Фоторепортажи 22 мая 2012 1956

​Беготня за Максутовым

На пресс-конференцию в Дом печати пришла не только группа поддержки уволенного худрука, но и те, кто выступает против руководства Максутова. Это вызвало некую оторопь у дирижера, видимо, полагавшего, что эта пресс-конференция станет его бенефисом. Людей пришло много, некоторые стояли в проходе. Журналисты и пришедшие представители двух враждующих лагерей томились в ожидании главного героя, который так и не вошел в кабинет, где должна была происходить встреча со СМИ.

Но вскоре объявили, что Азат Максутов не хочет проводить ее из-за неких нарушенных организатором договоренностей. И что сейчас он стоит в коридоре, ожидая разрешения этой ситуации.

Журналисты и работники театра выбежали в коридор. Здесь-то и началась эта долгожданная пресс-конференция, сопровождаемая выкриками и взаимными обвинениями.
- Почему вы прячетесь?! Вы боитесь! – кричали одни.
- Было заявлено, что на пресс-конференции будут Азат Барыевич и его люди. Эта договоренность была нарушена - называя себя по имени-отчеству заявил журналистам и своим оппонентам Азат Максутов. Журналистам же он поставил четкое условие.
- Либо мы сейчас проходим в другое помещение, где я мог бы спокойно высказаться, либо в другой раз. Мне очень жаль, очень жаль, - твердил бывший худрук.
- А что вы имеете, когда говорите «мои люди»? – раздался возглас.
Максутов явно смутился, и ответил несколько скомкано:
- Ну, конечно, вы все мои дорогие коллеги...
- Что за группировка? Скажите нам, – раздавались вопросы.
В это время организатор пресс-конференции попросила всех лишних освободить помещение. В свою очередь, противники Максутова возмутились ее предложением.
- А почему боитесь? Коллектив театра пришел потому, что очень много грязи льется на театр. Очень много неправды. Почему господин Максутов не может посмотреть нам в глаза и честно поговорить с нами.
В это время бывший худрук засмеялся.
- А что смешного-то? – возмутились его оппоненты
- Я с вами во время работы разговаривал...
- Не надо врать! Вы с нами никогда не разговаривали! Просто вы испугались. Браво, Азат Барыевич, блестяще!
Раздались аплодисменты...

Конфликт набирал обороты, и Максутов поспешил удалиться. Журналисты стояли в недоумении – пресс-конференция была практически сорвана. Спустя какое-то время, кто-то сообщил, что худрук находится в столовой на первом этаже, и может дать свои комментарии прямо в общепите. Все побежали туда, но там его, к большому удивлению репортеров, уже не было. Неуловимый дирижер словно испарился...

Напомним, что 3 мая художественный руководитель был освобожден от занимаемой должности. Как сообщает министерство культуры «Максутов А.Б. уволен в порядке пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации. Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает право лиц, назначивших руководителя на должность, освободить его от должности в любой момент до истечения срока трудового договора». Кроме этого короткого сообщения на сайте, минкульт замолчал и не давал никаких разъяснений по поводу этого увольнения.

Уже в тот же день уволенный худрук сделал несколько заявлений в СМИ, что он собирается судится с минкультом. 4 мая, как сообщают СМИ, он забаррикадировался в своем бывшем кабинете. И в тот же день он попытался пройти в Оперный театр, на концерт памяти композитора Юрия Ирдынеева, который он должен дирижировать, но его не пустили. Тогда он был вынужден приобрести билет, и пройти, как обычный зритель. Все это шоу шло под пристальным вниманием СМИ.

Кажущийся конфликт между Азатом Максутовым и министерством выявил скрытые от посторонних противоречия, которые разрывают Оперный театр. Как заметили наблюдатели, «создается ощущение, что некоторые люди умело используют эту ситуацию в своих личных целях». Коммунисты давно «точащие зуб» на Тимура Цыбикова уже предложили уволенному худруку свои услуги.

А тем временем, когда журналисты ходили по Дому печати в поисках Азата, он прятался в одном из кабинетов. Я позвонил ему. Максутов ответил на звонок. Дальше произошел почти сюрреалистический диалог.

- Азат, где вы? Вас же все ищут!
- Я в здании...
- А где именно?
- Я рядом, - прошептал дирижер и положил трубку.
Когда неожиданно вдруг объявили, что Максутов готов к пресс-конференции у журналистов появился выбор: либо пойти к бывшему худруку, либо пойти к министру культуры Тимуру Цыбикову, который наконец-то согласился дать комментарии по поводу происходящей ситуации. Тем, более, что со дня увольнения от минкульта не было никаких ответов. Мы решили пойти к министру.
- Было выпущено большое количество спектаклей, которые расходились в оценке качества у министерства, у театральных критиков и у людей, принимающих решения в театре, - прокомментировал ситуацию с Максутовым Тимур Цыбиков, - Морально-психологический климат в театре очень сложный. Можно сказать, что он был такой всегда. Ну, наверно, потому что это флагман бурятской культуры и один из крупных коллективов, около 400 человек работают в театре. Коллектив уже был расколот уже тогда (имеется в виду время, когда там работала директором Намсараева – ред.). Когда пришел Лубченко, произошло единение, правда, недолгое. Потом Лубченко начал пересаживать музыкантов, тогда коллектив начал кампанию против него.

Когда же мы вернулись в Дом печати пресс-конференция заканчивалась. Азат Максутов говорил о спасении театра. Позже ИА "Байкал-дейли" распространило следующую информацию:
- Меня уволили, так как я начал копать те вещи, которые были неприятны моим работодателям, - заявил сам Азат Максутов. – Это вопросы дисциплины и финансовых нарушений. Они касаются, к примеру, табелирования. Слишком много знал. А такой человек становится неугодным.

По его словам, в пользу этой версии увольнения говорит и дата увольнения.
- Второго мая я подал очередные служебные записки директору театра и министру культуры о многочисленных нарушениях. Этим же вечером я встречаюсь с министром, который предложил мне расстаться или по-хорошему, или по-плохому. Я попросил время на раздумья, и ответил на следующий день, что не принимаю ни один вариант. Третьего мая меня увольняют. Делайте выводы сами, - заявил Азат Максутов. – Ответа на служебные записки нет и, конечно, не может быть. Нет худрука – нет проблемы.
По его словам, приказ об увольнении составлен с нарушениями. Потому дирижёр не намерен сдаваться и будет опротестовывать своё увольнение в суде. Сейчас им уже поданы заявления в прокуратуру и инспекцию труда. Сейчас Азат Максутов консультируется с юристами по вопросу своих дальнейших действий.

Два сердитых письма

Здесь одно из писем от работников театра, требующих уволить Максутова.

«Уважаемый Тимур Гомбожапович!
Мы, нижеподписавшиеся, просим Вас освободить от занимаемой должности художественного руководителя и главного дирижера Максутова А.Б.
Ситуация, сложившаяся в театре на сегодняшний день в результате так называемой «работы» Максутова А.Б., вызывает у коллектива театра серьезные опасения.
Максутов А.Б. не выполняет возложенные на него обязанности. Всю творческую работу в театре делит на «мое» и «ваше». Даже само обращение к коллективу театра говорит о его отношении к нам: «Ваш оркестр», «Ваш театр», «Ваши солисты», «В этом театре не умеют петь, играть и работать».

Репертуар театра формируется исходя из его личных предпочтений, не приносит больших творческих и художественных результатов. На просьбы и вопросы музыкантов по поводу исполнения тех или иных партий у Максутова А.Б. ответ один: «Послушайте запись» или «купите кассету оркестра мирового уровня и учитесь у великих музыкантов».
За 70 лет в театре работали ни один десяток дирижеров, но такого эгоистичного отношения к творческому процессу в театре никто не проявлял. Максутов отстранился от решения проблем оркестра и театра - «У меня нет времени заниматься вашей ерундой, разбирайтесь сами».

Кроме того, у Максутова отсутствует корпоративная этика, доходит до оскорблений и унижения. Он неоднократно переходил на «ты» с теми артистами, которые трудятся в театре очень много лет, имеют настоящие заслуги и достижения, в том числе российского масштаба. Его не останавливает даже разница в возрасте. Любая малейшая, даже конструктивная критика им не воспринимается, в ответ начинает грубить, унижать. Репетиционный план формируется только исходя из личных интересов и потребностей художественного руководителя. Он уделяет огромное количество репетиций на те спектакли и постановки, которые дирижирует сам. На вопросы по этому поводу отвечает: «Сколько мне надо, столько и буду репетировать». Репетиции же на другие спектакли и постановки сокращает, игнорирует.

Игнорирует Максутов также и задачи, которые касаются его именно как художественного руководителя, а не дирижера. Он не прислушивается к просьбам творческих цехов, не понимает их. За 7 месяцев работы Максутова А.Б. в качестве художественного руководителя и главного дирижера оркестр не только нисколько не вырос творчески, но и деградировал настолько, что те спектакли и симфонические программы, которые исполнялись на высоком профессиональном уровне, теперь исполняются с большим трудом или вообще не исполнимы. Так, предстоящий симфонический концерт, который состоится 22-23 марта 2012 года, вызывает у музыкантов большие опасения за качество исполнения.

Таким образом, считаем, что дальнейшая работа с Максутовым А.Б. в качестве художественного руководителя и главного дирижера не будет способствовать творческому росту оркестра, и в целом театра. Мы просим освободить от должности Максутова А.Б. и на время отсутствия художественного руководителя, возложить художественное руководство на Художественный совет театра во главе с директором». Отметим, что среди большого количества подписантов есть подписи Галины Шойдагбаевой, Даримы Линховоин, Аюны Базаргуруевой и многих других артистов.

А вот другое письмо, но уже в поддержку бывшего худрука, которое его сторонники написали на имя президента Бурятии Вячеслава Наговицына и председателя Народного Хурала.

«Коллектив БГАТОиБ крайне обеспокоен сложившейся ситуацией в театре. Министр культуры РБ Цыбиков Т.Г., используя свое служебное положение, грубо вмешивается во внутренние дела театра, определяет репертуарную политику театра, формирует составы постановочных групп, устанавливает план и график репетиционного процесса, приглашает специалистов, не имеющих соответствующего образования и опыта работы в театральных коллективах. Данная ситуация ведет к нарушению Устава театра, полномочий и должностных обязанностей ответственных лиц, а также создает условия для коррупционного фона при заключении договоров и разбазаривания государственных средств.
Благодаря кадровой политике Цыбикова Т.Г. в театр приглашались специалисты без специального образования, такие как Лубченко, Людвиг, Ткаченко, Силаевский и другие, целью которых стала реализация личных проектов. Приглашение этих специалистов для работы в театр с их авантюрными планами и полной бесперспективностью, пустыми обещаниями о гастролях во Францию и Германию, внесло нескончаемые интриги, нездоровую творческую атмосферу, отсутствие полноценной творческой работы над репертуаром и спектаклями театра.

Непонятна позиция господина Цыбикова Т.Г., который в сентябре 2011 года, пригласив для работы художественным руководителем театра Максутова Азата Барыевича, прошедшего стажировку, с профессиональным образованием, имеющего опыт работы в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Челябинском театре оперы и балета. А.Б. Максутов зарекомендовал себя в нашем коллективе как энергичный, порядочный, дисциплинированный и высокопрофессиональный дирижер и управленец, сумевший разобраться во внутренней политике театра, однако министр подвергает его травле, унижениям и запугиванию. Все управленческие решения художественного руководителя игнорируются как министром, так и директором театра. Решения принимаются в обход, не учитывая полномочий художественного руководителя и меру его ответственности.

Нормы творческого процесса (репетиции и прокат текущего репертуара) ставятся в зависимость от количества арендных мероприятий в театре, которые планирует единолично директор театра. Данная политика ставит в зависимость и под удар профессиональную состоятельность творческих цехов театра, снижает планку и уровень профессионального мастерства, лишает возможности наших зрителей посещать театральные представления. Не выстроенная просветительская и образовательная политика по работе со школьниками, студентами ставит под сомнение значимость и роль театра.

Прокат спектаклей, производительность труда, занятость артистов упала более чем в два раза, несмотря на увеличение бюджета на 40%. Вместе с тем политика уравниловки, отсутствие грамотного ведения учета и контроля рабочего времени, несправедливое распределение фонда оплаты труда по принципу «люблю-не люблю», отсутствие критериев объективной оценки деятельности и трудовой дисциплины каждого творческого и административного работника создают благоприятный климат для «халявы», безответственности, безнаказанности и отсутствия всяких перспектив для дальнейшего успешного функционирования театра.

Критерием высокой оплаты труда становится не занятость и объемы труда, качество работы, наличие сценической формы, работоспособность и добросовестность, а высокие звания, заработанные в былые времена, и «удобность» дирекции театра и министру культуры.

Все усилия художественного руководителя по повышению творческой и трудовой дисциплины в театре, по упорядочению оплаты труда, приглашению специалистов и укреплению кадрового состава художественно-руководящего персонала с целью повышения профессионального уровня труппы останавливаются бездействием и равнодушием дирекции театра. Мы обеспокоены дальнейшей судьбой нашего художественного руководителя, с которым без всяких объяснений Министерством культуры РБ расторгнут трудовой договор. Тем самым министр закрывает глаза на критическую ситуацию, сложившуюся в театре, и стремится выхолостить из коллектива дух подлинной созидательной атмосферы творчества. Так он способствует распространению в СМИ негативной информации о плачевном состоянии дел в единственном в Сибирском регионе академическим театре и подрывает престиж культуры в Бурятии.

Возможно, под этим письмом не будет многих подписей работников театра, не согласных с существующей политикой разгильдяйства и расхлябанности в коллективе. Это понятно, так как вызовы к директору «по одному», запугивание лишением стимулирующей части зарплат и премий, а также другие дискриминационные санкции в адрес «непокорных» могут оставить работников без работы и средств к существованию.

Просим прекратить непрофессиональную деятельность Цыбикова Т.Г. по разрушению искусства нашей республики путем отстранения его от должности. Рассмотреть слабую работу администрации театра. Восстановить на прежней должности художественного руководителя Максутова А.Б.
Сотрудники БГАТОиБ им. Г. Ц. Цыдынжапова»

фото автора