Блоги 29 окт 2024 5432

Священную «Белую пищу» в массы

Кулинарный блог. В прошедшую субботу в Музее-галерее Льва Бардамова состоялась презентация проекта «Эжын хэшэг – Дар матерей», где Маргарита Мангатаева – настоящий специалист в области национальных рецептов, рассказала гостям о бурятской молочной кухне и её особой востребованности в современных условиях.

© фото: Александр Махачкеев

Интересен был сам формат презентации, а проходят они каждую субботу. Сначала проход по великолепным залам этой сокровищницы раритетов, искусства и исторической памяти народов Бурятии. Глядя на все это собрание, в очередной раз поражаешься деяниям Льва Бардамова! Без сомнения, он величайший наш современник, масштаб личности которого нам ещё предстоит оценить!

Так вот, знакомство с Маргаритой Васильевной и её продукцией проходило в самом дальнем зале галереи – а ля квартира времён Бур АССР.  Поскольку буряты прирождённые скотоводы, то основная наша пища это продукты животноводства – мясо и молоко. Но мясо ели в основном зимой, ранней весной и поздней осенью.  Со сходом снега и  появлением свежей травы переходили на молочные продукты. Они почитаются особо и называются Белой пищей – сагаан эдеэн. Это молоко, масло, сыры, саламат, кумыс (сэгээ), аарса, айраг, урмэн, творог, сметана, сливки, хурэнгэ, тогонэ арси (тарасун), зутран сэй, суутэй сэй и т.д.

- У нас на стол гостю прежде всего ставят что-либо молочное, будь то сметана, сливки, просто молоко, - начала свою презентацию Маргарита Васильевна. - С него начинается любое угощение.

Священная белая пища бурятской кухни полезна для организма. Молоко и другие молочные продукты наполнены целым списком полезных витаминов, а также являются источниками минеральных солей, микро- и макроэлементов, которые очень важны для обмена веществ. Молоко, кисломолочные продукты и сыры, богатые кальцием, очень полезны для зубов, для свертывания крови и сокращения мышц, поэтому они полезны как детям, так и взрослым.

Маргарита Васильевна поочередно представляла продукты производимые ею самой, в том числе традиционный зелёный час приправленный молоком, арсу (арсаан по кижингински), тараг, урмэн, шанаган зоохэй (саламат). Всё было очень вкусное, натуральное и свежее. Мука используемая в них только фермерская, пшеничная, цельнозерновая  грубого помола и конечно натуральная и опять  из Кижинги. Оттуда родом сама радушная хозяйка и автор презентации, по профессии технолог по пищевой безопасности продуктов. По её рассказам, с самого детства она росла именно на такой пище со своей бабушкой прожившей около ста лет.

Питалась бабушка, разумеется,  только традиционной бурятской едой, то есть «белой пищей». Это была не роскошь, а необходимость, другой еды просто не было. Особенно летом, когда зимний запас мяса уже давно был съеден. К тому же буряты тогда не садили огороды, не так давно стали растить хлеб, не было в степи и рыбы. Но обилия молока и сделанных из неё продуктов было достаточно!

Сегодня жизнь кардинально изменилась, мы стали горожанами и перешли на другое меню. И даже в деревне перестали доить коров и делать «белую пищу»! Покупают молоко в тетрапакетах! Это происходит повсеместно: от Закамны до Курумкана и от Аги до Усть-Орды. Более того, даже в Улан-Баторе покупают молоко от «Титана»! Про гибель деревни под железной поступью машинной цивилизации пронзительно писал ещё Сергей Есенин в стихотворении про  красногривого жеребенка, который пустился наперегонки с поездом:

         «Милый, милый, смешной дуралей,

          Ну куда он, куда он гонится?

          Неужель он не знает, что живых коней

          Победила стальная конница?...»

Современный агропромышленный комплекс значительно удешевил производство еды, а глобализация сделала доступными продукты со всех концов света. Знали ли наши предки хамон, суши или кимчхи? Вопрос риторический! Наши дети предпочитают чипсы, бургеры и газировку. И не только в городе, но и в деревне. Как с этим быть? Отказываться от традиционной пищи? От нашей арсы и курунги? Но ведь пища взращённая на нашей земле оптимально приспособлена к нашему климату, воздуху, воде, а главное - к нашему организму.

Выход один, брать готовую традиционную пищу у наших фермеров, сельчан и таких энтузиастов как Маргарита Васильевна. Нужно учиться и перенимать у наших братьев монголов, которые производят суутэй сэй, арсуу и другую белую пищу в сушеном виде в пакетиках, в вакуумных упаковках, шариками в виде конфеток и прочее, прочее.  А для начала стоит познакомиться с проектом «Эжын хэшэг – Дар матерей», который проходит каждую субботу в  Музее-галерее Льва Бардамова…  

Фото: Александр Махачкеев