Летом текущего года бурятский сегмент социальных сетей обошли кадры избиения шэнэхэнских бурят в Китае с целью захвата их земель. Что происходит на самом деле? Достаточно полный и объективный ответ на это удалось получить только сейчас, после поездки в Шэнэхэн Дамдина Бадараева, сотрудника ИМБТ СО РАН.
По его словам, буряты продолжают пользоваться всеми привилегиями, положенными национальным меньшинствам в Китае. Но, есть такой факт… По всему Автономному району Внутренняя Монголия насчитывается 10 тысяч бурят. Из них в двух бурятских, Восточном и Западном, сомонах проживает порядка
7 тысяч человек, и они располагают огромной территорией. Вместе с ними проживают и другие народы. И есть много метисов – бурят, перемешавшихся с дагурами, солонами, эвенками, орочонами, баргутами, харчинами и китайцами. Но, собственно, китайцев-ханьцев в Шэнэхэне менее 4%, и они не претендуют на бурятские земли, в отличие от харчинов, дагуров и солонов. Харчины и дагуры - это монгольские народы, солоны маньчжурского происхождения.
- Да, у бурят действительно много земли, - говорит Дамдин Бадараев. - Я сам ездил и видел это. И поэтому представители других монгольских народов хотят жить в Шэнэхэне. При этом они утверждают, что в свое время, когда буряты договаривались поселиться здесь, речь шла о сроке от 50 до 100 лет.
Напомним, что произошло это в конце 1916 года, когда лидер бурятского национального движения Михаил Богданов, автор первого проекта национальной автономии бурят, а также представитель переселенцев Базарайн Намдык, заключили с амбанем (губернатором) Хулун-Буира договор, по которому бурятам была отведена земля размером в 9 тысяч квадратных километров по долинам трёх небольших рек. Здесь они до сих пор и живут.
Но кто был виновником избиения шэнэхэнцев? Как говорит бурятский учёный: «По этим кадрам идёт противоречивая информация. Говорят, что это была обычная ссора между скотоводами и якобы не надо верить всему, что появляется в Сети. А официальной информации нет. Хотя буряты говорят, что такого рода факты есть».
В действительности произошли столкновения между бурятами и солонами. Причём буряты их изначально недолюбливают, считая, что у них «длинные руки». Их подозревают в краже скота - исчезали табуны, стада и отары. И на этой почве между ними не раз происходили столкновения.
Как считает Дамдин Бадараев, это никакая не государственная политика, а отдельные стихийные столкновения между представителями разных народов.
И даже необязательно на национальной почве, скорее это территориальный спор. Такие конфликты не редки во Внутренней Монголии. А не только у бурят с их обширными землями, на которые претендуют более многочисленные народы. Ещё одна причина для конфликтов - это огораживание земли. Вследствие чего буряты находятся в сложной ситуации, когда ограждения мешают кочёвкам, а с другой стороны, им нужно оградить от посягательств свои пастбища и поля.
Итак, если истёк срок договора об аренде земли, что они думают по поводу возвращения на историческую родину?
- Вопрос дискуссионный, есть разные мнения, - рассказывает Дамдин Бадараев. – Одним шэнэхэнцам нравится Россия, другим жизнь в Китае. В то же время там есть люди, особенно старшего поколения, которые хотели бы переехать в Россию. Но, при условии, что им дадут землю, где они занимались бы скотоводством.
Напомню, что в 2006 году Александр Елаев, председатель Комитета по межнациональным отношениям Администрации Президента РБ, инициировал программу реэмиграции шэнэхэнцев в республику. Однако, этому помешало федеральное законодательство, к тому же из-за быстрого подъёма уровня жизни в Китае Россия потеряла привлекательность в их глазах.
Кроме того, китайское правительство будет против массового оттока в Россию, считает Бадараев. Ведь Китай всегда демонстрирует поддержку малых народностей. А учитывая, что буряты располагаются на трансграничье, это вопрос геополитики. И Китаю ничего не стоит поддерживать 10 тысяч бурят.
Сейчас российские шэнэхэнцы не испытывают дискомфорта. Они вполне интегрировались в местное сообщество, в отличие от 90-х годов. Тогда они пребывали в шоке, а к ним относились как к иностранцам. Сейчас их дети свободно говорят на русском языке, создают семьи с российскими бурятами.
Как заметил Дамдин Бадараев: «Идёт процесс усиления трансграничных коммуникаций бурят». То есть, мы стали чаще ездить друг к другу в гости, и это здорово.
P.S. В декабре прошлого года я побывал в Шэнэхэне, и на всех встречах рефреном звучали слова хозяев: «Давайте хорошо жить там, где мы живём!».