На днях в Доме дружбы прошёл «круглый стол» на тему «Право коренных народов на этническую самоидентификацию». Инициатором обсуждения стала Мария Бадмаева, председатель национально-культурной автономии эвенков и член Общественной палаты РБ. Под этим мудреным названием скрывалось простое желание эвенков остаться самими собой в большом городе. Но возможно ли это, если в Улан-Удэ их насчитывается всего лишь 453 человека? Оказывается, возможно, если включить Улан-Удэ в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (КМНС).
Основной проблемой эвенков является признание их эвенками, та самая «идентификация национальной принадлежности».
По российскому законодательству упразднена пятая графа в паспорте, ранее удостоверявшая национальность гражданина. А без неё эвенки не могут получить положенные им лицензии на занятия охотой и рыболовством и другие социальные гарантии. Как без паспорта доказать, что человек именно эвенк, а не русский или бурят?
Вот для решения этого казуса Федеральное агентство по делам национальностей готовит приказ «Об утверждении реестра лиц, относящихся к КМНС РФ». Формировать и вести этот реестр будут органы местного самоуправления, находящиеся в перечне мест традиционного проживания и традиционного хозяйствования эвенков. Сейчас эвенки-горожане добиваются включения Улан-Удэ в этот перечень. Для этого город должен соответствовать пяти критериям: наличие сакральных мест эвенков, историческое обоснование по архивным материалам, наличие общественных организаций, традиционное хозяйствование и статистические данные.
В случае удачного разрешения вопроса администрация города, по данным Ассоциации малочисленных народов Севера РБ, составит реестр городских эвенков. И на основе этого документа они смогут получить дополнительный стимул к самосохранению.
Как выяснилось на «круглом столе», препятствий для включения столицы Бурятии в перечень нет. Историческую справку об этом предоставила д.и.н. Ольга Бураева, сотрудник ИМБИТ СО РАН. По архивным данным, первое Удинское зимовьё, переросшее затем в острог, было основано для сбора ясака с окрестных тунгусов. Это произошло в 1666 году.
По другим требуемым критериям также проблем нет. Есть сакральные места, общественные организации (Ассоциация КМНС), традиционное хозяйствование (пошив национальных костюмов и утвари) и статистические данные по эвенкам. На «круглом столе» были представители города, и они заявили о своей готовности к такому повороту событий. Не останутся в стороне Правительство и Народный Хурал РБ.
Таким образом, вскоре Улан-Удэ может с полным правом называться территорией традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС. Возможно, это станет прецедентом, и тогда эвенки смогут внести в перечень и другие города, например, Читу или Благовещенск.
Однако попадание в реестр КМНС не гарантирует сохранения народа. Недавно я был в Усть-Кяхте, где местная татарская община активно готовится к республиканскому Сабантую–2017. На праздник поедет танцевальная группа из пяти девочек, и вот одна из них - русская, три метиски и одна - чистокровная татарка. Так же и у современных эвенков. Курумканские эвенки обурятились, а баунтовские, северобайкальские и северомуйские – обрусели. И это видно даже внешне.
Конечно, государственные меры поддержки малых народов привели к росту численности эвенков. Но это чисто формально. Как говорят, в северных районах в число эвенков записались местные жители, не имеющие никакого отношения к ним. Для этого достаточно было прийти в суд с двумя свидетелями, готовыми подтвердить эвенкийскую принадлежность заявителя. В республике их сейчас порядка трех тысяч человек, и естественно, противостоять ассимиляции им очень сложно. Эвенки - открытый народ, они не замыкаются в себе и поэтому быстро «размываются».
Но вокруг чего они должны сплачиваться? Нужна идея - такая, как, например, иудаизм - тысячелетиями сохранявшая евреев в диаспоре.
У эвенков традиционная религия - это шаманизм, однако они основательно утратили его практики. В 2004 году я побывал у Светланы Ворониной - единственной эвенкийской шаманки не только в Бурятии, но и, возможно, во всей Сибири. Она была крещёной, посвятила её бурятская шаманка, а ходили к ней в основном русские. Наряду с крестиком, носила шаманские чётки, сердечко и знак - тулю.
На священной для эвенков Белой горе около Багдарина Светлана молилась за благополучие сородичей. Может быть, её молитвы дошли-таки до адресатов, и они обретают тот стержень, который сохранит их в этом мире?
Фото пресс-службы главы и правительства РБ