Кто теснит наших шэнэхэнцев?

29-10-2017

Летом текущего года бурятский сегмент социальных сетей обошли кадры избиения шэнэхэнских бурят в Китае с целью захвата их земель. Что происходит на самом деле? Доста­точно полный и объективный ответ на это уда­лось получить только сейчас, после поездки в Шэнэхэн Дамдина Бадараева, сотрудника ИМБТ СО РАН.

По его словам, буряты продолжают пользо­ваться всеми привилегиями, положенными наци­ональным меньшинствам в Китае. Но, есть такой факт… По всему Автономному району Внутренняя Монголия насчитывается 10 тысяч бурят. Из них в двух бурятских, Восточном и Западном, сомонах проживает порядка

7 тысяч человек, и они рас­полагают огромной территорией. Вместе с ними проживают и другие народы. И есть много мети­сов – бурят, перемешавшихся с дагурами, солона­ми, эвенками, орочонами, баргутами, харчинами и китайцами. Но, собственно, китайцев-ханьцев в Шэнэхэне менее 4%, и они не претендуют на бу­рятские земли, в отличие от харчинов, дагуров и солонов. Харчины и дагуры - это монгольские народы, солоны маньчжурского происхождения.

- Да, у бурят действительно много земли, - го­ворит Дамдин Бадараев. - Я сам ездил и видел это. И поэтому представители других монголь­ских народов хотят жить в Шэнэхэне. При этом они утверждают, что в свое время, когда буряты до­говаривались поселиться здесь, речь шла о сроке от 50 до 100 лет.

Напомним, что произошло это в конце 1916 года, когда лидер бурятского национального дви­жения Михаил Богданов, автор первого проекта национальной автономии бурят, а также предста­витель переселенцев Базарайн Намдык, заключи­ли с амбанем (губернатором) Хулун-Буира дого­вор, по которому бурятам была отведена земля размером в 9 тысяч квадратных километров по долинам трёх небольших рек. Здесь они до сих пор и живут.

Но кто был виновником избиения шэнэхэнцев? Как говорит бурятский учёный: «По этим кадрам идёт противоречивая информация. Говорят, что это была обычная ссора между скотоводами и якобы не надо верить всему, что появляется в Сети. А официальной информации нет. Хотя буря­ты говорят, что такого рода факты есть».

В действительности произошли столкновения между бурятами и солонами. Причём буряты их изначально недолюбливают, считая, что у них «длинные руки». Их подозревают в краже скота - исчезали табуны, стада и отары. И на этой почве между ними не раз происходили столкновения.

Как считает Дамдин Бадараев, это никакая не государственная политика, а отдельные стихий­ные столкновения между представителями раз­ных народов.

И даже необязательно на национальной поч­ве, скорее это территориальный спор. Такие кон­фликты не редки во Внутренней Монголии. А не только у бурят с их обширными землями, на кото­рые претендуют более многочисленные народы. Ещё одна причина для конфликтов - это огоражи­вание земли. Вследствие чего буряты находятся в сложной ситуации, когда ограждения мешают кочёвкам, а с другой стороны, им нужно оградить от посягательств свои пастбища и поля.

Итак, если истёк срок договора об аренде зем­ли, что они думают по поводу возвращения на историческую родину?

- Вопрос дискуссионный, есть разные мне­ния, - рассказывает Дамдин Бадараев. – Одним шэнэхэнцам нравится Россия, другим жизнь в Ки­тае. В то же время там есть люди, особенно стар­шего поколения, которые хотели бы переехать в Россию. Но, при условии, что им дадут землю, где они занимались бы скотоводством.

Напомню, что в 2006 году Александр Елаев, председатель Комитета по межнациональным отношениям Администрации Президента РБ, ини­циировал программу реэмиграции шэнэхэнцев в республику. Однако, этому помешало федераль­ное законодательство, к тому же из-за быстрого подъёма уровня жизни в Китае Россия потеряла привлекательность в их глазах.

Кроме того, китайское правительство будет против массового оттока в Россию, считает Бада­раев. Ведь Китай всегда демонстрирует поддерж­ку малых народностей. А учитывая, что буряты располагаются на трансграничье, это вопрос гео­политики. И Китаю ничего не стоит поддерживать 10 тысяч бурят.

Сейчас российские шэнэхэнцы не испытыва­ют дискомфорта. Они вполне интегрировались в местное сообщество, в отличие от 90-х годов. Тог­да они пребывали в шоке, а к ним относились как к иностранцам. Сейчас их дети свободно говорят на русском языке, создают семьи с российскими бурятами.

Как заметил Дамдин Бадараев: «Идёт процесс усиления трансграничных коммуникаций бурят». То есть, мы стали чаще ездить друг к другу в го­сти, и это здорово.

P.S. В декабре прошлого года я побывал в Шэнэхэне, и на всех встречах рефреном звучали слова хозяев: «Давайте хорошо жить там, где мы живём!».

Александр МАХАЧКЕЕВ

Теги: традиции и обычаи Бурятия Китай конфликт территориальный спор



19:24

​Фонд «ЗвениУдинск» и Байкальский колледж туризма и сервиса договорились о сотрудничестве 

17:03

​Намсарай Намсараев: «Бурятия имеет неограниченные возможности для роста» 

16:41

​«Наран» ансамбль – Санкт-Петербург хотодо 

15:38

​Эдиршүүлэй олимпиадаһаа – хоёр мүнгэн медаль 

15:12

Багшашье, барилгашаншье 

14:46

Улан-Удэ производит более 50% всех отходов республики 

14:45

​«Буряад зоноймнай шэмэг дууе барандаа угтыт даа!» 

14:20

​Тоонто нютагаа түүрээһэн дуушан 

13:59

​Сартулы 

13:27

​«ГЛОБАЛЬНЫЙ ЁХОР» объединяется с «НОЧЬЮ ЁХОРА» 

11:49

«Школа грамотного потребителя» в Бурятии начала уроки по ЖКХ 

11:49

​Баян Бата-Мүнхэ 

11:19

​Тэнгэриин бэшэгтэй буряад арад бодохо ёһотой 

10:47

​«Арһан бээлэйн» эзэнэй амжалтанууд 

10:22

​Залуу халаанда – ёһотой жэшээ 

09:58

​«Оюун бэлиг» мүрысөөн үргэн дэлисэтэйгээр үнгэрөө 

09:33

​Хэжэнгын таряашад урматай 

09:08

Эрдэм Дагбаевай дурасхаалда 

09:00

Бурят-монгольский зурхай с 17 по 23 октября 

08:25

Тёплая погода без осадков сохраняется в Бурятии сегодня, 17 октября 

Наши издания