Как остановить процесс «утечки мозгов» из нашей республики? Что нужно сделать для того, чтобы промышленный парк Бурятии заработал на полную мощность? Как идёт реализация Закона РБ «О промышленной политике Республики Бурятия»? Эти и другие вопросы обсуждались на состоявшемся в прошедшую пятницу заседании Совета Народного Хурала РБ, сообщает газета «Бурятия».
Статус молодых учёных закреплён законодательно
Более трёх лет Комитет Народного Хурала по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодёжной политике, общественным и религиозным объединениям ведёт планомерную целенаправленную работу по выработке системы поддержки молодых учёных, реализации их научных разработок для повышения экономики республики, включая наукоёмкие, высоко технологичные производства.
Одним из основных этапов этой работы стали парламентские слушания 2016 года по теме «Молодёжный ресурс в развитии экономики Бурятии». По итогам слушаний принята резолюция, согласно которой, в частности, рекомендовано создать грантовый фонд при Главе республики по поддержке молодых учёных, законодательно закрепить статус молодых учёных.
«Мы подводим своеобразный итог того, как наш комитет два с лишним года поднимал такую незаслуженно забытую тему, - заострил внимание на проблеме председатель профильного комитета Цыденжап Батуев. - У нас в Бурятии есть молодые учёные, но эту тему незаслуженно не поднимали. И мы сумели пробудить интерес к этой теме. От имени комитета хочу поблагодарить Министерство промышленности, в целом наше правительство за понимание того, что лозунг о том, что в Бурятии высшее образование и молодые учёные – это наше конкурентное преимущество».
Безусловно, сейчас перед властями и научным сообществом республики стоит непростая задача – не растерять и укрепить это конкурентное преимущество. Внушает оптимизм, что определённые результаты на этом стратегически важном направлении сделаны. К примеру, на февральской сессии парламента республики законодательно закреплён статус молодых учёных. Были внесены изменения в Законы РБ «О государственной молодёжной политике в Республике Бурятия» и «О науке и научно-технической политике в Республике Бурятия», и закреплено в них такое понятие, как «молодые учёные».
«Таким образом, молодой учёный – это человек, профессионально занимающийся научной деятельностью и имеющий учёную степень в возрасте до 35 лет, имеющий степень доктора наук в возрасте до 40 лет, и не обладающий степенью в возрасте до 30 лет, - разъяснил председатель Совета научной молодёжи БНЦ СО РАН Евгений Нолев. – Принятие этого статуса позволит дальше формировать направление поддержки молодых учёных».
Но в то же время сегодня остро стоит проблема сокращения кадрового научного потенциала Республики Бурятия из-за снижения количества молодых учёных.
«Так, в 2012 году количество молодых учёных составляло 1291 человек, к 2017 году – 700 человек, - сообщил заместитель министра спорта и молодёжной политики РБ Эрдэни Дымчиков. - Одной из причин сложившейся ситуации является отток молодых учёных в научно- и инвестиционно привлекательные регионы. Для решения этой проблемы необходимо разработать комплекс мер, направленных на поддержку научной молодёжи республики».
Как остановить миграцию научной молодёжи?
Вопрос по животрепещущей проблеме - «утечке мозгов» - докладчику задал парламентарий Анатолий Кушнарёв:
«Нужно ли среди комплекса мер, чтобы прекратить миграцию нашей научной молодёжи на Запад, выделить одну главную меру?»
Отвечая на этот вопрос, замминистра заявил, что учёные должны быть востребованы:
«Поэтому мы планируем разработать подпрограмму в программе «Развитие физической культуры и спорта», в которую будут включены методы, позволяющие достигнуть этой цели».
По мнению Эрдэни Дымчикова, силами одного министерства такую сложную задачу, в том числе по финансированию проектов молодых учёных, решить трудно: необходим комплексный подход.
«Спрашиваете, как удержать научную молодёжь в Бурятии? Эта тема мне близка. Я сам когда-то был молодым учёным, возглавлял Совет молодых учёных в сельскохозяйственном институте. В 90-е годы об этом перестали говорить. Сейчас действительно пришло время остановить миграцию научной молодёжи, – выразил своё мнение по актуальной теме Анатолий Кушнарёв. – На самом деле для этого необходима комплексная система мер. Одна из них - диссертационные советы. Ведь защита диссертации - это мотивация, повышение статуса молодых учёных, увеличение их зарплаты. Но помимо этого необходимо внедрять свои разработки. Важна, как правильно отметил замминистра, востребованность учёных. Здесь я хочу вспомнить опыт советского периода: тогда были молодёжные научно-творческие коллективы. К примеру, такой коллектив, руководимый Владимиром Вербулем, был на ЛВРЗ. То есть сейчас необходимо объединить молодых учёных с молодыми инженерами - для решения конкретной производственной задачи. Такие коллективы можно создать и в сфере сельского хозяйства, к примеру, для разработки технологии выращивания какой-то культуры».
Ликёро-водочный завод заработает на полную мощность
По мнению Анатолия Кушнарёва, принудительными мерами удержать в республике молодых учёных невозможно: они поедут туда, где для них созданы привлекательные комплексные условия, в том числе предоставление жилья и выплата грантов.
Ещё одним пунктом в повестке был вопрос об исполнении постановления Совета Народного Хурала Республики Бурятия «О ходе реализации Закона РБ «О промышленной политике Республики Бурятия».
В докладе министр промышленности и торговли РБ Алексей Мишенин, отчитываясь о том, как в республике идёт реализация этого закона, отметил:
«Совет Народного Хурала тогда своим постановлением рекомендовал обеспечить ежегодное финансирование госпрограммы РБ «Развитие предпринимательства и торговли» в объёме не менее 200 млн рублей. Законом о республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на эту программу предусмотрено 263 млн рублей».
Алексей Мишенин коснулся и темы развития промпарка республики. По его словам, сегодня площадь промышленного парка запущена лишь на 83%. Для полной его наполняемости и увеличения производственных площадей следует установить специальный грузоподъёмник и перенести инженерные сети.
По сообщению Анатолия Кушнарёва, оборудование стоимостью в 4,5 млн рублей позволит разместить резидентов на 2 и 3 этажах.
«Наш комитет всё время подталкивал профильное министерство к развитию промпарка, – пояснил председатель профильного комитета парламента Бурятии. – Мы несколько раз выезжали туда, проводили рабочие совещания. И результат появился. 70% освоения площадей промпарка - это уже неплохо. И если мы не поможем промпарку установить лифтовое оборудование, тогда 2 и 3 этажи окажутся незадействованными. Думаю, что сейчас, когда бюджетная заявка подана, руководство республики это поддержит и оборудование будет установлено. А бизнесмены, желающие стать резидентами промпарка, есть».
А что касается нового ликёро-водочного завода, то, по словам Анатолия Кушнарёва, на полную мощность завод выйдет к концу 2019 года, и тогда в бюджет республики это предприятие ежегодно в виде налогов будет отчислять более 1 млрд рублей.
«У этого предприятия, которое к нам заходит, появились планы по расширению производства. Они даже хотят спиртзавод поставить здесь, в промпарке, поэтому просили ещё земельный участок. Такой участок имеется, но на нём есть частично инженерные сети, поэтому их надо переносить, и на это в бюджете нужно предусмотреть средства: сумма незначительная – около 2 млн рублей».
По мнению председателя профильного комитета, если этот промпарк заполнится, то он не должен быть единственным в Бурятии: могут быть открыты его филиалы в крупных промышленных районах республики, например, в Кабанском, Заиграевском. Можно создать ещё один в Улан-Удэ: в существующий промпарк хотят зайти примерно 10 резидентов, но им не хватит производственных площадей.
Депутаты дали положительную оценку итогам работы Минпромторга РБ: практически все рекомендации 2017 года выполнены или выполняются.
«Закон «О промышленной политике Республики Бурятия» работает и способствует развитию республики», - резюмировал Цырен-Даши Доржиев.