Власть 7 фев 2017 1173

​Депутатов Хурала удивила разная статистика по зарплатам сельских учителей

Формирование фонда заработной платы педагогическим работникам, реальные доходы учителей на селе – этим вопросам была посвящена встреча депутатов республиканского парламента с директорами школ Мухоршибирского района.

Состоялась она по инициативе членов Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по бюджету, налогам и финансам и продиктована желанием на месте разобраться с той непростой ситуацией, которая возникла сегодня с оплатой труда педагогическим работникам, прежде всего, на селе. Парламентарии также хотели выяснить, почему в отчетах по средней зарплате педагогов Министерства образования и науки Республики Бурятия указаны одни цифры, а получают они за свой труд во много раз меньше.

- К нам поступает немало обращений из школ республики с просьбой разобраться в данной ситуации, - сказал, предваряя встречу, председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов. - Поэтому мы, депутаты, хотели встретиться с вами, людьми, которые владеют обстановкой, услышать ваше мнение. Кроме того, пригласили временно исполняющего обязанности министра образования и науки Бурятии Баира Жалсанова, который ответит на ваши вопросы.

Как формируется зарплата учителя

Нынешнее так называемое нормативно-подушевое финансирование системы образования введено в России с 2011 года. В те годы многие работники образования ратовали за смену Единой тарифной сетки (ЕТС), которая уже не соответствовала требованиям времени.

Как напомнила и.о. начальника отдела экономики, статистики Министерства образования и науки РБ Туяна Бадмаева, переход к новой системе формирования фонда оплаты труда в стране взамен ЕТС начался еще с 2007 года. Ее внедрение проводилось в рамках комплексного проекта по модернизации системы образования России. В Бурятии методика формирования фонда оплаты труда была утверждена постановлением Правительства РБ и основывалась на модельной методике, предложенной минобрнауки России. У нас нормативы были установлены законом Республики Бурятия от 11 июля 2011 года.

На первых порах новая система оплаты труда была встречена «на ура». Действительно, в отличие от старой ЕТС, она позволяла учителю, прежде всего начинающему, с первых лет работы рассчитывать на хорошие заработки, поскольку теперь она не зависела от педагогического стажа и других факторов, который молодой учитель не имел. Теперь зарплата педагога во многом зависит от педагогической нагрузки (количества часов) и количества учеников.

- Кроме того, имеется увеличивающий коэффициент, - добавила Туяна Бадмаева, - в зависимости от количества детей с ограниченными возможностями, обучающихся в общих классах, и отдельно норматив на детей, которые обучаются индивидуально на дому.

Какова средняя заработная плата учителей в Бурятии?

С 2012 года в соответствии с майскими указами президента России Владимира Путина в Бурятии принимаются меры по повышению средней заработной платы педагогических работников. С этой целью, по словам Туяны Бадмаевой, по республике в ведение муниципальных властей передано 4030 штатных единиц, при этом финансирование проводилось по-прежнему из республиканского бюджета.

- Ежегодно на эти цели выделяется 490 млн рублей, - отметила она.

С 2013 года по России ведется ежеквартальный мониторинг средней заработной платы по форме, утвержденной Росстатом. По данным Министерства образования и науки РБ, по республике по итогам 2015 года она составила 29 тысяч 217 рублей, или 116,6 % среднемесячных доходов от трудовой деятельности в РБ. По предварительным данным, средняя заработная плата за 2016 год составляет 29 тысяч 853 рубля (112,5 %). По Мухоршибирскому району этот показатель соответственно 28 4496 и 29764 рубля.

Кроме того, как отметила представитель минобраза, начиная с 2011 года заработная плата шесть раз индексировалась в связи с изменениями минимального размера прожиточного минимума в республике. С 2015 года производятся меры по социальной поддержке – выплаты на оплату коммунальных услуг специалистам, проживающим в сельской местности, в рабочих поселках, которые также включаются в доход педагогических работников.

Средняя зарплата педагогов в разрезе республики тоже разная. Так, если в Кабанском районе она составляет 25741 рубль, то, к примеру, в Тункинском – 33 тысячи рублей.

Почему такая разница? Одной из основных причин Туяна Бадмаева назвала разное количество детей, обучающихся в школах, от чего во многом зависит фонд оплаты труда. Существенным фактором является и наличие в районе малокомплектных школ. К примеру, в Заиграевском районе в таких образовательных учреждениях обучается треть школьников, в Кижингинском - доля малокомплектных школ в общей численности школ составляет почти две трети. Разница в средней заработной плате также зависит и от наличия городских населенных пунктов в районе, в которых учителя не имеют сельских доплат.

Например, в Кяхтинском районе 63 % детей учатся в городских школах. Так ли это на самом деле? Впрочем, цифры, приведенные представителем минобраза, вызвали сомнения у директоров школ. По, крайней мере, никто из присутствующих руководителей образовательных заведений не мог «похвастаться» высокими заработками в своих школах.

Назывались разные зарплаты учителей, но ни одна из них близко не подходила к официальным данным.

- В свое время, - говорит директор Кусотинской средней школы Игорь Пахомов, - на комплексную модернизацию образования, подушевое финансирование возлагали большие надежды в плане улучшения материально-технической базы, увеличения зарплаты. Но сегодня оно изжило себя, не соответствует реалиям.

Прежде всего, это касается малокомплектных школ.

- В тех школах, где количество учащихся более 250 детей, там действительно есть какая-то выгода в плане заработной платы, - соглашается он.

- В нашей же школе обучается 82 ученика. И, к примеру, учитель 1 квалификационной категории при норме 18 часов ведет 29 часов. Он ведет занятия с 5 по 11 классы по нескольким предметам. И этот учитель, подготовивший двух призеров республиканской олимпиады, получает без стимулирующей части 11455 рублей в среднем в месяц, плюс 3-4 тысячи рублей стимулирующих. Не говоря уже о молодом специалисте, чья зарплата в среднем в пределах 9 тысяч рублей.

Такая же картина наблюдается практически во всех школах района. По крайней мере, все присутствующие директора называли среднюю зарплату от 3 до 15 тысяч рублей, как правило, при нагрузке 1,5-2 ставки.

Разная статистика

- Почему министерство образования и науки называет одни цифры, директора – другие? – поинтересовался депутат Матвей Баданов.

- Откуда берутся 29 тысяч средние по району? - поддержал коллегу Бато Семенов. - Наверное, есть школы, где высокие зарплаты?

Справедливости ради надо отметить, что в ряде школ района средняя зарплата действительно высокая, по крайней мере, по данным того же Министерства образования и науки РБ. Так, и.о. министра Баир Жалсанов назвал Никольскую и Хонхолойскую средние школы, школу № 2 в селе Мухоршибирь, где средняя зарплата составляет свыше 32 тысяч рублей. Но, к сожалению, представителей этих школ на встрече не было.

Отвечая на вопрос, и.о. министра Баир Жалсанов сообщил, что все данные получены из районных управлений образования:

- Мы сами ничего не выдумываем, есть программа, разработанная Росстатом согласно майским указам Президента России. Бухгалтерии управлений образования муниципалитетов направляют данные о заработных платах в Росстат. Параллельно проводится сверка с Пенсионным фондом и налоговой инспекцией.

Другое дело методика расчета доходов учителя, которая в определенной мере влияет на размер средней зарплаты. В частности, по приказу минобрнауки РФ в нее засчитывается компенсация на оплату за коммунальные услуги. В среднем по республике она составляет 2-2,5 тысячи рублей.

В действительности - варьируется в большом диапазоне, в северных районах она значительно больше. То, что оплата за услуги ЖКХ входит в среднюю зарплату, сильно удивило депутатов, поскольку это, считают они, мера социальной защиты, поэтому она ни в коем образе не должна учитываться в доходах педагогов.

На селе некому будет учить детей в школе

По итогам встречи возник этот извечный российский вопрос. В первую очередь, это касается малокомплектных школ, где наполняемость классов мала.

По единодушному мнению директоров, нужно уходить от нынешней системы оплаты труда педагогов. В то же время нецелесообразно возвращаться к предыдущей – Единой тарифной сетке.

Сегодня складывается ситуация, когда на селе некому будет учить детей в школе. Яркий пример привел директор Кусотинской средней школы Игорь Пахомов:

- Из 80 выпускников БГУ лишь трое согласились работать в школе, и то не в селе. Низкая зарплата заставляет искать другую работу. Наша выпускница, получившая специальность учителя бурятского языка, работает техничкой на одном из предприятий района и получает зарплату 19 тысяч рублей - больше, чем учитель 1 квалификационной категории с большим педагогическим стажем.

Кадровые проблемы в школах, уменьшение количества учеников, связанное со снижением рождаемости и миграцией населения из села в город, - все это напрямую связано с заработной платой учителей, считают директора. Более того, она во многом влияет на отток других специалистов из сельской местности.

- Мы не случайно подняли это проблему, - подчеркнул Зоригто Цыбикмитов, - она характера для всех районов республики. Поэтому необходимо сообща найти решение, которое позволило бы обеспечить педагогов достойной зарплатой.

Парламентарии намерены обсудить эту проблему еще раз у себя в комитете, возможно не один раз, совместно с представителями районов республики и Министерства образования и науки РБ. И вынести вопрос на парламентские слушания. В любом случае, с этим согласны все, необходимо менять существующие нормативы, методику расчетов оплаты труда педагогов.

Автор: Герман НАМЖИЛОВ