Не так давно в интернет-пространстве Бурятии прошла новость о том, как Сарма обрушилась на села Исток и Гремячинск в Прибайкальском районе. Информация оказалась ложной, но она успела поднять шумиху одним упоминанием грозного байкальского ветра Сарма.
Сарма – это, напомню, согласно байкальской мифологии, хозяйка Малого моря, невеста, навсегда рассорившая великанов Култук и Баргузин. Ну, а в жизни это ветер, самый мощный на Байкале, шквалистый, направленный, из долины реки Сармы.
Прочитав эту новость, я вдруг вспомнил разговор с сослуживцем по армии, он из поселка Усть-Баргузин. Рассказал мне тогда сослуживец легенду о том, за что байкальские рыбаки черного баклана невзлюбили. Я потом еще много вариантов сей легенды слышал, но эта история раскрывает тайну о том, почему нрав у Сармы такой непредсказуемый.
Итак, жила-была на Байкале Сарма, мистическая сущность, дух, способный превращаться в человека. Был Байкал ее владениями, а сердце Сармы являлось сутью всего живого на этом озере. Сердце свое она хранила в волшебном ларце. Раз в год, весной, открывала Сарма этот ларец, и Байкал оживал, начинал светиться новыми красками.
Однажды две других земных сущности, два брата, дух степей и лесов Култук и дух гор Баргузин решили посвататься к Сарме. Пришли они к ней, и начали спорить, кто к ней первый посватается. Спор перерос в драку, и Сарма отказала обоим, изгнала их из своих владений. Обиделись Култук и Баргузин, и стали вынашивать план мести.
И тут появился черный баклан. Он то и рассказал драчливым духам о шкатулке, в которой хранится сердце Сармы, и предложил им эту шкатулку выкрасть. Взамен же он попросил, чтобы вся рыба на Байкале принадлежала только ему. Согласились духи, и однажды ночью черный баклан выкрал сердце Сармы, принес шкатулку братьям. И снова начали братья ссориться, кому достанется эта шкатулка с сокровищем, подрались, да так, что поднялся на Байкале сильный шторм.
Рыбачил в это время на Байкале Ольхон, простой юноша рыбак. Мотало его лодку по волнам так, что он уже с жизнью своей попрощался. И вдруг в лодку к нему падает ларец. Не удержался юноша, открыл этот ларец, и шторм внезапно прекратился. И тут перед ним возникла сама Сарма, во всей своей красе, и в гневе, темные тучи тянулись за ней целой армией, готовые смять все живое на своем пути.
- Как ты посмел похитить мой ларец? – спросила Сарма.
- Этот ларец упал мне в руки с неба! – спокойно ответил юноша.
- Тогда верни мне его! – велела Сарма.
- Хорошо! – ответил Ольхон, и вернул ларец.
- За твою честность я выполню одно твое желание! – сказала Сарма.
- У меня есть только одно желание, - ответил юноша. - Я хочу быть твоим мужем, поскольку вряд ли в своей жизни смогу встретить кого-то прекраснее тебя.
Растерялась сначала Сарма, но слово не воробей. Сказала она юноше, что раз в год, весной будет приходить к нему в облике земной девушки. Так Сарма стала женой рыбака. Раз в год она приходила к своему возлюбленному, и рождались у них дети, дочери и сыновья, что быстро взрослели и становились прекрасными девушками и юношами.
Но однажды прознали об этом Култук и Баргузин. Им об этом рассказал черный баклан, что не терял надежды завладеть всей рыбой на Байкале. И решили два брата извести Ольхона и всех его детей. Напали они на ветхую лачугу Ольхона и стали спорить, кто первым его убьет. Тот, кто первым убьет рыбака, тот и станет мужем Сармы.
Пока братья спорили, явилась Сарма со своим войском, темными тучами. Но Култук и Баргузин не испугались этого войска, у них свои войска были, бури и ураганы. Поняла Сарма, что не выиграть ей битву, не спасти возлюбленного в бою, и решилась на жертву. Она согласилась стать женой одного из этих духов, но с одним условием. Сарма станет женой того, кто первым ее догонит. Оба брата согласились.
Сарма обернулась морским ветром. Култук стал ветром степным, а Баргузин – горным. Оба бросились в погоню за Сармой, но где им было угнаться за ней. С тех пор мечется она над Байкалом, ускользая от своих преследователей. А два брата упорно гонятся за ней, успевая драться между собой.
По пути Сарма бросила в Байкал свой ларец, и плывет он с тех пор по волнам от этой вечной погони, и каждую весну дарует людям, потомкам Сармы и Ольхона, новую жизнь. Люди по-разному называют тот ларец, но чаще – омулевой бочкой. Много чудес породил тот ларец, и нерпу Байкальскую, и омуля, и так далее. Плавает себе этот ларец по Байкалу, чудеса творит. А вот когда люди начинают охотиться за ним, гневается Сарма, характер свой показывает.
Ольхон с тех пор терпеливо ждет свою возлюбленную. Со временем превратился он в камень, неприступным островом стал, что прикрывает свою возлюбленную от неугомонных ветров. Люди, коренные жители берегов Байкала, каждое лето едут на этот остров, чтобы поклониться своим прародителям.
А черный баклан стал врагом всех людей, потомков Ольхона и Сармы. Много раз изгоняли его люди с Байкала. Много раз он возвращался. Но так и не был прощен, и держится потому в стороне, надеясь на то, что однажды Култук и Баргузин в конце концов откажутся от своей затеи догнать Сарму, оставят ее в покое. И сможет она вернуться к своему возлюбленному, и простит однажды черному баклану все его темные поступки.