Выходит в свет брошюра, проливающая свет на происхождение хори-бурят. Её содержание - это обширная по объёму статья доктора исторических наук ИМБТ СО РАН Булата Зориктуева: «Наян-Нава и проблема этногенеза бурятской племенной общности хори». Ранее она была опубликована в научном журнале «Научный диалог» (№ 5, 2020 г.). Научная новизна статьи заключается в том, что в ней впервые в монголоведении поставлена и исследована проблема местонахождения первоначальной родины племени хори Наян-Нава. Полученные результаты важны для последующих исследований этнической истории хори и других этносов. Брошюру к изданию готовит известный агинский издатель Гончикбал Баиров и практически весь тираж уйдёт в Забайкальский край.
О том, где находилась легендарная прародина хоринцев Наян-Нава, в интервью с д.и.н. Булатом Зориктуевым.
- Булат Раднаевич, почему вы обратились именно к этой проблеме?
- Бурятская народность состоит из четырёх племенных общностей – хори, булагат, эхирит, хонгодор, а также территориально-этнической группы селенгинских бурят. По селенгинским бурятам ситуация ясна – это мигрировавшие на Селенгу группы из Халхи и Предбайкалья, преимущественно булагатско-эхиритские роды. А вот история образования названных племён, в том числе и хори, до сих пор известна очень плохо.
- Но ведь по истории хори опубликовано достаточно работ, и их количество продолжает расти?
- Большая часть проблем остаётся нерешённой, поскольку исследователям неизвестен начальный этап этнической истории хоринцев. Ими не учитывается взгляд на свою историю самих хоринцев, которые твёрдо убеждены в том, что являются пришлыми к Байкалу людьми. Они утверждают, что их древней колыбелью была местность Наян-Нава, находившаяся в далёкой благодатной стране. О ней, как о щемящей душу родине предков, сохранилась песня «Наян-Нава», в прошлом её знал каждый член хоринского племени. А отсутствие ответа на вопрос о местонахождении прародины закрывает путь к раскрытию ранней истории хори, в частности, к адекватному пониманию и интерпретации известной легенды о Хоридое и его супруге деве-лебеди, в которой в сфокусированной форме преломлен этногенез хори. В силу неизвестности материала о Наян-Нава, легенда о Хоридое никогда не становилась объектом глубокого анализа исследователей. Такая прослеживается взаимосвязь.
- И как же образовалась этническая основа племени хори?
- Предками племенного этноса хори была сяньбийская общность тоба. В начале IV века тобасцы с востока Монголии прибыли в Амдо, к озеру Кукунор, где стали известны как хор-тоба. Там из их состава, унаследовав древний сяньбийский тотем собаки, выделилась группа родов, получившая имя хор, со временем принявшего форму хори. Эта группа осела западнее Кукунора, в Цайдаме.
- И там же находилась Наян-Нава?
- Совершенно верно, об этом эпизоде в бурятском фольклоре сохранились отголоски двух ранних цайдамских вариантов легенды о Хоридое и его супруге лебеде Хобоши, сложение которых связано с реально существовавшим в Цайдаме оз. Садамтын-Саган-нур. Они в комплексе с другими источниками свидетельствуют о том, что прилегавшая к этому водоёму территория была древней прародиной хоринцев, оставшейся в их памяти как Наян-Нава.
- Широко известная версия о Наян-Нава в Ираке не подтверждается?
- Достоверно известно, что название административного центра провинции Найнава в Ираке образовано от слова Ниневия — названия столицы Ассирийского государства, существовавшего на территории Северного Ирака на левом берегу Тигра в VIII-VII вв. до н.э. Это зафиксировано во всех энциклопедиях и многочисленных научных трудах. Кроме того, в источниках нет сведений об участии хоринцев в монгольских завоеваниях на запад. Этот факт говорит о том, что хоринцы в XIII веке в составе монгольских войск на Тигре и Евфрате не были, следовательно, иракский топоним Найнава никто к Байкалу не приносил.
- А какие, конкретно, источники говорят в пользу вашей версии?
- Широко известный в Бурятии знаток фольклора хори-бурят Р.Э. Эрдынеев из Еравны в 1978 году сообщил мне текст песни «Наян Наваа» и так объяснил её содержание: «Наян Наваа — это имя древней прародины хоринцев, она находилась между Монголией и Тибетом. Там родилось племя хори…».
А о существовании оз. Садамтын- Саган впервые в конце XIX века поведал собиратель-этнограф Матвей Хангалов. Название этого озера и имена, связанных с ним божеств, присутствуют в шаманских призываниях западных бурят. А самую яркую специфику культа сайтани бурхад, местом пребывания которых был Цайдам, составляло присутствие в их пантеоне предка хоринцев Хоридоя и его супруги Хобоши. Характеризуя сайтинские божества, Хангалов писал: «Сатинские боги — добрые, покровительствуют людям; к ним принадлежит Хоредой-нойон и его жена Хобоши-хатун, дочь Неба Шара-Хасара, превращавшаяся в лебедя, почему буряты чтут лебедей и никогда не убивают». Важно подчеркнуть, что название оз. Садамтын- Саган-нур, выражение сайтани (сатани) бурхад этимологически связаны с топонимом Цайдам.
- Булат Раднаевич, но ведь у хоринцев тотемом была собака, а не лебедь?
- В начале VI века к озеру Садамтын-Саган с Саяно-Алтая прибыла группа тюркских родов, почитавшая лебедя. Она омонголилась и слилась с хоринцами. Возникшее племя, будучи основанным на базе монголоязычных родов, стало называться хори. Соединение в этносе двух этнических начал – монголоязычного и тюркоязычного – обусловило функционирование в нём системы двойного счёта родства, в соответствии с которым все 11 хоринских родов одновременно принадлежали и к патрилинейной (связанной с предком-праотцом Хоридоем), и к матрилинейной (связанной с легендарной праматерью – девой-лебедем Хобоши) родственным группам. В конце I тыс. н. э. у хоринцев утвердились нормы отцовского рода, что привело к закреплению патрилинейного правила счёта родства, по которому непрерывная связь от потомка к предку и в том числе к легендарному прародителю Хоридою велась исключительно по мужской линии. Хоринцы, несмотря на смену счёта родства, сохраняя почтительное отношение к родству по материнской линии, свято из поколения в поколение берегли память о легендарной прародительнице Хобоши. Поэтому они до сих пор говорят, что произошли от лебедя. Что касается прежнего сяньбийско- тобаского тотемного культа собаки, то он, утратив своё былое значение, сохранился в форме родового самоназвания галзут.
- А какие хоринские роды имеют тюркские корни?
- Сначала в составе хоринского племени было пять тюркских чисто лебединых родов: хуасай, хубдут, хальбин (хангин), шарайт (шарят) и харят. На каком-то этапе харяты выпали из него. Поэтому омонголившихся тюркских родов в составе хоринцев осталось четыре. Тогда семь других родов — харгана, худай, галзут, гучит, бодонгут, батнай, цаганут — имеют, надо полагать, чисто монгольские корни, хотя этническая принадлежность харганаевцев и худаевцев, которых Ц.Б. Цыдендамбаев относил к тюркским родам, требует дополнительного изучения.
- Что же произошло дальше? Почему хоринцы покинули Наян-Нава?
- Возможно, начались межплеменные распри за лучшие места обитания в Цайдаме. Поэтому хоринцы предположительно на рубеже I—II тыс. н. э. оставили Наян-Нава и оказались в верховье Лены на западной стороне Байкала. Они были одной из первых монголоязычных групп на берегу сибирского моря и в XIII веке прочно входили в состав предбайкальского населения. На это указывает этнографический материал, собранный мной у качугских и ольхонских бурят. Так, на Верхней Лене находится особо почитаемая местными бурятами гора Ягшал. Её эжином (духом-хозяином) является Хорёодой Ехэ Yбгэн (Великий старец Хоридой), а его супругой — Хобширой Ехэ Хатан (Великая госпожа Хобширой). Хорёодой и Хобширой являются местными вариантами имён Хоридой и Хобоши, дополненными почётными эпитетами мэргэн и хатан.
- А как они оказались в Забайкалье?
- Со временем хоринцы сместились южнее, охватив устья р. Большая и Малая Бугульдейка и о. Ольхон. С Ольхона они проникали на восточный берег Байкала. В начале XVII века они заняли правый берег низовьев Селенги, называвшийся Кударинской степью, и отсюда постепенно расселились по другим ныне занимаемым местам в Забайкалье. Этот финальный этап этнической истории хори получил развёрнутое выражение в широко известном ныне позднем байкальском варианте легенды о Хоридое, в котором все действия происходят на Ольхоне и обоих берегах Байкала. Данная версия легенды, необоснованно считаясь единственной, привела к достаточно прочно закрепившемуся в бурятоведении ошибочному мнению, что хоринцы являются автохтонами Байкальского региона.