимал, что значат эти города…

В Алма-Ате очень понра­вилось, но через полгода я заболел: катался на катке и простудился. Сказали, что через год меня возьмут за­ново, и я уехал домой. Хотел вернуться, но в нашем театре сказали, что открывается Бу­рятское хореографическое училище. Вот так я и попал в первый набор. Тогда было много желающих. Это был ускоренный курс, учились всего 6 лет, хотя надо было 8. По окончании поехал на стажировку в Ленинград. Мне писали одногруппники, которые остались работать в Улан-удэ, что «как здорово работать, гастроли и прочее», и я решил вернуться домой. Так стал солистом нашего бурятского балета. Это был 1968 год. Нашему поколению повезло, ведь тогда приезжа­ли известные мастера, были хорошие постановки.

- Помню, в хореографиче­ском училось много детей, по улице ходили целыми группами. Все с восхищени­ем смотрели на них…

- Тогда были большие на­боры. А сегодня вместо поло­женных 15 набираем 5 учени­ков. К сожалению, все хотят быть экономистами, юриста­ми, а артист балета – «штуч­ный товар». Наши выпуск­ники востребованы по всей России. Они работают в Улан- Удэ, Иркутске, Новосибирске, Красноярске, Питере, Москве, Хабаровске, Владивостоке, а также в Сеуле, Бельгии.

Существует проблема на­бора. К примеру, девочек приходит 20-25, мальчиков - меньше, через год они отсе­иваются. Некоторые по внеш­ним данным не подходят, а кто-то понимает, что ошибся в выборе профессии. В ито­ге оканчивают колледж не­сколько человек. В этом году выпускаются 4 мальчика и 11 девочек. По целевому обуче­нию из Тувы учатся 3 мальчи­ка и 6 девочек. Есть девочка из Китая.

Сегодня выбирать особо не приходится. Даже если нет особых данных, вынуждены обучать. Такое положение сейчас во всех хореографи­ческих учебных заведениях России. Печально, что многие не имеют представление о ба­лете. А раньше даже зрители были профессиональные…

- Расскажите о своих уче­никах, их успехах. Насколь­ко они талантливы?

- Да, есть у нас талантливые дети. Изначально в нынешнем выпуске было 5 мальчиков, но в позапрошлом году в театр приезжал Николай Цискарид­зе и пригласил нашего учени­ка Чингиса Ичигеева на учебу в Санкт-Петербург. Я доволен своими учениками, все четве­ро успешно заканчивают обучение. На первом курсе ездили в Алма-Ату. Гордость нашего колледжа - Субедай Дангыт, который за время об­учения у нас получил три ме­дали: первую, серебряную - в Алма-Ате, вторую - в Сеуле, а третью, золотую - в Италии, в этом году. После окончания он поедет работать и учиться в Италию.

- В каких конкурсах уча­ствовал ваш ученик?

- Это международные конкурсы артистов балета. В Алма-Ате были участники из Турции, Киргизии, кста­ти, у казахов очень сильный балет, особенно мужской. Были представлены Япония, Таиланд, а также города Рос­сии. А в Сеуле были артисты балета из Кубы, Америки и других стран. За 55 лет суще­ствования нашего учебного заведения мы впервые полу­чили такие награды. Это здо­рово! Но почему-то не было общественного резонанса, как будто у нас каждый год получают медали междуна­родного уровня. Ведь мастер­ство оттачивается именно на таких конкурсах, у нас же все упирается в финансы – нет денег для поездок.

К примеру, я хотел ехать в Италию со своим учеником, но денег не нашлось. Помню, ког­да работал худруком в театре, обращался за спонсорской по­мощью к нашим бизнесменам. И они помогали. По поездке Субедея в Италию я обратил­ся в Тыву. Там меня спросили, есть ли какие-то гарантии, а не случится так, что он про­сто прокатится впустую? Ну как я могу давать гарантии? Но был уверен в своем уче­нике - и он не подвел, вернул­ся с «золотом».

Конечно, во все времена ис­кусство было дотационным. Наше учреждение стало ав­тономным. Представьте, идет учебный процесс, где же нам еще и зарабатывать? Многие колледжи из других городов отказались. Вот мы и стараем­ся: есть вечерняя студия, вы­езжаем в Кяхту, Гусиноозерск. Порой затраты на поездку не покрывают расходы. Нам учиться надо, а не бегать в по­исках заработка. Но у нас такой коллектив - никого подстеги­вать не надо. Здесь работают люди, бесконечно преданные высокому искусству.

- Спасибо большое за бе­седу. Поздравляю вас и ваш коллектив с 55-летием. Творческих вам побед!

СПРАВКА

Юрий Муруев - народный артист Российской Федерации, доцент кафедры ВСГАКИ, почетный профессор Пекинского национального университета, выпускник первого набора Бурятского хореографического училища г. Улан-Удэ.

Автор: Цырегма САМПИЛОВА