Блоги 4 мая 2017 1927

​Хамбо лама: «Голодный бурят не думает о Будде»

Фото Анны Огородник

Резиденцию Пандито Хамбо ламы Аюшеева посети­ла делегация во главе с министром сельского хозяйства За­байкальского края Михаилом Кузьминовым. Целью визита стало знакомство с проектом «Социальная отара», реа­лизуемым Буддийской традиционной Сангхой России. Напомним, что эта программа стартовала в 2012 году. Главная её цель - возрождение тра­диционного скотоводства у бурят и закрепление их на селе. А заняться этим Сангху заставила сам жизнь. В этнической Бурятии восстановлено абсолютное большинство исторических дацанов.

Все они работают, ламы проводят молебны, принимают прихожан. Но вот беда - после распада СССР никак не может прийти в себя сельское хо­зяйство. Население, оставшееся без работы, денег и перспектив, массово переселяется в города. Дацаны остались без прихожан, и Хамбо лама по­нял, что: «Голодный бурят не думает о Будде».

Нужно было возрождать основу жизни села, сельское хозяйство. А в условиях Забайкалья это проверенное веками традиционное скотовод­ство, которое базировалось на разведении местных пород скота: бурят­ских лошадей, овец - буубэй, коров и собак – хотошо. круглый год они жи­вут на подножном корму и кормят своих хозяев. Как сказал Хамбо лама: «В селе, где в основном и расположены буддийские дацаны, без овечьей отары достойной жизни не будет. Одно только пьянство, драки да воров­ство».

Конечно, на селе были и есть предприимчивые люди, которые уже давно успешно занимаются скотоводством. Однако, их число не так ве­лико, как хотелось бы. И во время одной из встреч с президентом Влади­миром Путиным Хамбо лама рассказал ему о своём желании возродить жизнь в бурятской деревне. Глава государства поддержал его и выделил на реализацию проекта порядка 70 млн рублей.

На эти средства было закуплено 10 тысяч голов маток. Ещё тыся­чу голов приобрели благодаря безвозмездной помощи председателя правительства Дмитрия Медведева. Доверие и поддержка со стороны первых лиц Российской Федерации наложили на Сангху определённые обязательства. Ведь реализация проекта находится в зоне внимания ад­министрации президента. Сейчас руководство Сангхи делает всё воз­можное, чтобы справиться с поставленными задачами. По задумке Хамбо ламы, в идеале Сангха каждый год должна раздавать главам по­селений молодняк в общей сумме две тысячи голов овец. В настоящее время роздано уже пять тысяч.

«Социальные отары» есть во многих районах республики, в Забай­кальском крае и Иркутской области. На днях у Хамбо ламы побывали глава поселения Ново-Николаевск Владимир Маглаев и фермер Борис Сахиров из Усть-Ордынского бурятского округа. Они пришли вместе с ширээтэ Усть-Ордынского дацана Зоригто ламой, с которым активно со­трудничают. Они также хотят участвовать в проекте.

Напомню, что в Баяндае, Бохане и Алари в Усть-Орде уже пасутся «со­циальные отары». В Баяндае отара есть в селе Кырма – родине великого бурятского ламы Агвана Доржиева. В своё время Хамбо лама посетил её, отслужил там торжественный молебен и подарил отару. А в Алари Хамбо лама побывал в 2015 году на праздновании 200-летия Аларского дацана и тогда же пообещал 100 овец. Как видно, своё слово Хамбо лама сдер­жал, а за своими соседями потянулись эхиритцы.

Министр Забайкальского края Михаил Кузьминов настроен оптими­стично. Сейчас в крае насчитывается порядка 486 тысяч голов, а это на порядок больше, чем в Бурятии. В планах у них к 2025 году довести по­головье до 1 млн голов. В советский период число овец в Читинской об­ласти доходило до 4 млн. То есть, с пастбищами и кормовыми угодьями проблем нет. Впрочем, это видно и невооруженным глазом, когда едешь по краю, отары, стада и табуны попадаются крайне редко. Свободных зе­мель, по его словам, 8 млн гектаров. В Забайкалье ждут крупных инве­сторов, но готовы работать и с мелкими товаропроизводителями. А они как раз и могут стать участниками программы «Социальная отара».

Кроме овец, министра интересовал опыт разведения местных пород лошадей и коров. Но где они будут закупать овец? Один из вариантов - закупка в Монголии, второй – искусственное осеменение. Что касается рынков сбыта мяса и шерсти, то восстановление предприятий по пере­работке шерсти и производству мясной продукции уже заложены в про­грамму развития Забайкальского края.

- Я поражаюсь Хамбо ламе, - сказал на прощание Михаил Кузьминов. – Он не волюнтарист и не фантазёр, он досконально изучает проблему и находит неординарные пути решения. И он меня убедил: «Социальная отара – это прорывная идея!».